ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/2023 от 19.12.2023 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

19 декабря 2023 года город Киров

Судья Нововятского районного суда г. Кирова Ж.А.Червоткина,

при секретаре Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-4/2024 (43MS0067-01-2023-006264-50) по жалобе ООО «ЖКХ г.Кирова» на постановление мирового судьи судебного участка № 59 Нововятского судебного района г. Кирова Кировской области от 12.10.2023 по делу № 5-837/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖКХ г.Кирова»,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным 12.10.2023 мировым судьей судебного участка № 59 Нововятского судебного района г. Кирова Кировской области, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие представителя ООО «ЖКХ г.Кирова», с нарушением срока его составления. Также должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее – ГЖИ по Кировской области) определение о возбуждении дела об административном правонарушении не был направлено управляющей компании. Должностным лицом инспекции не был соблюден установленный законом порядок проведения мероприятий по контролю, поскольку управляющая организация не была осведомлена о проведении в отношении юридического лица проверки. Данные обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии в деянии ООО «ЖКХ г.Кирова» вины, и уклонении его от проведения проверки, достаточных доказательств тому в материалы дела не представлено. Общество является субъектом малого и среднего бизнеса, включенным в Единый реестр субъектов МСП, следовательно, имелись основания применить при назначении размера штрафа положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ. В настоящее время плановые контрольные (надзорные) мероприятия не должны проводиться.

Представитель ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова», временный управляющий Общества Пленкин В.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Государственная жилищная инспекция Кировской области, извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив и проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба ООО «ЖКХ г. Кирова» на постановление об административном правонарушении от 12.10.2023, копия которого получена представителем Общества 26.10.2023, направлена в суд 03.11.2023, то есть в срок, установленный законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусматривает воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ определено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами установлен положениями статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 3).

В силу статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, устанавливающей порядок проведения документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 вышеназванного Закона).

Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.08.2023 ООО «ЖКХ г.Кирова» зарегистрировано по адресу: Производственная ул., д. 1, пом. 1014, мкр.Радужный, г.Киров, Кировская область, 610010, является действующим юридическим лицом, в отношении Общества в деле о несостоятельности (банкротстве) введено наблюдение. Основным видом деятельности указано - управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

09.12.2019 Государственной жилищной инспекцией Кировской области ООО «ЖКХ г.Кирова» выдана лицензия № 000314 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании решения и.о. начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Гурчевой И.О. от 13.07.2023 № Ц/174/2023 в отношении ООО «ЖКХ г.Кирова» в период с 03.08.2023 с 09.00 час. сроком на 2 рабочих дня проводилась внеплановая документарная проверка в связи с поступившим обращением гражданина, содержащим информацию о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в части установления фактов нарушения прав потребителя, выразившихся в несоблюдении Обществом требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе использованию и содержанию общего имущества, ненадлежащего начисления платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Киров, ул.Бородулина, д.1, находящимся в управлении ООО «ЖКХ г.Кирова».

Пунктом 13 указанного решения ООО «ЖКХ г.Кирова» предложено предоставить в ГЖИ по Кировской области документы, указанные в перечне.

Копия решения от 13.07.2023 и требование о предоставлении указанных документов в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения требования получено ООО «ЖКХ г. Кирова» 19.07.2023, что подтверждается отчётом об отследивании отправления с почтовым идентификатором 61099285091200.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, устанавливающей порядок проведения документарной проверки предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Соответственно, запрошенные документы должны были быть предоставлены в срок не позднее 02.08.2023.

Согласно акту о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 04.08.2023, в установленный действующим законодательством срок, а также на момент окончания внеплановой документарной проверки запрашиваемые документы, содержащиеся в пункте 13 решения о проведении проверки от 13.07.2023 № Ц/174/2023, в инспекцию предоставлены не были, пояснений о невозможности предоставить данные документы, также в рамках проверки не поступало, что повлекло невозможность завершения проверки в части установления фактов нарушения прав потребителя, выразившихся в несоблюдении требований к использованию и сохранности жилищного фонда, начисления платы за содержание жилого помещения в МКД, в части уменьшения платы за услуги по уборке мест общего пользования, уборке придомовой территории.

По данному факту должностным лицом Государственной жилищной инспекцией Кировской области Шаклеиной Л.К. был составлен протокол об административном правонарушении от 04.09.2023 № 76/Ц/174/23ПР в отношении ООО «ЖКХ г.Кирова».

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, вмененное в вину ООО «ЖКХ г.Кирова» выразилось в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, повлекшее невозможность проведения проверки.

При рассмотрении дела мировой судья правильно применил нормы КоАП РФ и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ЖКХ г.Кирова» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ООО «ЖКХ г. Кирова» не было извещено о составлении протокола об административном правонарушении, несостоятелен, поскольку в деле имеются сведения о получении юридическим лицом извещения о составлении протокола от 07.08.2023 почтой 11.08.2023, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61099286165252.

Нарушение должностным лицом срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола, поскольку такой срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом административное расследование по делу не проводилось, соответственно определение о возбуждении дела об административном правонарушении не выносилось.

В силу положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым установлено, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры: в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

Внеплановая документарная проверка юридического лица проведена инспекцией в связи с поступлением от гражданина жалобы, содержащей информацию о ненадлежащем предоставлении услуги по содержанию общего имущества МКД, находящегося в управлении ООО «ЖКХ г.Кирова», что в силу приведенных положений постановления Правительства РФ не является нарушением прав юридического лица.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 59 Нововятского судебного района г. Кирова Кировской области от 12.10.2023 по делу № 5-837/2023 о привлечении ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Ж.А.Червоткина