ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214ПО от 03.11.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,

ул. Коммунистическая, 51

04RS0021-01-2020-003365-10

Судья Танганов Б.И., № 5-829/2020

Дело № 12-214 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

3 ноября 2020 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении

начальника Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» ФИО1,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 августа 2020 года начальник ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на два года.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО1 - Туманова В.А. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что судом не дана оценка факту частичного исполнения представления УФК по РБ от 1 октября 2019 года. Пункт 2 представления был снят с контроля до истечения срока его исполнения, что свидетельствует об уменьшении размера вреда охраняемым законом интересам. Представление УФК по РБ вынесено в связи с допущенными предыдущим начальником Управления капитального строительства нарушениями; ФИО1 же приступил к исполнению своих обязанностей лишь 19 марта 2019 года. Суд не дал оценку тому, что у ФИО1 отсутствовала реальная возможность исполнить пункт 1 представления УФК по РБ своими силами или с использованием организационно-властных полномочий. В протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен; его защитник Туманова В.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель УФК по Республике Бурятия ФИО2 возражала доводам жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановления судьи районного суда.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу части 20.1 КоАП РФ повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 настоящей статьи, влечет дисквалификацию сроком на два года.

Из материалов дела следует, что 1 октября 2019 года в рамках проверки использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее также - УФК по РБ) в адрес ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» внесено представление № 02-12-34/23-3247 (далее - Представление) в срок до 27 марта 2020 года устранить бюджетные нарушения, обеспечив выполнение:

1) - в восьми жилых помещениях, расположенных в с. <...>, осуществить утепление стен в соответствии с техническими требованиями к государственному контракту;

- в двух жилых помещениях, расположенных по адресу: <...>, осуществить установку внутренней деревянной двери, предусмотренной техническими требованиями к государственному контракту;

принять меры по устранению причин и условий нарушения, а именно: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также условий заключенных соглашений о предоставлении средств из бюджета и государственных контрактов;

2) в срок до 29 ноября 2019 года включительно принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения, выразившегося в оплате товара, не соответствующего условиям государственного контракта, а именно одного жилого помещения, находящегося в г.<...>; провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также условий заключенных соглашений о предоставлении средств из бюджета и государственных контрактов.

5 декабря 2019 года требования пункта 2 Представления сняты с контроля в связи с фактическим исполнением.

Однако требования, содержащиеся в пункте 1 Представления, в установленный срок (до 27 марта 2020 года) выполнены не были.

Из материалов дела следует, что начальник ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, на основании постановления заместителя руководителя УФК по РБ от 10 декабря 2019 года № 02-19-34/2019-35. Указанное постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу 21 февраля 2020 года; административный штраф (как мера административного наказания) уплачен должностным лицом 27 апреля 2020 года. Следовательно, в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ должностное лицо ФИО1 считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ с 21 февраля 2020 года по 27 апреля 2021 года.

Таким образом, должностное лицо ФИО1 повторно совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть вновь не выполнил в установленный срок законное Представление УФК по РБ от 1 октября 2019 года.

Фактические обстоятельства подтверждаются, в том числе протоколом № 6 об административном правонарушении от 21 июля 2020 года; представлением УФК по РБ от 1 октября 208 года (л.д. 29); письмом ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» в адрес УФК по РБ от 27 марта 2020 года № 1188 (л.д. 38); постановлением о назначении административного наказания от 10 декабря 2019 года № 02-19-34/2019-35 (л.д. 117); решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 23 января 2020 года (л.д. 127) и иными материалами дела.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, и о доказанности вмененного административного правонарушения. Сомнений в правомерности такого вывода не имеется.

Довод жалобы о том, что совершенное ФИО1 административное правонарушение является малозначительным, является несостоятельным.

Согласно 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Основным критерием при решении данного вопроса является наличие или отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что частичное неисполнение законного представления органа государственного финансового контроля посягает на установленный законом порядок управления; напрямую затрагивает жилищные прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; влияет на реализацию государственной программы «Социальная поддержка граждан», совершенное ФИО1 правонарушение не может быть признано малозначительным.

Утверждение стороны защиты о том, что Представление УФК по РБ вынесено в связи с нарушениями, допущенными предыдущим начальником ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Представление УФК по РБ от 1 октября 2019 года выдано объекту контроля - ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», согласно Уставу которого персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на учреждение обязанностей несет руководитель.

В период с 1 октября 2019 года по 28 марта 2020 года (около полугода) руководство деятельностью учреждения осуществлял ФИО1, который и должен был предпринять все зависящие от него меры по исполнению в полном объеме в установленный срок Представления УФК по РБ.

Частичное исполнение требований Представления (пункт 2) не может повлечь отмену судебного постановления и прекращение производства по делу. Невыполнение требования, содержащиеся в пункте 1 Представления, в установленный срок в любом случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, Представление УФК по РБ от 1 октября 2019 года отвечает признакам исполнимости, выдано уполномоченным органом в установленном порядке, содержит четко сформулированные требования.

Требования пункта 1 Представления объективно могли быть устранены ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия». Представление не было оспорено в судебном порядке либо в досудебном порядке путем обращения в Федеральное казначейство. С заявлением о продлении срока выполнения требований Учреждение в УФК по РБ не обращалось.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к исполнителю государственного контракта об устранении недостатков жилых помещений только в последний день срока исполнения Представления (письмо от 27 марта 2020 года № 1188 (л.д. 38)).

Довод жалобы о неверном указании в протоколе об административном правонарушении места его совершения, подлежит отклонению, поскольку обязанность по исполнению законного предписания (представления) органа государственного финансового контроля возлагается на конкретное юридическое лицо; местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, следует считать место нахождения объекта контроля.

Таким образом, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления. Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья: Назимова П.С.