ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2156/20 от 16.03.2021 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-239/2021

УИД 16RS0049-01-2020-015016-36

РЕШЕНИЕ

16 марта 2021 г. г. Казань

Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Королёв Р.В., рассмотрев жалобу Тютлина Алексея Александровича на постановление государственного инспектора Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнодзора от 4 декабря 2020 г. № 43-13-2020-969 в отношении Тютлина Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

установил:

постановлением государственного инспектора Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнодзора от 4 декабря 2020 г. № 43-13-2020-969 Тютлин А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500,00 рублей.

Тютлин А.А. не согласился с данным постановлением и подал на него жалобу, в которой в частности указал следующее. В его действиях отсутствует вина, поскольку нет доказательств, что он знал, мог или должен был знать о выполнении работ по благоустройству в границах охранной зоны электросетевого хозяйства. В сведениях ЕГРН отсутствует указание на наличие охранной зоны на участке, принадлежащем Тютлину А.А., данная охранная зона никак не промаркирована на месте. Работы по благоустройству выполнялись Тютлиным А.А. в строгом соответствии с утвержденным Проектом благоустройства прилегающей территории в соответствии с корректировкой эскизного предложения организации входных групп и благоустройства территории торгового центра по ул. Чуйкова г. Казани, подготовленной ООО «Спутник безопасности» от 2019 г. (вх. УАиГ от 15.05.2019 № 15/07-исх.-ог.4934. Нет доказательств, что его действия могли вызвать или вызвали перерыв в обеспечении потребителей электроэнергией.

На основании вышеизложенного просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Тютлина А.А. жалобу поддержал. Также предоставил письменные дополнения к жалобе в которых указал следующее. Нарушен срок привлечения к ответственности, поскольку с даты выявления правонарушения – 24.10.2019, на момент вынесения обжалуемого постановления прошел годичный срок. Инспектором не было представлено доказательств, что Тютлиным А.А. выполняются какие-либо работы в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Какие-либо замеры Инспектором не производились, на составление протокола осмотра от 24.10.2019 Тютлин А.А. не приглашался.

Кроме того, Инспектором не было представлено доказательств, что в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства Тютлиным А.А. осуществляются действия, которые могут повлечь опасность перерыва или фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

Представитель Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнодзора в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, также пояснил, что выход на место совершения правонарушения не осуществлял, поскольку не усматривает в этом необходимости, так как материалов предоставленных АО «Сетевая компания» достаточно.

Представители АО «Сетевая компания» указали, что считают АО «Сетевая компания» потерпевшим по делу, поскольку действиями Тютлина А.А. создана угроза интересам АО «Сетевая компания».

Выслушав лиц участвующих в деле, судья Ново-Савиновского районного суда г. Казани приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 9.8 КоАП РФ, нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, в адрес Приволжского управления Ростехнадзора поступило письмо Филиала ОАО Сетевая компания» Казанские электрические сети от 07.02.2020 вх. № 290/3874 о том, что филиалом ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети выявлены факты осуществления в границах охранных зоны объектов электросетевого хозяйства ОАО «Сетевая компания» кабельных линий 10кВ РП-51-ТП-1685, РП-51-ПС-Савиново, РП-51-ТП-2594, РП-51-ТП-1618, РП-51-ПС Магистральная ТП-2588-ТП-1676, РП-51-ТП-1691 по ул. Чуйкова, 54а г. Казани следующих действий: без получения письменного решения о согласовании сетевой организацией проведены работы по заливке бетонной площадки, тем самым нарушены Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Представителем Филиала КЭС ОАО «Сетевая компания» Миннегалеевым P.X. и мастером СРЭС Морозовым К.А. составлен акт проверки от 24.10.2019.

Гражданин Тютлин А. А. был проинформирован о том, что филиал ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети является заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при производстве земляных работ по благоустройству территории с организацией въезда-выезда, площадки для проведения культурно-развлекательных мероприятий с размещением мобильных объектов, покрытия хозяйственной площадки к торговому центру «МИР» по ул. Маршала Чуйкова, 54а, о чем свидетельствует ответ на обращение Тютлина А.А. от Управления Архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани от 29.10.2019 № 15/09-ИСХ-ОГ/15524. Однако, с учетом сохранения охранных зон объектов теплоснабжения согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.05.2000 № 363 «О мерах по предупреждению аварий на трубопроводном транспорте, кабельных, воздушных линий электропередач и связи, обеспечения устойчивого функционирования объектов энергетики», благоустройство территории не было предварительно согласовано с рядом организаций, в том числе с филиалом ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети.

Кроме того, в адрес ИП Тютлина А.А. филиалом ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети было направлено уведомление об устранении нарушений охранных зон, в котором прописано о том, что в охранной зоне кабельных линий 10кВ РП-51-ТП-1685, РП-51-ПС-Савиново, РП-51-ТП-2594, РП-51-ТП-1618, РП-51-ПС Магистральная ТП-2588-ТП-1676, РП-51-ТП-1691 по ул. Чуйкова, 54а г. Казани, допущено следующее нарушение: Не согласованные работы по заливке бетона на КЛ-10кВ РП-51-ТП-1685, РП-51-ПС-Савиново, РП-51-ТП-2594, РП-51-ТП-1618, РП-51-ПС Магистральная ТП-2588-ТП-1676, РП-51-ТП-1691, на которое гражданином Тютлиным А.А. был дан ответ. Полученный от Тютлина А.А. ответ, подтверждает, что гражданин Тютлин А.А. был проинформирован о том, что имеется факт нарушения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160.

В силу пунктов 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Однако данное требование не было соблюдено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления.

Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 утверждены Правила, определяющие порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (далее – Правила установления охранных зон).

Согласно пункту 5 Правил установления охранных зон, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

В соответствии с указанным Приложением для линий проектного номинального класса 110 кВ расстояние охранной зоны составляет 20 м.

В пункте 6 Правил установления охранных зон указано, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; размещать свалки; производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Статьей 9.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения энергетической безопасности, нормальной и бесперебойной эксплуатации электрических сетей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Объективная сторона правонарушения заключается в повреждении электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, которое могло вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией и причинение ущерба гражданам и юридическим лицам либо угроза возникновения данного повреждения.

Обязательным признаком объективной стороны является наступление негативных последствий в виде возникновения опасности перерыва или фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется совершением административно наказуемого деяния, с возможностью наступления или наступлением общественно опасных последствий в виде перерыва в обеспечении потребителей электроэнергией, а также наличием причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

Из указанного следует, что объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.8 КоАП РФ составляет не сам факт нарушения правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (в частности Правил установления охранных зон), а нарушения, повлекшие за собой наступление опасных последствий в виде возникновения опасности перерыва или фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

Однако, как следует из содержания обжалуемого постановления, Тютлину А.А. фактические вменяется отсутствие согласования с АО «Сетевая компания» на проведение работ по заливке бетонной площадки, однако с данным описанием вменённого правонарушения нельзя согласиться по следующим основаниям.

Отсутствие согласования на проведение работ нельзя признать тождественным нарушению правил охраны электрических сетей могущим вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

Само согласование не указывает на безопасность проведения работ, не исключает возможность наступления негативных последствий даже при проведении работ при наличии данного согласования.

Из представленных материалов по делу об административном правонарушении не следует, что заливка бетонного основания вызвало фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией. Указанные материалы также не содержат какой-либо информации, свидетельствующей о том, что данные действия могли повлечь за собой возникновения опасности перерыва в обеспечении потребителей электрической энергией, и подтверждающие такую информацию доказательства.

Вопрос о том, каким именно образом заливка бетонной площадки в охранной зоне электросетевого хозяйства приведет к наступлению опасных последствий в виде возникновения опасности перерыва или фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, а также вопрос наличия причинной связи между совершенным нарушением и наступившими последствиями административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не рассматривался.

Обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным также по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 Правил установления охранных зон охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений. Приказом министерства энергетики РФ от 19.06.2003г. № 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ.

Пунктом 5.7.1. указанных правил предусмотрено, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. В соответствии с пунктом 5.7.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.

Согласно пунктам 5.7.12. и 5.7.14. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии: сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналом, установленные согласно уставу внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов); устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий; постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов. При эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью Таким образом, сетевые организации (организации, эксплуатирующие электрические сети) в силу положений вышеуказанных Правил обязаны маркировать охранные зоны путем установки за свой счет предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных Правил; организовывать и проводить периодические и внеочередные осмотры высоковольтных линий.

Представленные материалы по делу об административном правонарушении не свидетельствуют о том, что охранная зона, в пределах которой была залита бетонная площадка, была надлежащим образом промаркирована специальными знаками, и Тютлин А.А. точно знал, что размещает данную бетонную площадку в границах охранной зоны. Какие-либо доказательства размещения предупреждающих знаков, документацию, подтверждающую размещение знаков или фотоматериалы административным органом представлены не были.

Административным органом также не представлены доказательства, подтверждающие факты того, что сетевая организация (организация, эксплуатирующая электрическую сеть) в процессе осуществления непосредственной деятельности по контролю за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения ставило в известность Тютлина А.А. о факте размещения бетонной площадки в охранной зоне. При этом в процессе осуществления деятельности по контролю за соблюдением правил охраны электрических сетей сетевые организации (организации, эксплуатирующие электрическую сеть) вправе требовать исполнения от граждан и юридических лиц Правил установления охранных зон, Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, а также иных правил и норм, регламентирующих безопасную эксплуатацию электросетевого хозяйства, в частности требовать демонтажа неправомерно установленных детских и спортивных площадок, стадионов, рынков, торговых точек, гаражей, стоянок и т.д., в необходимых случаях обращаться в судебные органы в порядке статей 304, 305 ГК РФ с исками об устранении нарушенного права, не связанного с лишением владения. Данные обстоятельства при производстве по делу об административной ответственности административным органом не устанавливались.

Проведённые работы по заливке бетонной площадки, с учетом подготовительных работ, требуют значительного периода времени, соответственно организация, эксплуатирующие электрическую сеть, должна была своевременно обнаружить факт начала проведения данных работ и сообщить Тютлину А.А. о проведении им работ в границах охранной зоны, чего сделано не было. О том, что данные работы нарушают границы охранной зоны Тютлину А.А. было сообщено только, после того, как данные работы уже были окончены.

В обосновании доводов, о том, что Тютлин А.А. знал о необходимости согласования данных действий, административный орган ссылается на лист согласования от 29 октября 2019 г., то есть выданный после выявления правонарушения 24 октября 2019 г. При этом, допустимость данного доказательства административный орган обосновывает, тем обстоятельством, что протокол об административном правонарушении был составлен после получения Тютлиным А.А. листа согласования.

Согласно представленному заключению кадастрового инженера, бетонная площадка на участке принадлежащим Тютлину А.А. была залита вне границ охранных зон, зарегистрированных в установленных законом порядке по состоянию на 24 октября 2019 г.

Таким образом, доводы Тютлина А.А. о том, что на момент проведения работ по заливке данной площадки, он не знал и не мог знать, о том, что данная бетонная площадка расположена в пределах охранных зон, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке уже после проведения данных работ Тютлиным А.А., нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, представитель административного органа на место совершения правонарушения не выходил, акт осмотра не составлял, таким образом достоверно не установил, действительно бетонная площадка находится в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства. Фактически данный вывод был сделан только на основании материалов представленных АО «Сетевая компания», то есть лица, указывающего на то, что оно является потерпевшим по данному делу.

Также нельзя, согласиться со схемой представленной АО «Сетевая компания», как с доказательством совершенного правонарушения. На представленной схеме (л.д. 31), отсутствуют какие-либо точки географических координат, точные адреса и данные расстояний до объектов, позволяющие установить место расположения бетонной площадки и соответственно то обстоятельство, что данная бетонная площадка пересекает границу охранной зоны.

Так же следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении указана дата совершения правонарушения 24 октября 2020 г., а в обжалуемом постановлении – 24 октября 2019 г.

В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:.. . об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, вынесенное постановление подлежит отмене, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу Тютлина Алексея Александровича – удовлетворить, постановление государственного инспектора Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнодзора от 4 декабря 2020 г. № 43-13-2020-969 в отношении Тютлина Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.3 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано, опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток с момента вручения или получения копии данного решения.

Судья подпись Р.В. Королёв