Дело № 12-215/2018
Судья Афанасьев Э.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
6 сентября 2018 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Карамы З.М. на постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики от 31 мая 2018 года в отношении главы Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Постановлением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, должностному лицу объявлено устное замечание.
Не согласившись с вынесенным решением, прокурор района Карама З.М. подал в Верховный Суд Чувашской Республики протест, в котором он просит постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что в постановлении судом сделан неаргументированный вывод о малозначительности совершенного ФИО1 деяния, в том числе об отсутствии вреда охраняемым интересам и наступивших последствий.
Рассмотрев протест, заслушав помощника прокурора Чебоксарского района Васильеву Т.А., поддержавшую доводы протеста, мнение ФИО1 об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
31 мая 2018 года заместителем прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в отношении главы Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Как следует из текста указанного постановления, ФИО1 не исполнено законное требование прокурора, содержащееся в протесте от 28 апреля 2018 года № 03-01-2018 на постановление администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 302 от 29 декабря 2017 года, которым утвержден Административный регламент предоставления администрацией Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», противоречащий федеральному законодательству.
Протест прокурора поступил в администрацию 11 мая 2018 года и зарегистрирован в книге входящей корреспонденции под №, однако по истечении установленного законодательством десятидневного срока до 31 мая 2018 года, ответ на протест в прокуратуру не поступил.
Кроме этого, главой Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики не исполнено законное требование прокурора, содержащееся в протесте от 29 марта 2018 года №, принесенного на постановление администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № от 25 апреля 2017 года, которым утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Большекатрасьского сельского поселения.
Протест прокурора поступил в администрацию 3 апреля 2018 года и зарегистрирован в книге входящей корреспонденции под №-п, однако по истечении установленного законодательством десятидневного срока до 31 мая 2018 года, ответ на протест в прокуратуру не поступил.
Прекращая производство по делу в отношении должностного лица ФИО1, являющегося главой Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, судья установив наличие формальных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, устранение допущенных нарушений и отсутствие тяжких последствий, пришел к выводу о том, что совершенное ФИО1 правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем счел возможным освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Однако постановление судьи законным признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из представленных материалов дела усматривается, что законные требования прокурора, в том числе об информировании прокурора о месте и времени рассмотрения протестов, об информировании о результатах рассмотрения протестов, в установленный законом срок должностным лицом ФИО1 исполнены не были.
Судьей районного суда не принято во внимание, что ответственность за административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации прокурором, действующим от имени государства и представляющим его интересы, полномочий, представленных ему законом.
Отсутствие тяжких последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения.
В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться, исходя из общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2018 года вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, в частности статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах постановление судьи не может быть признано законным и оно в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев