ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-215/2021 от 16.09.2021 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

16 сентября 2021 года г. Тайшет

Судья Тайшетского городского суда Иркутской области Радионова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу советника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Советник отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование своей жалобы заявитель указал, что в материалах дела и постановлении мирового судьи имеются исчерпывающие доказательства отсутствия паспорта безопасности территории МО, согласованного с ГУ МЧС России по Иркутской области. При этом Администрация МО указывает, что начаты работы по подготовке данного паспорта и его согласованию.

Таким образом, мировым судьей сделан вывод, противоречащий обстоятельствам данного дела. На момент проверки паспорта в Администрации не было, т.к. он не был изготовлен, а паспорт 2018 года не мог быть признан действующим, т.к. противоречил закону и не был согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области.

Кроме того, вывод суда о проведении командно-масштабных учений также противоречит материалам дела, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ учения не проводились, о чем было указано в протоколе и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Советник отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3, о дне слушания извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Глава Новобирюсинского муниципального образования ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

С выводами суда согласна в полном объеме, т.к. на момент проверки в Администрации Новобирюсинского муниципального образования имелся паспорт безопасности территории муниципального образования, приказ МЧС не содержит требования о необходимости согласования паспорта безопасности территории муниципального образования с Главным управлением МЧС России по Иркутской области.

Кроме того, Администрацией были предприняты действия к проведению командно-масштабных учений: издано распоряжение о сроках и порядке проведения учений, на момент проверки осуществлялась подготовка к проведению учений. КШУ проведены в запланированные сроки.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 26.05.2021 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Как предусмотрено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Приказом МЧС России от 25.10.2014 г. № 484 (ред. от 10.11.2016) утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 Приложения к приказу МЧС России от 25.10.2014 г. № 484 разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории (п. 5 Приложения).

Согласно п. 7 Приложения, Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

Приказом МЧС России от 29.07.2020 г. № 565 утверждена Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 9, 10, 12 данной Инструкции, плановые учения и тренировки проводятся по завершении обучения руководителей, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГО и РСЧС).

Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.

Показные учения и тренировки проводятся для выработки единых требований к организации применения сил ГО и РСЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также демонстрации наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления проводятся командно-штабные учения (далее - КШУ), тактико-специальные учения (далее - ТСУ) и штабные тренировки (далее - ШТ).

КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях и органах государственной власти субъектов Российской Федерации продолжительностью до 3 (трех) суток 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - продолжительностью до 1 (одних) суток 1 раз в 3 года.

ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.

ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.

Как следует из материалов дела, распоряжением министра имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-мр предписано проведение плановой выездной проверки в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования».

В соответствии с Актом проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом Министерства имущественных отношений Иркутской области выявлены нарушения обязательных требований: отсутствие паспорта безопасности МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования», согласованного с Главным управлением МЧС России по Иркутской области; отсутствие сведений о проведении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» командно-масштабных учений продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года.

ДД.ММ.ГГГГ советником отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о невыполнении юридическим лицом - МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно, об отсутствии паспорта безопасности территории МУ и отсутствии сведений о проведении КШУ, должностным лицом не представлено.

Как следует из материалов дела, имеющийся на момент проверки паспорт безопасности территории муниципального образования был составлен в ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Главой муниципального образования, согласован с Отделением УФСБ России по Иркутской области, отделом мобилизационной подготовки, ГО и ЧС администрации Тайшетского района, ОМВД России по Тайшетскому району, 7 отрядом ФПС по Иркутской области.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новобирюсинского муниципального образования и ООО «Промэкопроект» заключен договор о выполнении работ по разработке паспорта безопасности территории Новобирюсинского муниципального образования и оказанию методического сопровождения по согласованию паспорта в Главном управлении МЧС России по Иркутской области, планируемая дата отправки паспорта на согласование – ДД.ММ.ГГГГ

Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не содержит требования о необходимости согласования паспорта безопасности территории муниципального образования с Главным управлением МЧС России по Иркутской области.

В связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Новобирюсинского муниципального образования имелся паспорт безопасности территории муниципального образования.

Кроме того, распоряжением Администрации Новобирюсинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ было запланировано проведение командно-масштабных учений на период с ДД.ММ.ГГГГ. В определенный распоряжением период времени командно-масштабные учения были проведены с соблюдением Инструкции . Отчет о проведении КШУ направлен Администрацией в Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденная Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает проведение командно-масштабных учений 1 раз в 3 года.

Принимая во внимание, что Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, мировой судья нашел преждевременным вывод должностного лица о неисполнении Администрацией Новобирюсинского муниципального образования пунктов 4, 5, 6, 9, 10, 12 Инструкции.

Как обоснованно указано мировым судьей, иных нормативных актов в области ГО и ЧС, положения которых нарушены Администрацией Новобирюсинского муниципального образования, в протоколе об административном правонарушении не приведено.

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как предусмотрено ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах следует признать, что мировой судья, установив фактические обстоятельства дела, пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях юридического лица - МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В постановлении по делу об административном правонарушении приведены мотивы, по которым мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, дана оценка письменным материалам дела, оснований не согласиться с оценкой доказательств по доводам жалобы не усматривается.

Все доводы жалобы заявителя сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, выводы по ним изложены в принятом по делу судебном акте.

При производстве по настоящему делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется, в связи с чем, основания для отмены состоявшегося судебного постановления отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МУ «Администрация Новобирюсинского муниципального образования» оставить без изменения, жалобу советника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья: И.В. Радионова