ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-215/2022 от 26.05.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-215/2022

УИД 76RS0014-02-2022-000495-92

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 26 мая 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу Ширманова Павла Михайловича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1337/2021 от 04 февраля 2022 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области (далее также – УФАС РФ по ЯО) ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1337/2021 от 04 февраля 2022 года Ширманов П.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что Ширманов П.М., являясь членом аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области, допустил нарушение, выразившееся в неправомерном допуске к участию в электронном аукционе ИП Сухова А.С., подавшего заявку в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001921002447).

В соответствии с материалами дела уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области (ДГЗ ЯО), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 21.10.2021 размещено извещение № 0171200001921002447 вместе с аукционной документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 000 000,00 рублей.

Пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению. Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях,
предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению
по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением
программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон.

Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения.

Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении №2 к Разделу 1 «Информационная карта аукциона».

Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара рекомендуется представить по форме в виде таблицы, состоящей из следующих разделов: «наименование товара» (Система ультразвуковой визуализации универсальная «1»), «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*»; «Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением**»; «Указание на товарный знак (при наличии)**»; «Наименование страны происхождения товара***».

При этом, «1» наименование товара указано в соответствии с требованиями правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 145 (реестровая запись № 26.60.12.132-00000026);

* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон. Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения;

**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара, наименование в соответствии с регистрационным удостоверением;

***указывается наименование страны происхождения товара.

В таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, участник аукциона ИП Сухов А.С. указал, что страной происхождения предлагаемого к поставке товара является Китайская Народная Республика.

Поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара», заполненное ИП Суховым А.С. при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, содержит следующую информацию: Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП Суховым А.С. указано, что «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза (далее также – ЕАЭС)».

К государствам, являющимися членами Евразийского экономического союза относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения от 10.10.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Кыргызская Республика (Договор о присоединении Кыргызской Республики от 23.12.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Таким образом, Китайская Народная Республика не является государством-членом Евразийского экономического союза.

Следовательно, ИП Суховым А.С., подавшим заявку на участие в электронном аукционе, в составе первой части заявки информация о наименовании страны происхождения предлагаемого к поставке товара представлена противоречивым образом, то есть такая информация фактически не представлена, что является основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0171200001921002447 от 09.11.2021 аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске ИП Сухова А.С. (идентификационный номер заявки 2) к участию в электронном аукционе и признании индивидуального предпринимателя участником электронного аукциона.

Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия уполномоченного органа, допустив к участию в аукционе ИП Сухова А.С, указавшего в первой части заявки информацию о наименовании страны происхождения товара противоречивым образом, то есть фактически не представившего такую информацию, допустила нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Указанное постановление обжаловано лицом, привлекаемым к ответственности, Ширмановым П.М..

Ширманов П.М. в жалобе просит постановление признать незаконным и отменить его. Доводы жалобы сводятся к тому, что участие в аукционе приняло 2 участника закупки- ИП Сухов А.С. и ООО «Паритет», которые предложили к поставке систему ультразвуковой визуализации одного и того же производителя с одинаковым торговым наименованием, а именно: систему ультразвуковой визуализации Versana Premier производства «ДжиИ Медикал Системз», Китай. В постановлении должностное лицо указывает, что ИП Сухов А.С. в таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, указал страну происхождения такого товара Китайская Народная Республика. В поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара» ИП Сухов А.С. при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки также указал страну происхождения предлагаемого им товара Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП Сухов А.С. указал, что поставляются товары, происходящие исключительно из государств - ЕАЭС. Вместе с тем, Китайская Народная Республика не является государством - членом ЕАЭС.

В этой связи, в обжалуемом постановлении сделан вывод о том, что ИП Суховым А.С. информация о стране происхождения товара, содержащаяся в первой части заявки, представлена противоречивым образом, то есть фактически не представлена. По мнению должностного лица, антимонопольного органа аукционная комиссия необоснованно допустила указанного участника закупки до участия в аукционе.

Заявитель считает, что комиссия правомерно допустила ИП Сухова А.С. до участия в аукционе, поскольку в заявке по форме, рекомендуемой приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе была представлена информация о стране происхождения товара - Китайская Народная Республика. В интерфейсе площадки участником указана также аналогичная информация о стране происхождения предлагаемого им к поставке товара. Однако декларация ИП Суховым А.С. информации о том, что поставляются товары, происходящие исключительно из государств - членов ЕАЭС, поданная с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, не является указанием на конкретное наименование страны происхождения, как того требует норма части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.Аукционная комиссия, рассмотрев заявку ИП Сухова А.С. не установила несоответствия требованиям документации об аукционе. Документацией об аукционе не установлены никакие требования к стране происхождения товара, кроме того, что наименование такой страны должно быть указано в первой части заявки участника закупки.

Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Ширманова П.М. по доверенности Печников А.Г. доводы жалобы поддержал.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по доверенности Семенычева Е.К. возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 04 февраля 2022 года подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 63, 64, 66, 67 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного закона, действовавшей на момент принятия решения аукционной комиссией 9 ноября 2021 года) извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать, помимо прочего, наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в том числе в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, не допускается.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действующей редакции содержит аналогичные положения в ст. 43 и 49.

Как установлено должностным лицом УФАС РФ по ЯО и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями документации об аукционе в составе первой части заявки ИП Суховым А.С. в свободной форме в документе в формате Word представлена информация о стране происхождения товара – предмета закупки (Китайская Народная Республика) и сведения о характеристиках данного товара, в том числе его торговом наименовании, а также с использованием средств аппаратно – программного обеспечения, предложенного владельцем электронной площадки через которую направлялась заявка, ИП Суховым А.С. повторно представлены сведения о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика, указаны сведения о торговом наименовании предлагающегося к поставке товара.

Вместе с тем, в указанном программно – аппаратном обеспечении под полем, где указана страна происхождения товара, ИП Суховым А.С. отмечено значение «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов ЕАЭС».

Полагаю, что исходя из приведенных фактических обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении со всей определенностью следует, что участником закупки сообщены сведения о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика: эти сведения сообщены в предложенной заказчиком форме в формате Word, продублированы в форме, предложенной программой владельца электронной площадки, и могли быть получены из достоверных источников, исходя из торгового наименования предлагающегося к поставке товара.

Положительная отметка ИП Суховым А.С. в программе раздела «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов ЕАЭС» безусловно является технической ошибкой.

Данное указание не вносит неопределенности в сообщенные участником закупки сведения о стране происхождения товара.

Данное указание не могло повлечь предоставление необоснованных льгот или преференций данному участнику закупки.

В связи с этим, в соответствии с вышеприведенными положениями ст. 67 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей на момент проведения закупки, и соответствующей ей ст. 49 указанного закона в действующей редакции у аукционной комиссии не было оснований для отказа в допуске данной заявки к участию в аукционе.

Действия Ширманова П.М., признавшего данную заявку, соответствующей требованиям документации об аукционе, являются правомерными.

Отказ в допуске указанной заявки по причине отметки в разделе, сформированном с помощью средств программно - аппаратного обеспечения, о том, что товар происходит из государств - членов Евразийского экономического союза, при наличии иной полной информации о стране происхождения данного товара, был бы формальным.

Данный отказ противоречил бы принципам законодательства в сфере закупок для государственных нужд, направленного, помимо прочего, на обеспечение конкуренции.

По смыслу указанного законодательства, в том числе ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», содержащий исчерпывающий перечень к участнику закупки, а также положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, все сомнения в представленной документации на участие в закупке подлежат толкованию в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Иное означало бы необоснованное ограничение права данного лица на участие в закупке и свидетельствовало бы об ограничении конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном деле об административном правонарушении отсутствует такой признак в действиях Ширманова П.М., как противоправность.

По изложенным выше основаниям, решение Ширманова П.М. о допуске ИП Сухова А.С. к участию в аукционе было правомерным.

В связи с этим, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вынесенное по данному делу об административном правонарушении постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 04 февраля 2022 года подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1337/2021 от 04 февраля 2022 года о привлечении Ширманова Павла Михайловича к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В. Петухов