ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-216 от 26.09.2011 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 74 мировой судья судебного участка № 75 САО г. Омска Огородникова М.С.

Дело № 12-216/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н.,

при секретаре Евтушенко Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 26 сентября 2011 года жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» на постановление мирового судьи судебного участка № 75 Советского административного округа г. Омска от 04 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от . составленному государственным жилищным инспектором Омской области И. ООО «ЖКХ «СЕРВИС» не выполнило в установленный срок законное предписание Госжилстройнадзора Омской области № от ., а именно не обеспечен учет используемых энергетических ресурсов системы центрального теплоснабжения и применение приборов учета тепловой энергии при осуществлении расчетов жилого дома по адресу:  тем самым нарушена ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 74 мирового судьи судебного участка № 75 САО города Омска от 04.08.2011 ООО «ЖКХ «СЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На указанное постановление мирового судьи ООО «ЖКХ «СЕРВИС» подана жалоба, мотивируя это тем, что судом не применена ст. 2.1 КоАП РФ при вынесении постановления, вина ООО «ЖКХ «СЕРВИС» в совершении административного правонарушения не установлена, материалами дела не подтверждена. Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатациюв срок до .. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник помещений несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения квартиры несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управление осуществляется в отношении общего имущества многоквартирного дома, включенного собственникамипомещений в многоквартирном доме в состав такого имущества. При этом согласно действующему жилищному законодательству органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений. В соответствии с ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативелюбого из данных собственников. Статьями 45, 46 Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений, а также порядок оформления решения. Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколамив порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Таким образом, проведение собрания может быть инициировано только собственником помещений в многоквартирном доме. Решение собрания должно быть оформлено в письменном виде, соответствующим протоколом. То есть, единственным законным основаниемдля включения прибора учета в состав общего имущества для управляющей организации является надлежащим образом оформленное решение общего собрания собственников помещений. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора,недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договорови иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Статьей 10 ГК РФ предусмотрено, что действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах не допускается. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Договор управления является договором со множественностью лиц на собственников. Кроме того, такой договор является смешанным видом договора, в том числе с элементами договора подряда. По договору подряда согласно ст. 702 ГК одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, по данному договору управляющая организация вправе выполнять работы по заданию второй стороны по договору, как было указано выше, только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако от представителя собственников дома поступил ответ об отказе от подключения прибора учета в состав общего имущества и передаче ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на обслуживание. Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют об отсутствии вины ООО ЖКХ «СЕРВИС» в совершении административного правонарушения, однако судом не были приняты во внимание. По мнению суда, уведомление собственников о необходимости включения в состав общего имущества приборов учета тепловой энергии, не свидетельствует о факте принятия мер по своевременному выполнению предписания. Однако управляющая организация действую в рамках законодательства не вправе принять какие-либо иные меры. Закон не устанавливает право подрядчика самостоятельно выполнять какие-либо работы, без задания заказчика.Данные доводы подтверждаются письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от . № согласно пункту «ж»которого для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия таких решений общего собрания собственников помещений управляющая организация не вправе выполнять указанные услуги работы и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг, а органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации не вправе давать предписания об их выполнении. Следует отметить, что на Министерство регионального развития Российской Федерации возложена обязанность по официальному разъяснению применения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Кроме того, судом не учтено следующее обстоятельство. На основании изложенного считает, что постановление незаконно, необоснованно. Судом не правильно применены нормы материального права. Вина ООО «ЖКХ «Сервис» в совершении административного правонарушения не доказана. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 75 Советского АО г. Омска № о привлечении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «ЖКХ «СЕРВИС» ФИО1, действующая на основании доверенности от . №, в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что данный вопрос не входит в компетенцию управляющей компании, поскольку из ответа представителя собственников ФИО2 следует, что они не желают устанавливать данный счетчик. Данный счетчик установила администрация г. Омска в ходе капитального ремонта, приборы учета обязаны были установить при наличии решения. Действительно имеется акт ввода данного счетчика в эксплуатацию, необходимости устанавливать другой прибор учета не имеется. Управляющая компания не производит начислений коммунальных услуг, только за газ, поскольку имеется договор с Горгазом, ТГК-11 самостоятельно начисляет платежи. Для использования установленного прибора учета необходим специалист, который будет снимать показания прибора, следить за данным оборудованием, т.к. на нем установлена сложная техника. В связи с этим необходимо заключение договора со специализированной организацией, но в содержание жилья эти услуги не входят, поэтому собственники дома должны принять такое решение.

Представитель Госжилстройнадзора Омской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя ООО «ЖКХ «СЕРВИС», исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что доводы представителя ООО «ЖКХ «СЕРВИС» являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Данные положения административного законодательства устанавливают основополагающими критериями для привлечения по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ законность указанного предписания и его умышленное невыполнение без уважительных (форс-мажорных) причин в установленный срок.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, обязанность по содержанию, техническому обслуживанию жилищного фонда возложена на соответствующие органы по обслуживанию жилищного фонда.

В силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного электроснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических курсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по печении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны Определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 7.5. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 Вк-4936 (далее - Правил) узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

В силу п. 9.2. Правил гласит: ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета.

Согласно п. 9.5. Правил показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время фиксируются в журналах. Время начала записей показаний приборов узла учета в журнале фиксируется актом допуска узла учета в эксплуатацию. К журналу прилагаются записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

Протокол об административном правонарушении № от . в отношении ООО «ЖКХ «Сервис» составлен уполномоченным лицом - государственным жилищным инспектором Омской области И.л.д. 2)

На основании указанного протокола об административном правонарушении и материалов административного дела постановлением мирового судьи ООО «ЖКХ «СЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 59).

Указанную квалификацию действий ООО «ЖКХ «СЕРВИС» суд считает верной, основанной на представленных доказательствах.

При рассмотрении мировым судьей административного материала все имеющиеся доказательства проверены, дана правильная оценка. Нарушений требований норм материального и процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не допущено.

К доводам ООО «ЖКХ «Сервис», изложенным в жалобе, суд относится критически, поскольку предписанием от . № (л.д. 5), ООО «ЖКХ «Сервис» необходимо было в срок до . в    в : обеспечить учет используемых энергетических ресурсов системы центрального теплоснабжения и применение приборов учета тепловой энергии при осуществлении расчетов, однако предписанные мероприятия в установленный срок не выполнены, что подтверждается актом проверки № от . (л.д. 3).

Согласно акту первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии № от . узел учета тепловой энергии в жилом   в  допущен в эксплуатацию с . Данный акт подписан представителями ОАО «ТГК № 11» и ООО «ЖКХ «Сервис» (л.д. 62).

Кроме того, на основании акта о приемке в эксплуатацию от . рабочая комиссия, назначенная приказом ООО «ЖКХ «Сервис», . приняла законченную капитальным ремонтом в жилом   в  - систему отопления с прибором учета тепловой энергии (л.д. 63).

Таким образом, в силу ст. 13 Федерального закона с 01.01.2011 собственники многоквартирного дома должны были обеспечить учет используемых, потребленных энергетических ресурсов системы центрального теплоснабжения.

В силу п. 3.2. договора управления многоквартирным домом от ., заключенного между собственниками многоквартирного дома по , и ООО ЖКХ «Сервис», последнее взяло на себя обязанность самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих разрешительные документы организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

В связи с чем доводы ООО «ЖКХ «Сервис» об отсутствии возможности производить учет потребленной энергии без решения общего собрания суд находит несостоятельными по вышеуказанным обстоятельствам.

Мировым судом правильно сделан вывод о том, в рамках данного административного дела не рассматривается вопрос о необходимости установки прибора учета, поскольку он уже установлен, сдан и принят в эксплуатацию.

Никаких доказательств, подтверждающих принятие управляющей компанией мер по выполнению предписания в срок ООО «ЖКХ «СЕРВИС», суду не представлено.

При вынесении 04 августа 2011 года постановления в отношении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» мировой суд представленные материалы исследовал полно и всесторонне, им дана правильная оценка, вина ООО «ЖКХ «СЕРВИС» в совершении вмененного последнему административного правонарушения по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена и подтверждена, последнее обоснованно и правомерно признано виновным в совершении данного административного правонарушения, за что назначено минимальное наказание по санкции ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи от 04.08.2011 в отношении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» и удовлетворения данной жалобы.

Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.8 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 74 мирового судьи судебного участка № 75 Советского административного округа города Омска от 04 августа 2011 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб. оставить без изменений, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 26.09.2011а