Судья: Фирсова Е.Н. № 12-216/2020 РЕШЕНИЕ г. Самара 16 апреля 2020 г. Судья Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Промышленного района г.Самары Бобровского В.Н. на определение Промышленного районного суда г.Самары от 23.01.2020 г., которым материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении ФИО5 возвращены для устранения недостатков в прокуратуру <адрес>, УСТАНОВИЛ: прокуратурой Промышленного района г.Самары 06.12.2019 г. в отношении ФИО5 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ. Определением Промышленного районного суда г.Самары от 09.12.2019 г. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении ФИО5 возвращены для устранения недостатков в прокуратуру Промышленного района г.Самары. Решением Самарского областного суда от 09.01.2020 г. определение районного суда от 09.12.2019 г. отменено с возвращением материалов дела в Промышленный районный суд г.Самары со стадии принятия к производству. Определением Промышленного районного суда г.Самары от 23.01.2020 г. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении ФИО5 возвращены для устранения недостатков в прокуратуру Промышленного района г.Самары. В протесте, поданном в Самарский областной суд, прокурор Промышленного района г.Самары Бобровский В.Н. указывает, что санкция ст.20.3.1 КоАП РФ является альтернативной и предусматривает такой вид наказания как административный штраф; считает, что, несмотря на то, что ФИО5 не явился и не был доставлен в судебное заседание, фактические обстоятельства дела, в том числе отсутствие отягчающих обстоятельств, не исключают возможности назначения наказания, не связанного с изоляцией правонарушителя, в связи с чем судья районного суда с учетом всех материалов дела вправе был приступить к рассмотрению дела; прокуратура района не была извещена о поступлении материалов дела в районный суд после рассмотрения в областном суде, и, таким образом, была лишена возможности способствовать явке ФИО5 в судебное заседание; обращает внимание, что непривлечение ФИО5 к административной ответственности в случае установления судом его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.3.1 КоАП РФ, при последующем совершении лицом аналогичных правонарушений исключает возможность привлечения виновного лица к ответственности по ст.282 УК РФ; просит определение районного суда отменить и направить материалы дела в Промышленный районный суд г. Самары. В судебное заседание ФИО1 не явился, своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящего протеста заказным почтовым отправлением (идентификатор №), 03.04.2020 г. имела место неудачная попытка вручения почтового отправления адресату. Учитывая положения ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ и разъяснения, изложенные в абз.2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также то обстоятельство, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация об адресах, расположения судебных участков мировых судей, районных судов и областного суда с номерами телефонов, равно как и сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т.д. с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находится в свободном доступе в сети «Интернет», а также с учетом Постановления Губернатора Самарской области от 07.04.2020 № 74 "О внесении изменения в постановление Губернатора Самарской области от 03.04.2020 № 70 "Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", согласно которому ограничения, установленные пунктом 2.6 Постановления Губернатора Самарской области от 03.04.2020 № 70 не распространяются на случаи следования по вызову сотрудников правоохранительных и следственных органов, органов прокуратуры, судебных органов для совершения процессуальных и (или) иных действий, связанных с реализацией данными органами своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, полагаю возможным рассмотреть настоящий протест в отсутствие ФИО5 и его представителя. Проверив представленные материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Промышленного района г.Самары ФИО2 в поддержание доводов протеста, прихожу к следующему выводу. Из постановления, вынесенного 06.12.2019 г. заместителем прокурора Промышленного района г.Самары, следует, что ФИО5, идентифицированный в ходе оперативно-розыскных мероприятий как <данные изъяты> в телекоммуникационной сети Интернет на сайте социальной сети «ВКонтакте» на созданной и администрируемой странице: ДД.ММ.ГГГГ в разделе «фотографии» разместил в открытом доступе страницу печатного издания (газеты) «<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ разместил электронную публикацию <данные изъяты> в которых согласно актам экспертного исследования от 05.11.2018 г. содержатся лингвистические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе, выделяемой по национальному признаку, а также содержатся лингвистические признаки унижения группы, выделяемой по национальному признаку, в связи с чем в отношении ФИО5 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ. В соответствии со ст.20.3.1 КоАП РФ действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. По смыслу содержания ст.28.2 и ч.2 ст.28.4 КоАП РФ данное положение ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ распространяется и на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесенное прокурором. Основанием для возвращения материала об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении ФИО5 в прокуратуру Промышленного района г.Самары послужило недоставление лица, привлекаемого к административной ответственности в судебное заседание, что относится к обстоятельствам, влекущим невозможно��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�? Однако с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности. Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества. Согласно правовой позиции, сформулированной Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) протокол об административном правонарушении с другими материалами дела может быть возвращен в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание. При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. |