ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-216/2014 от 09.06.2014 Волжского городского суда (Волгоградская область)

 Дело № 12-216/2014   

 РЕШЕНИЕ

 город Волжский Волгоградской области             09 июня 2014 года

 Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г., рассмотрев единолично жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от "."..г. о привлечении генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от "."..г. №... генеральный директор ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в доход государства в размере <...> рублей за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обратился в Волжский городской суд с жалобой, в которой просил отменить предписание должностного лица №15/41-03-14П от "."..г. и постановление Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области №... от "."..г., так как на общество необоснованно возложена обязанность устранить нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно разработать и согласовать с федеральным территориальным органом исполнительной власти РФ в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в данной области. Вывод о том, что Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накоплений сделан Государственным инспектором с учетом того, что мусор из занимаемого Обществом нежилого помещения по адресу <адрес>, временно складируется в контейнеры в специально оборудованных местах (на площадках) в соответствие с заключенным между ним и ООО «Чистый город» договором на оказание услуг по транспортировке отходов производства и потребления в твердой фазе IV-V класса опасности с объектов заказчика до объекта размещения. Полагает, что действия Общества, периодически помещающего мусор в контейнеры на площадках, организованных и эксплуатирующийся специализированной организацией на основании заключенного с ней договора, не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах. ООО «ТД «АгроАхтуба» не относится к числу организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, поскольку основным видом деятельности данного юридического лица является оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования (код ОКВЭД 51.65.2), в связи с чем на общество не может быть возложена обязанность согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Ни Общество, ни его должностные лица не могут нести ответственность за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку они не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

 На рассмотрение жалобы ФИО1 не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, доказательств уважительности причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не представил.

 При рассмотрении жалобы защитники ФИО1 - Перехожев Е.В. и Богомолов С.Г. доводы жалобы поддержали, просили постановление Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области №... от "."..г. года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения; требование об отмене предписания должностного лица №... от "."..г. просили не рассматривать.

 Государственный инспектор Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении и вынесший оспариваемое постановление, при рассмотрении жалобы пояснил, что считает безосновательными приведенные в жалобе доводы, оспариваемое постановление – законным и обоснованным; просил постановление №... от "."..г. о привлечении генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 к административной ответственности оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитников, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, не нахожу оснований для отмены постановления должностного лица и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

 Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 В силу статьи 1 указанного Федерального закона отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом МПР РФ от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, отчетным периодом признается один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

 Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов - частями 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

 В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 В силу ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

 Как следует из материалов дела, постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от "."..г. №... генеральный директор ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

 Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению генеральным директором ООО «ТД «АгроАхтуба» требований законодательства в области охраны окружающей среды.

 Указанные обстоятельства и виновность ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств по делу.

 Согласно материалам дела, основным видом деятельности ООО «ТД АгроАхтуба» является оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования (код ОКВЭД 51.65.2), местом нахождения общества является <адрес> что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от "."..г. года, копией Устава ООО «ТД «АгроАхтуба».

 Штатная численность сотрудников ООО «ТД АгроАхтуба» составляет 76 штатных единиц, фактическое количество сотрудников составляет 59 человек, что следует из штатного расписания ООО «ТД АгроАхтуба» №... от "."..г. и справки от "."..г.. Учитывая, что численность сотрудников менее ста человек ООО «ТД АгроАхтуба» в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от "."..г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является субъектом малого предпринимательства.

 Для осуществления своей деятельности ООО «ТД АгроАхтуба» арендует у ИП ФИО1 по договору аренды от "."..г. нежилые помещения по адресу: <адрес> часть нежилого помещения в здании административно-бытового корпуса площадью <...> кв. м, помещение общей площадью <...> кв. м, здание отделения приготовления мастики общей площадью <...> кв. м.

 На основании приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от "."..г. №..., в период с "."..г. по "."..г. комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области была проведена проверка соблюдения ООО «ТД «АгроАхтуба» требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой в деятельности юридического лица ООО «ТД «АгроАхтуба» были выявлены факты несоблюдения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

 Как следует из акта проверки №... от "."..г., при проведении проверки установлено, что в ходе деятельности ООО «ТД «АгроАхтуба» образуются следующие виды отходов, которые соответствуют федеральному классификатору отходов: код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства V класс опасности, что подтверждается представленной инвентаризацией отходов производства и потребления ООО «ТД «АгроАхтуба», данными учета в области обращения с отходами за 1,2,3,4 кварталы 2013 года и январь, февраль 2014 года и иными материалами дела.

 Помимо этого, в ходе проверки установлено, что ООО «ТД «АгроАхтуба» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а именно: общество накапливает отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности сотрудников ООО «ТД «АгроАхтуба», в 3-х контейнерах V=0,75 куб. м, расположенных на специализированной площадке, прилегающей к арендуемому ООО «ТД «АгроАхтуба» нежилому помещению по адресу: <адрес>»; накопление отходов обществом осуществляется менее 6 месяцев. Указанные обстоятельства подтверждаются договором №... от "."..г., заключенного с ООО «Чистый город», актами выполненных работ за "."..г. года ООО «Чистый город», письмом ООО «Чистый город» №... от "."..г., данными учета в области обращения с отходами за 1,2,3,4 кварталы "."..г. года и январь, февраль "."..г. года, справкой ООО «ТД «АгроАхтуба» №... от "."..г., отчетом об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за "."..г. года в управление Росприроднадзора по Волгоградской области от "."..г., инвентаризацией отходов производства и потребления ООО «ТД «АгроАхтуба», фототаблицей и другими материалами дела.

 Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также приказа МПР РФ от 16.02.2010 года №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за "."..г. год в уведомительном порядке в управление Росприроднадзора по Волгоградской области представлена с нарушением установленного срока, а именно "."..г. года, при установленном сроке до "."..г. года. Кроме того, в нарушение ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» в ООО «ТД «АгроАхтуба» отсутствует согласованный с органом исполнительной власти субъекта РФ (Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

 По факту выявленного нарушения Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в отношении генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 "."..г. составлен протокол №... по ст. 8.2 КоАП РФ, содержащий описание вышеуказанных обстоятельств. Протокол об административном правонарушении существенных недостатков не имеет, составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

 Таким образом, на основании совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств и всех обстоятельств дела при рассмотрении жалобы достоверно установлено, что в ходе проверки соблюдения ООО «ТД «АгроАхтуба» природоохранного законодательства Российской Федерации, проведенной Комитетом по охране окружающей среды и природопользования Волгоградской области, был выявлен факт осуществления ООО «ТД «АгроАхтуба» деятельности по обращению с опасными отходами, а также нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

 С учетом изложенного, считаю, что доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава и события административного правонарушения противоречат установленным по делу обстоятельствам и опровергаются совокупностью исследованных доказательств, в том числе, копией договоров №... от "."..г., №... от "."..г. с ООО «Чистый город»; актами выполненных работ за "."..г. год ООО «Чистый город»; информационным письмом ООО «Чистый город» от "."..г. года; данными учета в области обращения с отходами за 1,2,34 кварталы "."..г. года и январь, февраль "."..г. года; справкой ООО «ТД «АгроАхтуба» от "."..г. года; приказом ООО «ТД «АгроАхтуба» №... от "."..г. года; отчетом об образовании, использовании, обезвреживании о размещении отходов за "."..г. год, инвентаризацией отходов производства и потребления ООО «Тд «АгроАхтуба», копией акта проверки №... от "."..г. и фототаблицей к нему.

 Утверждение в жалобе о том, что действия Общества, периодически помещающего мусор в контейнеры на площадках, организованных и эксплуатирующийся специализированной организацией на основании заключенного с ней договора не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами, основано на неправильном толковании норм права.

 Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, в силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» является накоплением отходов, следовательно, общество, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

 Согласно статье 22 Федерального закона от "."..г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Материалами дела достоверно подтверждается, что ООО «ТД «АгроАхтуба» осуществляло свою производственную деятельность с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды.

 Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

 В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

 Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являющийся генеральным директором ООО «ТД «АгроАхтуба», который приказом №... от "."..г. назначен ответственным за разработку и согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО «ТД «АгроАхтуба», обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.

 При указанных обстоятельствах, государственный инспектор Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

 Из материалов дела следует, что дело было рассмотрено компетентным должностным лицом. Выводы должностного лица о виновности ФИО1 в совершении правонарушения убедительные, мотивированные, подтверждаются доказательствами, полно, всесторонне исследованными при рассмотрении дела и получившими оценку в оспариваемом постановлении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

 В ходе рассмотрения дела должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, не предпринявшее всех необходимых мер по соблюдению ООО «ТД «АгроАхтуба» законодательства в области охраны окружающей среды, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении дела, влекущих отмену оспариваемого постановления, не допущено.

 Процедура проведения проверки и в дальнейшем возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в полной мере соблюдена. О каждой стадии проверочных мероприятий и рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «ТД «АгроАхтуба» и его руководитель уведомлялись почтовой связью либо нарочно.

 Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы не установлено.

 Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах, считаю, что оснований для отмены, либо изменения постановления от "."..г. №... о привлечении генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не имеется, в связи с чем, жалобу следует оставить без удовлетворения.

 Требование в жалобе об отмене предписания должностного лица №... от "."..г. не подлежит рассмотрению в порядке главы 30 КоАП РФ и является предметом самостоятельного обжалования в ином судебном порядке.

 Руководствуясь требованиями ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 РЕШИЛ:

 Постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от "."..г. №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «ТД «АгроАхтуба» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья:                                 Н.Г. Винецкая