ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-216/2021 от 27.07.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №12-216/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 июля 2021 года город Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Оляхинова Г.З., при секретаре судебного заседания Эрднеевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021 года № 08015\21\15210 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021 года № 08015\21\15210 Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия ФИО6 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021 года в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Заявленные требования мотивированы тем, что Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия принимались и принимаются меры для исполнения судебного решения. Так, Министерством сформирована очередность граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из государственного жилищного фонда. Жилые помещения государственного жилищного фонда социального использования, переданные Министерству, в свою очередь предоставлены гражданам в рамках исполнения судебных решений по договорам социального найма. ФИО1 состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из государственного жилищного фонда республики Калмыкия. На требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда от 12 мая 2021 г. Министерство письмом от 19 мая 2021 г. направило информацию о том, что в соответствии с Порядком формирования жилищного фонда социального использования для обеспечения жилыми помещениями граждан по договору социального найма, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на основании Сводного списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями граждан по договорам социального найма, сформированного Министерством, продолжается работа по формированию государственного жилищного фонда социального использования Республики Калмыкия. После передачи жилых помещений государственного жилищного фонда социального использования Республики Калмыкия Министерству, Министерством, в свою очередь, будут заключены договоры социального найма в соответствии со сложившейся очередностью.

Письмом от 1 июня 2021 г. Министром социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия у Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия была запрошена информация о мероприятиях, направленных на формирование государственного жилищного фонда социального использования для обеспечения граждан в 2021 г.

Указанное свидетельствует о том, что в период исполнения судебного акта Министерством, в пределах своих полномочий, предприняты достаточные и эффективные меры, направленные на исполнение решения суда.

В судебное заседание представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель МОСП по ОИП УФССП России по РК в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 142\20\08015-АП от 21 июня 2021 г., исполнительное производство № 9923\16\08015-ИП, суд приходит к следующему.

Объективную стону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьями 5 и 6 того же Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 и ч. 2 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Как установлено судом, решением Элистинского городского суда РК от 13 мая 2016 г. удовлетворены исковые требования прокурора г.Элисты, поданного в интересах ФИО1, к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Приказом Министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 18 октября 2016 г. № 25-сн «О включении в очередность на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма согласно судебному решению» ФИО1 включена в очередность лиц на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма под номером 25.

6 июля 2016 г. судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО2 во исполнение решения Элистинского городского суда РК от 13 мая 2016 г., на основании исполнительного листа серии <данные изъяты><данные изъяты>, выданного 21 июня 2016 года Элистинским городским судом РК, возбудила исполнительное производство № 9923/16/08015-ИП в отношении должника - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Предмет исполнения: обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Получив указанное постановление, Министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия письмом от 19 июля 2016г. (исх. № 2706\09) обратилась с просьбой к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО2 о приостановлении исполнительного производства в связи с апелляционным обжалованием решения суда.

28 сентября 2016 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО2 в адрес должника было направлено требование о необходимости исполнить требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в пятидневный срок со дня поступления требования.

Заместитель Министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия письмом от 4 октября 2016г. (исх. № 3833\09) сообщила судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО2 о невозможности в установленный пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа в связи с отсутствием жилищного фонда Республики Калмыкия. Проект постановления Правительства Республики Калмыкия «Об утверждении Порядка формирования жилищного фонда социального использования для обеспечения жилыми помещениями граждан по договору социального найма», определение органа, уполномоченного на формирование жилищного фонда социального использования, находятся на стадии разработки.

26 января 2017 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыки исполнительского сбора.

После вынесения указанного постановления судебным приставом-исполнителем должнику 24 апреля 2017г., 14 июня 2017 г., 13 сентября 2017 г., 14 декабря 2017 г., 16 сентября 2019 г., 12 мая 2021 г. направлялись требования о необходимости исполнить требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, должнику устанавливались сроки для исполнения требования исполнительного документа.

В установленные судебным приставом-исполнителем сроки требования исполнительного документа исполнены не были.Министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыки письмами от 1 февраля 2017 г. (исх. № 343\09), 26 апреля 2017 г. (исх. № 1671\09), 16 июля 2029 г. (исх. № 017\МО-09-03-3757), заместитель Министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыки письмами от 19 сентября 2017 г. (исх. № 3971\09), 22 декабря 2017 г. (исх № 6212\09) сообщили судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО2 о невозможности исполнить требование исполнительного документа, поскольу возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от постановки на баланс Министерства жилья из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, который на данный момент отсутствует. При введении государственного жилищного фонда Республики Калмыкия Министерство незамедлительно исполнит судебное решение.

Министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыки письмом от 19 мая 2021 г. (исх № 017-МО-09-03-2537) заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия сообщила, что формирование жилищного фонда социального использования осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. За счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, На основании Сводного списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями граждан по договорам социального найма, сформированного Министерством, в рамках мероприятий, проводимых по формированию государственного жилищного фонда Республики Калмыкия договорами безвозмездного пользования государственным имуществом Министерству передано 11 жилых помещений государственного жилищного фонда, которые переданы гражданам по договорам социального найма. На сегодняшний день работа по формированию жилищного фона Республики Калмыкия продолжается.

21 июня 2021 года ввиду неисполнения должником возложенных на него обязанностей в установленный срок, судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по РК в отношении должника - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия составлен протокол №142 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

22 июня 2021 года, ввиду неисполнения должником возложенных на него обязанностей в установленный срок, судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по РК вынесено постановление № 08015\21\15210 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В соответствии со статьей 7.1.28 Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия", утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19.11.2013 N 527, Министерство, осуществляя полномочия в сфере социального развития, предоставляет жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищный фонд социального использования для обеспечения жилыми помещениями граждан по договорам социального найма в республике формируется Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, что предусмотрено Порядком формирования жилищного фонда социального использования для обеспечения жилыми помещениями граждан по договору социального найма (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства РК № 342 от 10 октября 2016 г. (пункт 2).

Исполнение Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия указанных полномочий ведется в рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. № 421.

На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, в соответствии с указанным Порядком, возложена лишь обязанность ежегодно, до 1 мая года, предшествующего планируемому, направлять в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из государственного жилищного фонда на основании данных, представленных органами местного самоуправления (пункт 3).

Указанная обязанность Министерством была выполнена, списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из государственного жилищного фонда, были направлены Министерством в адрес Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия 20 марта 2018 года (исх. № 1188/09 от 20 марта 2018 года), в марте 2019 г. (исх. № 1075\09), 28 января 2020 г. (исх. № 017\МО-09-08-410, 9 февраля 2021 г. (исх. № 017\МО-09-03-661).

Кроме того, 21 января 2019 г. Министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия ФИО3обратилась к Председателю Правительства Республики Калмыкия ФИО4 с просьбой оказать содействие по вопросу предоставления по договорам социального найма жилых помещений из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия отдельным категориям граждан.

Как следует из сообщения Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Министру социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 22 июня 2021 г., исх. № 009/ЭЦ-01/1-05-1092, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в адрес Министерства финансов Республики Калмыкия 7 апреля 2021 г. и 7 июня 2021 г. были направлены письма о необходимости предусмотреть бюджетные ассигнования в размере 35 401 000 руб. при внесении изменений в Закон Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 г. № 146-VI-З «О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Дополнительно сообщено, что Законом Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 г. № 146-VI-З «О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» не утверждены бюджетные ассигнования на приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления отдельным категория граждан по договорам социального найма.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерство, действуя в рамках полномочий, установленных Порядком формирования жилищного фонда социального использования для обеспечения жилыми помещениями граждан по договору социального найма, приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования,

Жилые помещения для последующего заключения договоров социального найма с гражданами, передаются Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на основании договоров безвозмездного пользования государственным имуществом, заключаемым с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, после государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на жилые помещения (пункты 7,10,11 Порядка).

С учетом изложенного суд полагает, что у Министерства отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа.

На указанные обстоятельства ссылался представитель Министерства при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отношении Министерства, однако они не были приняты во внимание судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, обжалуемое постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021 года нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения ( ст. 24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021 г. № 08015\21\15210 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

решил:

постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия ФИО5 от 22 июня 2021года № 08015\21\15210 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях, в отношении Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. отменить, жалобу Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Председательствующий: Г.З. Оляхинова