ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-217/17 от 23.11.2017 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 12-217/2017Р Е Ш Е Н И Е

г. Михайловск 23 ноября 2017 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шестаковой Т.В.

при секретаре Исраелян Р.В.

с участием: представителя ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» - по доверенности Шакшак Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» - Егорова В.П. на постановление начальника отдела-главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Крикунова А.Д. в отношении врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» - Егорова В.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» - Егоров В.П. обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела-главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Крикунова А.Д. в отношении врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» - Егорова В.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему как должностному лицо назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

В обоснование приведенных доводов жалобы заявитель указал, что за январь 2017 года заработная плата была выплачена один раз ДД.ММ.ГГГГ по независящим от ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» обстоятельствам, а именно: в связи с задержкой финансирования из федерального казначейства РФ (копия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в казначейство направлена заявка на выдачу денежных средств, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - выходные дни, а ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на банковские счета работникам.

За март 2017 года заработная плата была выплачена один раз ДД.ММ.ГГГГ, также по независящим от ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» причинам, в связи со сменой руководителя и заменой электронно-цифровой подписи.

Согласно приказу N2 32-кр от 07.03.2017 года Министерства сельского хозяйства РФ (г.Москва) на Егорова В.П. возложены временно исполнение обязанностей директора федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы «Ставропольский». Данный приказ был направлен в ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» почтой и поступил на почту ДД.ММ.ГГГГ согласно указанной данной на конверте. С ДД.ММ.ГГГГ началось оформление электронно-цифровой подписи, на что ушло 10 дней (оригинал подписи был заверен у нотариуса, документы переданы в налоговую инспекцию для внесения изменений в ЕГРЮЛ, а позже переданы в казначейство). По объективным причинам аванс за март не был выдан, начисление заработной платы было произведено вовремя ДД.ММ.ГГГГ (подана заявка в казначейство), через 2 дня получены денежные средства и ДД.ММ.ГГГГ отправлены работникам на банковские счета.

За май 2017 года заработная плата работникам была выдана вовремя: ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в казначейство, согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ получены денежные средства и в этот же день перечислены на банковские счета работников.

ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в казначейство, согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ получены денежные средства и в этот же день перечислены на банковские счета работников, задержки заработной платы нет.

При указанных обстоятельствах вынесенное постановление главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Крикуновым А.Д. является необоснованным

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ (давность привлечения к административной ответственности) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения меня к административной ответственности истек, поэтому административное производство должно быть прекращено.

В указанном обжалуемом постановлении указано, что основанием для дела об административном правонарушении явился протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, однако в апреле 2017 года никакого протокола об административном правонарушении не составлялось.

Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

В судебном заседании представитель ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» по доверенности Шакшак Е.Б. поддержала доводы изложенные в жалобе, так же суду пояснила, что ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» за январь 2017 года заработная плата была выплачена один раз ДД.ММ.ГГГГ по независящим от них обстоятельствам, в связи с задержкой финансирования из федерального казначейства, а ДД.ММ.ГГГГ в казначейство была направлена заявка на выдачу денежных средств. 20.02. 2017 года пришла заработная плата и денежные средства были перечислены на банковские счета работникам, так же аванс пришел сразу с заработной платой, так как денег не было в казначействе. Данное обстоятельство они могут подтвердить только платежным поручением.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Крикунов Александр Дмитриевич суду пояснил, что он работает в Федеральной службе по труду и занятости Федеральной инспекции труда, в должности начальника отдела- главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в СК.

Поводом для вынесения постановления о назначении административного наказания послужило заявление от работника ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» о нарушении прав. В ходе проверки было выявлено правонарушение связанные с несвоевременной выплатой заработной платы работникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский», что повлекло нарушение их законных прав, а именно работодатель должен был конкретно указать дату заработной платы не позднее 20 и 5 числа. Закон обязывает в установленную дату зачислить заработную плату, и в этом было выявлено правонарушение.

ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» является бюджетной организацией, они проверяли все документы, им деньги поступали позже чем положено, в период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть начало рабочего дня текущего года и по ДД.ММ.ГГГГ в срок выплаты зарплаты, работодателем не принимались какие-либо меры по выплате зарплаты. Было установлено, что в феврале ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» обращалось в вышестоящую организацию, а не раньше.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Л.Н.В. суду пояснила, что она работает главным бухгалтером в ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» является бюджетным государственным федеральным учреждением, учредителем является Министерство сельского хозяйства РФ. Согласно Устава, и все документы и решения принимают они. В начале года они им выдают государственные задания, как бюджетному учреждению, которые они обязаны выполнить. Государственное задание на 2017 г. и плановый 2018 г. и 2019г., было утверждено ДД.ММ.ГГГГ. После того, как утверждается государственное задание, Министерство сельского хозяйства РФ рассчитывают нормативные затраты, для того что бы рассчитать какое количество субсидий им нужно представить для выполнения этого государственного задания, то есть финансовое обеспечение. И все зависит не только от них, так как Министерство собирает данные по всей России и пока все не подадут сведения, вопрос о субсидии рассмотрен не будет. Они рассчитывают эти нормативные затраты, после этого определяют сумму субсидий, которые они должны им перечислить, для выполнения этого государственного задания, и они заключают с ними соглашение. После этого соглашения, они ждут, когда министерство финансов распределит эти деньги и, когда они поступят на расчетный счет. На расчетный счет им деньги поступили ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ они сформировали электронную заявку и сбросили через федеральное казначейство. Заработная плата у них была начислена в январе месяце, то есть они не дожидались пока все это будет распределено, и единственное что они ждали это поступление денежных средств. Фактически от них ни чего не завесило, они ждали когда им поступит финансирование, они неоднократно звонили в Москву, что бы ускорили этот процесс.

Государственные задания распределяются в соответствии с планом, которые они выполняют, в хозяйствах им не оплачивают ни чего, их субсидирует федеральный бюджет, и туда входит заработная плата, коммунальные услуги и налоги. Вся сумма идет в государственном задании, они их финансируют для выполнения задания в качестве субсидий. Потом они разрабатывают нормативные затраты. По этим затратам у них в основном доля заработной платы, 60, 70 % из федерального бюджета, а остальное они должны заработать сами, чтобы выполнить государственное задание. Каждый квартал они отчитываются перед Минсельхозом за выполнение этого задания, если они не выполнили, то вправе отозвать эти субсидии, в связи с тем, что не выполнили их задание

Сумма в размере 22мил. 233тыс. рублей финансируется на год, финансируется она по квартально, согласно соглашения. 07 марта у них менялся руководитель, и пока все документы пришли, пока они заказывали все документы, прошло 2-3 недели, и они аванс за март месяц людям не выплатили. Сама заработная плата согласно коллективного договора была выплачена ДД.ММ.ГГГГ, 13 мая выплатили аванс за май, и 31 мая выплатили заработную плату.

Компенсацию за задержку выплаты заработной платы самостоятельно они не начислили, и только когда трудовая инспекция им указала на этот недочет, они начислили ДД.ММ.ГГГГ компенсацию всем сотрудникам по 150 рублей каждому сотруднику. Для ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» бюджетного учреждения сумма штрафа значительная, поскольку это затраты с того же бюджета.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора) на основании распоряжения Врио руководителя государственной инспекции труда в Ставропольском крае Хохряковой Л.В. проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в СК был вынесен протокол об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра Агрохимической службы «Ставропольский» за нарушения ч.6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата Семыкиной Г.М. выплачивалась реже чем каждые полмесяца. Так заработная плата за январь 2017 года была выплачена только ДД.ММ.ГГГГ (платежная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ), заработная плата за март 2017 года была выплачена только ДД.ММ.ГГГГ (платежная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ), заработная плата за первую половину мая 2017 года была выплачена ДД.ММ.ГГГГ (реестр денежных средств с результатами зачисления от ДД.ММ.ГГГГ) за вторую половину мая 2017 года была выплачена ДД.ММ.ГГГГ (реестр денежных средств с результатами зачисления от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем работодатель в нарушение ст. 236 ТК РФ не произвел Семыкиной Г.М. начисление и выплату компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы за январь, март, май 2017 года в размере не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признано ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 5.27 КРФоАП и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В нарушении ч.6 ст. 136 ТК РФ сроки выплаты заработной платы в коллективном договоре ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» не конкретизированы.

В нарушении ч.6 ст. 136 ТК РФ сроки выплаты заработной платы работникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» не прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка.

В нарушении ч.6 ст. 136 ТК РФ заработная плата сотрудникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» выплачивалась реже чем каждые полмесяца. Так заработная плата за январь 2017 года была выплачена только ДД.ММ.ГГГГ (платежная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ), то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Так же работодатель в нарушение ст. 236 ТК РФ не произвел работникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» начисление и выплату компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы за январь, март 2017 года в размере не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Указанные обстоятельства нарушения трудового законодательства подтверждаются представленными материалами проверки: предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; определением о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; реестром денежных средств по результатам зачислений от ДД.ММ.ГГГГ; реестром денежных средств по результатам зачислений от ДД.ММ.ГГГГ; платежной ведомостью за январь 2017 года; платежной ведомость за март 2017 года.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Таким образом, установлено, что были допущены нарушения положения ст.136 Трудового кодекса РФ, что повлекло несвоевременную выплату заработной платы сотрудникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

Вместе с тем, судом приняты во внимание представленные ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» следующие доказательства.

Согласно представленного устава ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23ю09.2011 года №291-у следует, что функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, именуемое в дальнейшем «Минсельхзоз Россиии».

Минсельхоз России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, доводит до учреждения лимиты бюджетных обязательств. Учреждение находится в ведении Минсильхоза России.

Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), а так же субсии на иные цели, с момента принятия решения о предоставлении учреждения субсидий из федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ ) федеральными бюджетными учреждениями и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Федеральными бюджетными учреждениями. Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом предложений федерального государственного учреждения, касающихся потребности.

Государственное задание формируется в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидий.

Размер субсидий рассчитывается в соответствии с показателями государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к ним, а так же нормативных затрат на выполнение работ, определенных согласно Положению .

Согласно расчета нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным учреждением государственным центром агрохимической службы «Ставропольский» государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества на 2017 года в том числе указана : оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании госуслуги (работы); оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда административно- управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании госуслуги (работы).

Согласно платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ за январь 2017 года работникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» произведено начисление заработной платы.

Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации -кр от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский», который был получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском на почтовом конверте.

ДД.ММ.ГГГГ выписано платежное поручение на сумму 5558250 руб., получателем является ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

Так же, согласно бухгалтерской справке к документу «Плановые назначения» от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ имеется запись ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» о перечислении заработной платы номер счета на сумму 16586336,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ были внесены изменения в учредительные документы, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц В/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, где указан временно исполняющий обязанности директора ФИО1..

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был получен сертификат ключа проверки электронной подписи и ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю была направлена заявка на получение денежных средств для фонда оплаты труда.

Согласно расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ по платежной ведомости денежные средства были направлены на выплату заработной платы за март 2017 года и согласно платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ получены сотрудниками ФГБУ ГЦАС «Ставропольский».

ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю и согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ получены денежные средства и в этот же день перечислены на банковские счета работников.

Так же, ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю, согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ получены денежные средства и в этот же день перечислены на банковские счета работников.

Кроме того, Приказом врио директора ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ произв. уволившемуся сотруднику ФИО2 произведена выплата денежной компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки заработной платы за январь, март 2017 года.

Суд приходит к выводу, что в действиях ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения не оспаривается.

Однако суд принимает во внимание уважительность причины сотрудникам ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» заработной платы за январь и март 2017 года, в связи с тем, что данное учреждение является бюджетным и не имеет собственных средств. Так же судом установлено, что в мае месяце зарплата сотрудникам была выплачена вовремя.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые со­вершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникнове­ния угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» ранее не привлекался к административной ответственности, какого либо вреда не наступило, суд полагает необходимым административное нака­зание назначенное ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» в виде административного штрафа заменить на предупреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5, ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО3 в отношении ФГБУ ГЦАС «Ставрополський» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, изменить.

Заменить назначенное административное наказание ФГБУ ГЦАС «Ставропольский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ – в виде штрафа в размере 40000 рублей на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья : Т.В.Шестакова