ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-217/20 от 04.06.2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД 54RS0007-01-2020-001718-78

Дело №12-217/2020

Поступило в суд: 14.04.2020

Р Е Ш Е Н И Е

04 июня 2020 года г. Новосибирск

Судья Октябрьского районного суда города Новосибирска Мороз И.М.,

при секретаре Геер Т.В.,

рассмотрев протест прокурора Новосибирской области на постановление № 99-20 от 27.02.2020, вынесенное заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 99-20 от 27.02.2020, вынесенным заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

С указанным постановлением не согласился прокурор Новосибирской области, обратился с протестом в суд, указав, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку ФИО1 приобрела квартиру <адрес> в 2011 году с уже выполненной в ней перепланировкой, названный довод должностным лицом ГЖИ НСО не исследован, надлежащая оценка ему не дана, поскольку дата проведения работ по перепланировке не установлена, выводы должностного лица ГЖИ НСО об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, являются преждевременными, в связи с чем просит указанное постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Представитель прокурора Новосибирской области Эртель В.А. в судебном заседании поддержала доводы и требования протеста.

Представители Государственной жилищной инспекции Новосибирской области по доверенности ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали против доводов протеста прокурора, полают, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем просили протест прокурора Новосибирской области оставить без удовлетворения, а постановление №99-20 от 27.02.2020 оставить без изменения.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы и требования протеста прокурора Новосибирской области.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что доводы протеста являются обоснованными, в связи с чем он подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником квартиры в многоквартирном <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от /дата/, в связи с чем является лицом, ответственным за содержание указанного жилого помещения.

/дата/ при проведении внеплановой проверки сотрудниками Государственной жилищной инспекции Новосибирской области установлено, что ФИО1 самовольно, без согласования с органом местного самоуправления выполнила работы по перепланировке квартиры, а именно: объединена кухня с балконом путем демонтажа оконно-дверного блока и подоконной части стены между ними.

Как указано в материалах дела об административном правонарушении указанными действиями ФИО1 нарушены обязательные требования предусмотренные ст. 17, 26 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ.

Действия ФИО1 должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, квалифицированы по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ – самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником квартиры <адрес> с /дата/.

Как следует из имеющегося в материалах дела об административном правонарушении ответа от /дата/ Администрации Октябрьского района г. Новосибирска собственнику квартиры <адрес> выдано разрешение на проведение перепланировки и (или) переустройства сроком с /дата/ до /дата/.

/дата/ председателем правления ТСЖ «Шевченко 31,33,35» был составлен акт с просьбой провести проверку квартиры <адрес> на предмет присоединения лоджии с кухней, а также принять меры в отношении собственника самовольно выполнившего реконструкцию.

Из акта проверки от /дата/, составленного сотрудниками Государственной жилищной инспекции Новосибирской области следует, что в ходе визуального осмотра квартиры <адрес> установлено, что в указанной квартире выполнены работы по перепланировке жилого помещения – произведено объединение кухни с балконом путем демонтажа оконно-дверного блока и подоконной части стены между ними, старое ограждение было заменено на оконный блок с остеклением.

Из объяснений ФИО1, указанных в протоколе от /дата/ следует, что квартира ею была приобретена по договору дарения уже в перепланированном виде, о нарушениях ей известно не было.

Аналогичные объяснения были даны ФИО1 в ходе судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Цель статьи - защита жилищных прав граждан.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Часть 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартиру, часть квартиры;

3) комнату.

В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Из ст. 29 Жилищного кодекса РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

При пользовании жилыми помещениями граждане должны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

В соответствии с п. 10 Правил N 25 в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан:

использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом РФ;

осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче;

поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования;

немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

производить текущий ремонт жилого помещения;

своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1.7 Правил N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2 Правил N 170).

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. 1.7.3 Правил N 170).

Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние (п. 1.7.4 Правил N 170).

Объективная сторона предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий (бездействия):

порче жилых домов, жилых помещений, а равно порче их оборудования;

самовольных переустройстве и (или) перепланировке жилых домов и (или) жилых помещений;

использовании жилых домов и (или) жилых помещений не по назначению;

самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.

Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения Правил пользования жилыми помещениями, то есть носит одномоментный характер и относится к оконченным правонарушениям.

Правонарушения данной категории дел считаются оконченными с момента совершения любого из упомянутых в диспозиции статьи действий, в связи с чем не являются длящимися.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Применительно к комментируемой статье эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки государственной жилищной инспекции, экспликацией и поэтажным планом БТИ, свидетельством о праве собственности на жилое помещение и др.

Таким образом, судья приходит к выводу, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, характеризуется совершением физическим лицом конкретного действия по перепланировке жилого помещения в многоквартирном доме без согласования с соответствующим органом местного самоуправления, поэтому такое правонарушением является оконченным с момента совершения конкретных действий по перепланировке, следовательно, его нельзя отнести к длящимся.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Инкриминируемое ФИО1 правонарушение характеризуется наличием прямого умысла с субъективной стороны, с объективной стороны - действиями по незаконной перепланировке квартиры, о чем прямо указано в обжалуемом постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.

Таким образом, административному органу необходимо было установить конкретное лицо, осуществившее незаконную перепланировку квартиры.

Однако, из имеющихся материалов дела объективно и достоверно не усматривается лицо, осуществившее перепланировку.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исследовав и оценив все указанные доказательства по делу в их совокупности и по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что вина ФИО1 как обязательный признак административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ не установлена, принимая во внимание, что дата проведения работ по перепланировке, а также лицо, совершившее их, как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения протеста прокурора в судебном заседании не установлены.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что представленных доказательств в материалах дела об административном правонарушении, которые положены должностным лицом в обоснование виновности ФИО1, не достаточно для безусловного признания ее виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В своем протесте прокурор просит отменить постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 и дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение.

Однако, принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ истек, поэтому судья приходит к выводу, что протест прокурора Новосибирской области подлежит удовлетворению, а производство по делу об административному правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Протест прокурора Новосибирской области на постановление №99-20 от 27.02.2020, вынесенное заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, в отношении ФИО1,- удовлетворить, постановление №99-20 от 27.02.2020 по делу об административном правонарушении от 13.03.2020, вынесенное заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – отменить.

Производство по делу об административному правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ Новосибирским областным судом.

Председательствующий по делу судья - /подпись/