ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-217/20 от 11.06.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

УИД 61RS0022-01-2020-002193-11

№ 12-217/2020

Р Е Ш Е Н И Е

11.06.2020 года г.Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

с участием защитника Чернощекова А.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебного заседания жалобу законного представителя привлекаемого юридического лица на постановление № 3.1.7/14/5 от 12.03.2020 года Государственного инспектора труда в РО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Компания КПИ», ИНН , ОГРН , дата регистрации <дата>, юридический адрес: 347900, <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственного инспектора труда в РО, ООО «Компания КПИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей, за то, что Обществом, в нарушение требований ч. 1 ст. 1331 Трудового Кодекса Российской Федерации, Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы от 21.11.2019 года № 13 в 2020 году работникам в должности секретарь-референт, техник по учету в энергохозяйстве, делопроизводитель, табельщик не обеспечена выплата заработной платы в размере 1,2 минимального размера оплаты труда.

Законный представитель привлекаемого юридического лица подал в суд жалобу на указанное постановление с целью его отмены и последующего прекращения производства по делу, ссылаясь на то, что датой опубликования предложения о присоединении к соглашению является 26.05.2020 г., т.е. дата письма Администрации г.Таганрога № 60.1.2/1243, адресованное руководителю предприятия с просьбой о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате.

При разбирательстве жалобы в судебном заседании защитник требования жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав защитника, рассмотрев доводы жалобы, судья не находит оснований для её удовлетворения по следующим мотивам:

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Одним из элементов, характеризующих состав правонарушения, является объективная сторона правонарушения - внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об АП подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения. Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

Бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возложено на должностное лицо административного органа.

Из материалов дела следует, что ООО «Компания КПИ», в нарушение требований ч. 1 ст. 1331 Трудового Кодекса Российской Федерации, Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы от 21.11.2019 года № 13 в 2020 году работникам в должности секретарь-референт, техник по учету в энергохозяйстве, делопроизводитель, табельщик не обеспечена выплата заработной платы в размере 1,2 минимального размера оплаты труда.

Давая оценку постановлению № 3.1.7/14/5 от 12.03.2020 года Государственного инспектора труда в РО судья приходит к выводу о том, что в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, объективно подтверждают обоснованность привлечения к административной ответственности ООО «Компания КПИ».

В соответствии со ст. 45 ТК Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

В зависимости от сферы регулирования могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ст. 48 ТК Российской Федерации).

Статьей 133.1 ТК Российской Федерации предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашение.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Правительство Ростовской области в лице Губернатора Ростовской области ФИО1 (далее - Правительство), действующего на основании Устава Ростовской области, Союз Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской Области" в лице Председателя А.В. Лозыченко (далее - Профсоюзы), действующего на основании Устава, Союз работодателей Ростовской области в лице Президента В.Ю. Лакунина, действующего на основании Устава (далее - Работодатели), заключили "Ростовское областное трехстороннее (региональное) Соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области" и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы", устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений Ростовской области на 2020 - 2022 годы (далее - Соглашение).

Как установлено судом, "Ростовское областное трехстороннее (региональное) Соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области" и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы" опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, 26.11.2019.

Присоединение к Соглашению сторон социального партнерства в Ростовской области, обеспечение контроля за выполнением Соглашения осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Областными законами от 24.12.2012 N 1013-ЗС "О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области" и от 16.12.2009 N 345-ЗС "Об органах социального партнерства в Ростовской области".

Ст. 4 Областного закона Ростовской области от 24.12.2012 N 1013-ЗС "О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области" предусматривает порядок присоединения к областному трехстороннему соглашению, областным отраслевым (межотраслевым) соглашениям. Так в п. 1, 4 ст. 4 указано на то, что профсоюзные органы и их объединения, работодатели и их объединения, не участвовавшие в заключении областного трехстороннего соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, могут присоединиться к ним в любой момент до окончания срока их действия. Присоединение к соглашению осуществляется посредством направления на имя координатора соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений письменного уведомления о присоединении к соглашению. Присоединившиеся к соответствующему соглашению добровольно принимают на себя обеспечение в полном объеме условий соглашения и приобретают право контроля за его выполнением. В случаях, когда в сферу действия областного отраслевого (межотраслевого) соглашения включено не менее 50 процентов работников данной отрасли (данных отраслей), по предложению координатора соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководитель областного органа исполнительной власти в сфере труда предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение публикуется в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ростовской области, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте областного органа исполнительной власти в сфере труда. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к областному отраслевому (межотраслевому) соглашению не представили в областной орган исполнительной власти в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанные соглашения считаются распространенными на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежат обязательному исполнению ими. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Доводы жалобы судья признает необоснованными, поскольку учитывая то обстоятельство, что письменный отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования соответствующего предложения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ООО «Компания КПИ» не направлялся, следовательно, общество присоединилось к вышеназванному соглашению. Довод жалобы о том, что датой опубликования предложения о присоединении к соглашению является 26.05.2020 г., т.е. дата письма Администрации г.Таганрога № 60.1.2/1243, адресованное руководителю предприятия с просьбой о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате, судья признает несостоятельным.

Таким образом, судья признает правильным вывод должностного лица, рассмотревшего дело о том, что в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации вышеуказанное соглашение считается распространенным на ООО «Компания КПИ» и подлежит обязательному исполнению обществом.

Таким образом, ООО «Компания КПИ» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Компания КПИ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было вынесено с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Компания КПИ» допущено не было.

При рассмотрении дела должностным лицом были выяснены все обстоятельства, подлежащие выяснению в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ. Материалы дела свидетельствуют, что факт совершения правонарушения установлен, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, вина ООО «Компания КПИ» доказана в установленном законом порядке, его действия правильно квалифицированы по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределе санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 3.1.7/14/5 от 12.03.2020 года Государственного инспектора труда в РО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Компания КПИ» оставить без изменения, а жалобу законного представителя привлекаемого юридического лица - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Семеняченко А.В.