Дело № 12-217/2013
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
«12» августа 2013 года г. Челябинск
Судья Ленинского районного суда г. Челябинска Яременко Ю.Б.
при секретаре судебного заседания Назаровой Е.С.
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1
защитника Лаврова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, зал судебного заседания №, жалобу защитника Лаврова А.А. в интересах ФИО1, <данные о личности>,
на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского района г. Челябинска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Исходя из постановления по делу об административном правонарушении, судом было установлено следующее:
в ходе проведения плановой выездной проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «<данные изъяты>», на объекте Челябинская ТЭЦ-1 филиала ОАО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, должностными лицами управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 выявлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – директором Челябинской ТЭЦ-1 – филиала ОАО «<данные изъяты>», не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
1). в ТЭЦ-1 не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации – не менее 72 часов) члены комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению безопасности ТЭЦ-1 Ч.А.А., К.С.А., Ц.Е.Л., чем нарушены требования п. «в» ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пп. «д» п.2, пп. «д» п.4, п.5, пп. «в» п.6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 547 от 04 сентября 2003 года; п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 26 июня 1995 года; п.9 Приложения к «Перечню уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований», утвержденному Приказом МЧС России от 19 января 2004 года № 19;
2). в ТЭЦ-1 не прошли подготовку (повышение квалификации) (по программе обучения не менее 72 часов), в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица ТЭЦ-1, входящие в состав органов управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: диспетчера дежурно-диспетчерской службы (начальники смены станции) ТЭЦ-1 Ч.А.А., Ф.А.В., У.Ж.А., Х.Р.М., В.А.Г., З.И.С., чем нарушены требования: пп. «д» п.2, пп. «д» п.4, п.5, пп. «в» п.6 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 26 июня 1995 года; п.28 Приложения к «Перечню уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований», утвержденному Приказом МЧС Российской Федерации от 19 января 2004 года № 19;
3). план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в ТЭЦ-1 не утвержден в МЧС России, чем нарушены требования: ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О гражданской обороне».; п.2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 15 апреля 2002 года; Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 613 от 21 августа 2000 года; п.15 раздела 2 Правил разработки и согласований планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, введенных в действие Приказом МЧС России № 621 от 28 декабря 2004 года.
В судебное заседание заместитель начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> Б.А.П. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
В представленной в суд жалобе защитник Лаврова А.А. заявляет о несогласии с вынесенным в отношении ФИО1 постановлением, просит его отменить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитник Лаврова А.А. пояснили, что не согласны с постановлением мирового судьи, просят его отменить, поскольку члены комиссии по ЧС Ч.А.А., К.С.А., Ц.Е.Л. проходили подготовку в учебно-методическом центре МБУ «ЧУМЦГЗ», о чем свидетельствуют представленные в суд удостоверения, должностные лица ТЭЦ-1, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Ч.А.А., Ф.А.В., У.Ж.А., Х.Р.М., В.А.Г., З.И.С. должны пройти обучение и подготовку в течение года с момента создания объектового органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в ТЭЦ-1 имелся, но на момент проверки находился на утверждении в МЧС России.
В соответствии с положениями п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело с участием лиц, явившихся в судебное заседание. При этом, согласно положениям ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав сторону защиты, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно представленным копиям удостоверений 1/53, 1/9, 1/54 Ч.А.А. в ДД.ММ.ГГГГ, К.С.А. в ДД.ММ.ГГГГ, Ц.Е.Л. в ДД.ММ.ГГГГ прошли обучение в учебно-методическом центре МУ ЧГСС и защиты от ЧС по 36-часовой программе.
Согласно п. «д» ч.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 547 от 04 сентября 2003 года, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает повышение квалификаций уполномоченных работников не реже одного раза в пять лет.
При определении количества часов при подготовке, по мнению судьи, необходимо руководствоваться Примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС от 28 мая 2006 года, утвержденной министром по ГО и ЧС ФИО2, где определен временной промежуток в 36 часов. Данная программа обучения является ведомственной, созданной конкретно под специалистов ГО и РСЧС, организована на основании законов «О гражданской обороне», «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера». Типовое положение об образовательном учреждении повышения квалификации, а также дополнительного профессионального образования не может быть применено при определении количества часов, поскольку не предусматривает специфики и формы обучения специалистов ГО и РСЧС. Более того, согласно данного положения обучение не менее 72 часов определено как краткосрочное, которое проводится по месту основной работы. Ч.А.А., К.С.А., Ц.Е.Л. прошли обучение в учебно-методическом центре МУ ЧГСС по Курсу ГО и защиты от ЧС.
Ккак установлено в судебном заседании, в соответствии с п.11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации Чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794) Приказом директора ТЭЦ-1 № от ДД.ММ.ГГГГ на основе службы начальника смены создан объектовый орган повседневного управления единой системы РСЧС, и согласно п.5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера (Постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 04 сентября 2003 года), переподготовка и повышение квалификации лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от ЧС, являются обязательными в течение первого года работы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в ходе судебного заседания, до истечения указанного срока прошли обучение Ч.А.А., Х.Р.М., З.И.С. (удостоверения 5/3, 5/39, 5/38).
Согласно протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов (ПЛРН) в ТЭЦ-1 не утвержден в МЧС России.
В судебном заседании установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ (срока окончания действия прежнего плана), в ДД.ММ.ГГГГ ПЛРН был разработан и проходил согласование и утверждение со всеми инстанциями.
Исходя из представленной в суд переписке ПЛРН ДД.ММ.ГГГГ был согласован с ГУ МЧС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ согласован с Уральским региональным центром МЧС России, ДД.ММ.ГГГГ утвержден Приказом Министерства энергетики России за №, и только ДД.ММ.ГГГГ ПЛРН, утвержденный в МЧС России направляется в МЧС России по <адрес>.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, как директор ТЭЦ-1, выполнил все действия, связанные с исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку с субъективной стороны отношение к самому нарушению выражается в форме умысла или неосторожности, ФИО1 в силу объективных причин не мог влиять на согласование и утверждение ПЛРН в вышестоящих инстанциях.
При таких обстоятельствах, судья приходит к мнению о несоответствии выводов, сделанных должностными лицами ГУ МЧС России по <адрес>, изложенных в протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объективным данным и доказательствам, находящимся в деле и представленным в суд.
Учитывая вышеизложенное, судья считает, что постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 подлежит отмене, а жалоба защитника Лаврова А.А. в интересах ФИО1 удовлетворению, поскольку вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказана.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Лаврова А.А. в интересах ФИО1 удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского района г. Челябинска в отношении ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись