ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-217/2013 от 16.09.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-217/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Златоуст 16 сентября 2013 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Одаренко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Одаренко О.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей <адрес>, заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 33, расположенного по адресу <адрес>,

на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 687/688/689 от 23 августа 2013 года о привлечении Одаренко О.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 33 Одаренко О.А. обратилась в суд с жалобой на постановление № 687/688/689 о назначении административного наказания от 23 августа 2013 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения, по ч. 3 ст. ст. 20.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере шести тысяч рублей, по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ – назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

В обоснование своих доводов Одаренко О.А. сослалась на то, что с постановлением не согласна, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. При проведении плановой проверки 16 августа 2013 года государственным инспектором госпожнадзора выявлены нарушения требований пожарной безопасности в учреждении, выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В срок до 23 августа 2013 года нарушения в МБДОУ детский сад № 33 были устранены, по устраненным замечаниям была представлена информация и фотографии: по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ: 26 июля 2013 года представителями ООО «<данные изъяты>» проводилась огнезащитная обработка чердака, чердачное окно было выставлено и не поставлено на место, 16 августа 2013 года окно вставлено; журнал инструктажа по пожарной безопасности в детском саду заведен с 2006 года, до августа 2013 года замечаний по ведению журнала не было, по итогам проверки замечание устранено, журнал учета инструктажа по пожарной безопасности заведен в соответствии с приложением 1 к п. 10 норм пожарной безопасности, внесены записи планового инструктажа от 08 августа 2013 года и внепланового инструктажа по итогам проверки соблюдения требования пожарной безопасности в ДОУ от 16 августа 2013 года. По ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ: порядковые номера на огнетушителях прикреплены на бумажных носителях, нарушения исправлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме в РФ», все порядковые номера нанесены белой краской на корпусе огнетушителя; в журнале средств пожаротушения МБДОУ детский сад № 33 (начат 01 марта 2006 г.) имеется запись проверки средств пожаротушения за 2013 г., в эксплуатационные паспорта внесена запись проверки средств за 29 марта 2013 г. и 29 июля 2013 г. По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ: 14 декабря 2009 г. проведено испытание эвакуационных лестниц, ведущих со второго этажа, по результатам испытания выявлено, что лестницы находятся в исправном состоянии и готовы к использованию; по предписанию нарушение по высоте ограждения наружной эвакуационной лестницы, ведущей со второго этажа из средней и подготовительной группы устранено, высот ограждения поднята на высоту 80 см. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в МБОУ детский сад № 33 предпринимаются меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Ранее заведующая МБДОУ детский сад № 33 к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась. В 2011 году ОНД № 1 нарушения требований пожарной безопасности в детском саду не выявлялось, в 2012 году плановая проверки не проводилась. На должность заведующего учреждением Одаренко О.А. назначена с 01 сентября 2013 года. В связи с тем, что все нарушения требований пожарной безопасности устранены в кратчайший срок и не повлекли каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы, считает, что вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой.

В судебном заседании Одаренко О.А. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что со своей стороны устранила все нарушения, указанные в постановлении. По каждому пункту нарушений, указанных в протоколах об административном правонарушении, ею были представлены доказательства, подтверждающие устранение нарушений до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, фотографии. Просит отменить постановление должностного лица, ограничившись устным замечанием, производство по делу прекратить.

Должностное лицо органа пожарного надзора государственный инспектор ЗГО и КМР по пожарному надзору в судебное заседание не явился, извещен.

Заслушав Одаренко О.А., исследовав материалы дела, судья находит доводы жалобы Одаренко О.А. заслуживающими внимания.

Согласно представленным материалам постановлением государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 687/688/689 от 23 августа 2013 года должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 33 Одаренко О.А. 16 августа 2013 года в 12 часов 00 минут при эксплуатации здания МБДОУ детский сад № 33, расположенного по адресу: <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнута наказанию в виде штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание в размере пятнадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что с 10.00 часов 17 августа 2013 года до 12.00 часов 07 августа 2013 года, и с 10.00 часов 16 августа 2013 года до 12.00 часов 16 августа 2013 года на основании распоряжения начальника ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО4 № 396 от 31 июля 2013 года с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год (л.д. 47-48) проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты - здания и помещений МБДОУ детский сад № 33, расположенного по адресу: <адрес> эксплуатируемых МБДОУ детский сад № 33.

Копия распоряжения получена заведующей МБДОУ детский сад № 33 Одаренко О.А. 01 августа 2013 года; служебное удостоверение государственным инспектором предъявлено при посещении объекта 07 августа 2013 года в 10.00 часов.

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МБДОУ детский сад № 33.

По результатам проверки составлен акт проверки № 396 от 16 августа 2013 года, согласно которому в ходе плановой выездной проверки здания и помещений по адресу: <адрес>, деятельность в которых осуществляет МБДОУ детский сад № 33 выявлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 46).

Копия акта вручена заведующей МБДОУ детский сад № 33 Одаренко О.А. 16 августа 2013 года.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором ЗГО и КМР по пожарному надзору 16 августа 2013 года в присутствии Одаренко О.А. составлены протоколы об административном правонарушении согласно которым должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 33 Одаренко О.А. 16 августа 2013 года в 12.00 часов при эксплуатации здания МБДОУ детский сад № 33 по адресу: <адрес> нарушила требования пожарной безопасности:

№:

1 – форма журнала инструктажа по пожарной безопасности не соответствует приложению 1 к п. 10 норм пожарной безопасности ОМПБРО (в журнале отсутствуют графы «Вид инструктажа», «фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего», «подпись инструктирующего» (НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 п. 10, прил. 1),

2 – слуховое окно чердачного помещения не остеклено и находится в открытом состоянии (ППБ 101-89 п. 2.1.17), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;

№:

1 – огнетушители пронумерованы напечатанными на бумаге цифрами вместо порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарной режиме» «Правила противопожарного режима в РФ» п. 475,

2 – не проводятся ежеквартальные проверки огнетушителей (отсутствуют записи о квартальных проверках в эксплуатационных паспортах в журнале) (НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» п. 7.1, п. 7.6, п. 7.17), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП Ф,

№:

1 – высота ограждения наружной эвакуационной лестницы, ведущей со второго этажа, из средней группы составляет 70 см вместо 80 см требуемых (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4 п. 4, Н 102-54 п. 61),

2 - высота ограждения наружной эвакуационной лестницы, ведущей со второго этажа, из подготовительной группы составляет 77 см вместо 80 см требуемых (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4 п. 4, Н 102-54 п. 61), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

С протоколами об административном правонарушении заведующая учреждением Одаренко О.А. ознакомлена 16 августа 2013 года, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ей разъяснены, по существу протоколов пояснила, что нарушения будут устранены, замечания по оформлению надписи на огнетушителях устранены.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ.

Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

П. 10 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» предусматривается наличие записи о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1) (п. 1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

П. 2.1.17 ППБ 101-89 предусмотрено остекление слуховых окон чердачных помещений, должны находиться в закрытом состоянии (п. 2).

В соответствии с п. 475 ППР в РФ каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской, на момент проверки огнетушители на объекте защиты пронумерованы цифрами, напечатанными на бумаге (п. 1 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 7.1, 7.6, 7.17 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей. Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителя и подходов к нему, а также проведение внешнего осмотра огнетушителя; о проведенных проверках и испытаниях делается отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей, на момент проверки в журнале и эксплуатационных паспортах огнетушителей записи о квартальных проверках отсутствуют (п. 2).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года в случае, если положениями Федерального закона № 123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Нормами пожарной безопасности Н 102-54 п. 61 предусмотрены требования для пожарных лестниц – наружные пожарные лестницы, используемые для эвакуации людей должны быть ограждены перилами высотой 0,8 м (п. 1-2 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Статья 37 Федерального закона № 68-Ф содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с распоряжением Главы ЗГО № 25-кадр от 16 августа 2012 года Одаренко О.А. принята на работу и назначена на должность заведующей МБДОУ детский сад № 33 с 01 сентября 2012 года (л.д. 44).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Одаренко О.А. является должностным лицом.

Государственный инспектор установив, что Одаренко О.А. является заведующей МБДОУ детский сад № 33, обоснованно пришел к выводу, что Одаренко О.А. ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее функции в связи с чем, как должностное лицо, должна нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Вывод государственного инспектора о доказанности вины Одаренко О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Одаренко О.А. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации здания, помещений, эксплуатируемых МБДОУ детский сад № 33 по адресу: <адрес>

Доказательств невиновности Одаренко О.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – заведующей МБДОУ детский сад № 33 Одаренко О.А. обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения ею не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица, и образуют составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Привлечение Одаренко О.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы Одаренко О.А. о том, что ею предпринимались зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности.

Из материалов дела, представленных фотографий, пояснений Одаренко О.А. следует, что до вынесения постановления по делу об административном правонарушении нарушения, указанные в акте и протоколах об административном правонарушении, устранены.

В связи с вышеизложенным судья находит постановление должностного лица подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, характера совершенного правонарушения, следует учесть конкретные обстоятельства дела, в том числе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также тот факт, что совершенные Одаренко О.А. административные правонарушения по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не повлекли тяжких последствий в виде нарушения прав и законных интересов иных лиц, и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным, а постановление подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению.

Принимая во внимание, что Одаренко О.А. принимались все меры, направленные на соблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности, судья считает, что степень виновности Одаренко О.А. значительно уменьшается, полагая ограничиться устным замечанием, освободив от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 687/688/689 от 23 августа 2013 года, которым должностное лицо – заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 33 Одаренко О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ Одаренко О.А. освободить от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.

СУДЬЯ: