ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-217/2016 от 14.09.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №12-217/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нарьян-Мар 14 сентября 2016 года

Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Бородин А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества по геологии, поискам, разведке и добыче нефти и газа «ННК-Печоранефть» ФИО4 на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении юридического лица - Акционерное общество по геологии, поискам, разведке и добыче нефти и газа «ННК-Печоранефть» (далее АО «ННК–Печоранефть), признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и на решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу ФИО3 от 04 августа 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ АО «ННК–Печоранефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба АО «ННК-Печоранефть» без удовлетворения.

С указанными постановлением и решением генеральный директор АО «ННК–Печоранефть» ФИО4 не согласился, обратился с жалобой в суд, в которой просит их отменить. Свои требования обосновывает тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу был неверно рассчитан фонд бездействующих скважин по Северо-Харьягинскому участку недр, в соответствии с п.104 «Правил охраны недр», утвержденных Постановлением от 06.06.2003 № 71 Федерального горного и промышленного надзора России. Указывает, что наличие бездействующих скважин по состоянию на 01 марта 2016 года не повлекло каких-либо негативных последствий в области охраны окружающей среды, нарушения прав и интересов граждан, общества и государства, не повлекло разбалансирования реализуемой системы разработки, в связи с чем вменяемое правонарушение даже в случае его подтверждения является малозначительным.

В связи с этим должностное лицо не приняло во внимание и не дало оценку тому обстоятельству, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Усинского территориального отдела Печорского Управления Ростехнадзора рассмотрена и утверждена программа развития горных работ на 2016 по месторождениям АО «ННК-Печоранефть», в том числе по Северо-Харьягинскому месторождению. Программа включает план мероприятий по сокращению бездействующего фонда, который Общество реализует и ежеквартально отчитывается в Усинский территориальный отдел Печорского Управления Ростехнадзора о его выполнении. К октябрю 2016 года бездействующий фонд нефтяных скважин составит 1 скважину,что составляет 3% от эксплуатационного фонда. Бездействующий фонд нагнетательных скважин будет отсутствовать. Бездействующий фонд водозаборных скважин также отсутствует. Полагает, что факт согласования Ростехнадзором плана мероприятий по сокращению бездействующего фонда дополнительно свидетельствует о малозначительности предполагаемого нарушения.

Просит производство по делу в отношении АО «ННК-Печоранефть» прекратить.

Представитель АО «ННК-Печоранефть» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал об отложении судебного заседания. Судом данное ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку заявителю было предоставлено достаточно времени для реализации права на участие в судебном заседании либо направления защитника.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.1, п.2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Судом установлено, что АО «ННК-Печоранефть» является владельцем лицензии <данные изъяты> на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Северо-Харьягинского участка недр, которая зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Срок окончания действия ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. В соответствии со ст.12 Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу требований п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий пользования недрами, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно п.2 ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Действующим проектным документом «Дополнение к Технологической схеме разработки Северо-Харьягинского нефтяного месторождения», утвержденным Председателем ЦКР Роснедра по УВС ДД.ММ.ГГГГ (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена Программа исследовательских работ и до разведки.)

В соответствии с Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами по лицензии НРМ 00789 НР на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья в пределах Северо-Харъягинского участка недр, Недропользователь обязан провести работы по добыче углеводородного сырья и геологическому изучению недр в пределах лицензионного участка.

В соответствии с требованием п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно п.10 Условий пользования недрами указанной выше лицензии пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами».

Пунктом 104 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил охраны недр» Пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин.

Вместе с тем АО «ННК-Печоранефть» в нарушение требований п.2, п.10, ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона РФ «О недрах», осуществляя добычу углеводородного сырья на Северо-Харьягинском нефтяном месторождении не обеспечило выполнение условий, установленных лицензией и требований, утвержденного технического проекта.

Из материалов дела следует, что согласно ежемесячной отчетной форме «Расшифровка фонда скважин Северо-Харьягинского месторождения» по состоянию на 01 марта 2016 года бездействующий фонд скважин на месторождении превышает допустимые (п.104 «Правила охраны недр») и составляет в расчете от эксплуатационного фонда для добывающих скважин - 16,2%.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела:

- копией лицензии на пользование недрами НРМ 00789 НР;

- приложением к Условиям пользования недрами;

- копией уведомления о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- возражения на акт проверки 12 от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом от ДД.ММ.ГГГГ;

Доводы жалобы о том, что Росприроднадзор произвел расчет отдельно по одному виду скважин (по добывающим скважинам), а не всего эксплуатационного фонда, что свидетельствует о том, что должностным лицом не было установлено само событие административного правонарушения, суд считает необоснованными.

Согласно п.104 «Правил охраны недр» пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин. Пробуренный фонд включает добывающие, нагнетательные, контрольные, специальные, разведочные, ликвидированные и законсервированные скважины.

Эксплуатационный фонд скважин включает добывающие, нагнетательные и специальные скважины, за вычетом законсервированных и ликвидированных, и подразделяется на действующий фонд, бездействующий фонд и фонд скважин, находящихся в освоении.

К действующему фонду скважин относятся скважины, дававшие продукцию (находившиеся под закачкой) в последнем месяце учитываемого периода независимо от числа дней их работы в этом месяце. В действующем фонде выделяются дающие продукцию (находящиеся под закачкой) скважины и остановленные по состоянию на конец месяца скважины из числа дававших продукцию (находившихся под закачкой) в этом месяце.

К бездействующему фонду относятся скважины, не дававшие продукцию (не находившиеся под закачкой) в последнем месяце учитываемого периода. В бездействующем фонде отдельно учитываются скважины, остановленные в текущем году и до начала года.

В целях предотвращения разбалансирования реализуемой системы разработки не допускается остановка и вывод в бездействующий фонд скважин по причине низкого дебита или высокой обводненности, если уровень обводнения ниже предельного уровня, предусмотренного проектной документацией. Бездействующий фонд скважин может составлять не более 10% от эксплуатационного фонда.

К скважинам, находящимся в освоении и ожидании освоения после бурения, относятся скважины, завершенные строительством и не давшие продукцию (не находившиеся под закачкой). В фонде освоения скважин отдельно учитываются скважины, включенные в него в текущем году.

Согласно представленным материалам дела, в том числе акту проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу соблюдения требований законодательства в области окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ год (стр.62-63) о состоянии фонда скважин лицензионного участка Северо-Харьягинского месторождения на основании отчетов формы «Расшифровка фонда скважин Северо-Харьягинского месторождения» эксплуатационный фонд нефтяных скважин на ДД.ММ.ГГГГ составляет 38, из них действующий - 31, бездействующий фонд нефтяных скважин - 6. То есть бездействующий фонд скважин на данном месторождении составляет в расчете от эксплуатационного фонда для добывающих скважин - 16,2 %. Данный факт не оспаривался заявителем ни при рассмотрении дела Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу, ни при рассмотрении жалобы на вынесенное должностным лицом постановление.

Нарушений порядка и оснований привлечения АО «ННК-Печоранефть» к административной ответственности, судом не установлено.

Таким образом, АО «ННК-Печоранефть» правильно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, квалификация его действий верная. Вывод о виновности Общества в совершении административного правонарушения, основан на исследованных доказательствах, которым дана правильная оценка.

По доводам жалобы об освобождении юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, суд, с учетом характера деяния и обстоятельств его совершения, оснований для прекращения производства по делу не находит.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела не может признать допущенное правонарушение малозначительным, отсутствие вредных последствий совершенного обществом правонарушения не имело значения для наступления ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, поскольку по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным, а установленный законодателем повышенный размер санкции свидетельствует о значимости данных общественных отношений в государственном регулировании законодательства о недрах.

Однако, исходя из положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу, на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела второго КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание, что АО «ННК-Печоранефть» осуществляет меры по уменьшению бездействующего фонда скважин: по состоянию на 06 мая 2016 года по скважине выполнены геофизические исследования по определению источника обводнения, выполнение работ по ремонту запланировано на июнь 2016 года; по скважине выполнены работы по извлечению аварийного оборудования, на июнь 2016 года запланирован запуск скважины, по скважинам №,276 выполняются мероприятия по устранению предписаний в части обустройства кустовой площадки, запуск скважин запланирован на август 2016 года; в октябре 2016 года бездействующий фонд скважин будет составлять 1 скважину , что составляет 3% и не превышает допустимый уровень; бездействующий фонд нагнетательных скважин будет отсутствовать, полагаю, что имеются основания для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снижения АО «ННК-Печоранефть» административного штрафа до 150000 рублей, что будет соответствовать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Таким образом, обжалуемые постановление и решение должностных лиц подлежат изменению путем снижения размера назначенного административного наказания в виде штрафа до 150 000 рублей.

Руководствуясь п.п.2 п.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении юридического лица - Акционерное общество по геологии, поискам, разведке и добыче нефти и газа «ННК-Печоранефть», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении изменить и назначить АО «ННК-Печоранефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись А.С.Бородин

Копия верна. Судья А.С.Бородин