Судья Чигирин О.Е. Дело № 12-217/2016
РЕШЕНИЕ
29 августа 2016 года г. Новороссийск
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Есипко С.Н.,
с участием помощника прокурора г. Новороссийска Грибовой М.Г.,
при секретаре Пищухиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции, дело по жалобе генерального директора ОАО «Новороссийская управляющая компания» Уласевича ФИО10 на постановление мирового судьи судебного участка № 82 г. Новороссийска Краснодарского края, от 9 июня 2016 г., о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 г. Новороссийска от 9 июня 2016 г. по делу №, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, выразившемся в нарушении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно в том, что в ОАО «НУК» отсутствует протокол с решением собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>А, об оплате за коммунальную услугу по электроснабжению напрямую в ресурсоснабжающую организацию ; кроме того, в ОАО «НУК» отсутствует договор предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, заключенный с ресурсоснабжающей организацией.
Указанным постановлением ФИО1 как директору ОАО «НУК», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанное постановление заявитель подал в суд жалобу, т.к. считает данное постановление незаконным и необоснованным.
В обоснование жалобы указано, что в целях реализации статьи 162 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила № 416). Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных рушением собрания, в том числе и заключения договоров энергоснабжения. Частью 2 статьи 162 ЖК РФ, а также Правилами № 416 предусмотрено, что по договору управления многоквартирными домами одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнить работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно пункту 4 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом должен быть заключен на условиях, определенных общим собранием собственников помещений в доме. В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. В решениях собственников многоквартирного <адрес> по <адрес> утверждены условия договора управления, согласно которому ОАО «НУК» предоставляет лишь следующие виды коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение. При этом коммунальная услуга «электроснабжение» не утверждена в договоре управления общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома. Указанные решения собственников правомочны, не были обжалованы собственниками помещений данного многоквартирного дома. ОАО «Новороссийская управляющая компания» не отказывалось включать в договор управления многоквартирным домом услуги по электроснабжению, собственники помещений при согласовании условий договора управления не утвердили условия о предоставлении ОАО «Новороссийская управляющая компания» услуги по электроснабжению. Договор управления указанным многоквартирным домом, утвержденный данными решениями собственников, также не был оспорен. Обязанность управляющей организации заключить договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией договором не предусмотрена, что является свободным волеизъявлением собственников помещений в силу требований статьи 421 ГК РФ. Также Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее – Правила № 124). В пункте 3 Правил № 124 установлено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с учетом предусмотренных данными правилами особенностей. Пунктом 4 Правил № 124 установлено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Согласно п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил. Согласно пункту 14 Правил № управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. В связи с изложенным в соответствии с пунктами 14 и 17 Правил № до момента заключения управляющей организацией договора на предоставление коммунальной услуги соответствующего вида с ресурсоснабжающей организацией коммунальная услуга должна быть предоставлена потребителям ресурсоснабжающей организацией. В силу норм ст.540 и п.1 ст.546 ГК РФ договор энергоснабжения между жильцами дома, расположенного по адресу: <адрес>, и ресурсоснабжающей организацией на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении был заключен, жильцами не расторгнут и продолжал действовать. Кроме того, Государственной жилищной инспекцией по Краснодарскому краю отозваны все выданные предписания о заключении договора энергоснабжения ОАО «НУК» с ресурсоснабжающей организацией АО «НЭСК» по многоквартирным домам, находящимся в управлении ОАО «НУК», так как договоры, заключенные напрямую между собственниками и ресурсоснабжающими организациями действуют до истечения срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения договора. Также действующая редакция части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2015 года № 176-ФЗ) допускает внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе потребленные на общедомовые нужды, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, доказательств того, что управляющая организация ОАО «Новороссийская управляющая компания» в нарушение положений части 12 статьи 162 ЖК РФ и п.9 Правил № 354 уклонялась от заключения договора электроснабжения или включения в договор управления условия о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в материалах дела не имеется, поскольку данный факт не установлен.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что статьей 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события (состава) административного правонарушения. Также пояснил, что собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома на общем собрании приняли решение об утверждении условий договора управления, в соответствии с которым ОАО «НУК» предоставляет только следующие виды коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение. Коммунальная услуга «электроснабжение» в данном договоре не утверждена. То есть заказчик (собственники помещений данного многоквартирного дома) задание на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в обязанности ОАО «НУК» не вменил, воспользовавшись своим правом, предусмотренным п.7.1 ст.155 ЖК РФ, на внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, согласно письму заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ФИО9 от 04.12.2015 № установлено, что ранее направленные в ОАО «НУК» предписания о правомерности проводимых расчетов за электроэнергию, были выданы неправомерно, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части изменения жилищного законодательства, а именно п.17 предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. В связи с этим на основании указанного письма ГЖИ ранее выданные предписания просит считать недействительными. Кроме того, пояснил, что из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.11.2015 года № 35750-ОЛ/04 следует, что в соответствии с ч.1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, лицензионными требованиями являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ. Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В целях реализации статьи 162 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416). Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Таким образом, заключение вышеуказанных договоров является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю. Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. В указанном случае отсутствие соответствующего договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не может рассматриваться как нарушение управляющей организацией лицензионных требований. При таких обстоятельствах представитель заявителя полагает, что судом неправильно применена квалификация вмененного правонарушения, поскольку ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Вместе с тем Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края 12.05.2015 Акционерному обществу «Новороссийская управляющая компания» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 262. При лицензировании ОАО «НУК» проверялось на соответствие лицензионным требованиям, в том числе вышеперечисленных требований ЖК РФ и Постановлений Правительства. При этом на момент выдачи лицензии 12.05.2015 лицензирующему органу было достоверно известно об отсутствии у ОАО «НУК» договора энергоснабжения с ОАО «НЭСК», однако данный факт не был признан нарушением лицензионного требования, что в дальнейшем было дополнительно подтверждено инспекцией в вышеуказанном письме. Следовательно, в действиях должностного лица – генерального директора ОАО «НУК» ФИО1 отсутствует также и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Также представитель заявителя пояснил, что по общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения либо за днем обнаружения правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Оспариваемым постановлением административное правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанности по заключению управляющей организацией договора с ресурсоснабжающей организацией в срок, установленный п. 5 Правил № 124 (исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации), не относится к категории длящихся правонарушений. Учитывая изложенное, срок привлечения должностного лица управляющая организации к административной ответственности следует исчислять с момента истечения срока на исполнение обязанности управляющей организации по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
Суд по ходатайству представителя заявителя приобщил к материалам дела копию лицензии от 12.05.2015 № 262, выданной АО «Новороссийская управляющая компания», письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.11.2015 года № 35750-ОЛ/04, копии документов ФИО1 и членов его семьи.
Помощник прокурора полагала об оставлении жалобы без удовлетворения.
З/лицо - Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, будучи уведомленная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила.
Выяснив мнение участников судебного заседания, обсудив жалобу, исследовав материалы дела, материалы административного дела, судья считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из обжалуемого постановления от 09.06.2016 г. следует, что в ходе проверки прокуратурой г. Новороссийска совместно с Государственной жилищной инспекцией <адрес>, установлено, что в ОАО «НУК» отсутствует протокол с решением собственников многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, об оплате за коммунальную услугу по электроснабжению напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Кроме того, в ОАО «НУК» отсутствует договор предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, заключенный с ресурсоснабжающей организацией, что является нарушением вышеуказанных норм, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
Мировой судья посчитал, что вина ФИО1, директора ОАО «НУК», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, доказана.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из объяснения представителя заявителя между собственниками, пользователями помещений в вышеуказанном многоквартирном доме и ОАО «НУК» заключен договор управления многоквартирным домом.
При этом, предоставление коммунальной услуги по электроснабжению помещений данного дома указанным договором не предусмотрено.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (в редакции от 29.06.2016), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения. В соответствии с п.5 указанных Правил исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Таким образом, обязанность по заключению договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией возникла у ОАО «НУК» на следующий день после окончания предусмотренного указанными Правилами 7-дневного срока.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в Жилищный кодекс РФ включен раздел Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
Так, в соответствии со ст. 192 ЖК РФ в редакции данного федерального закона № 255-ФЗ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Однако, установлено, что собственники помещений в многоквартирном <адрес> по <адрес>, в <адрес>, обязанность по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению на управляющую организацию ОАО «НУК» не возлагали.
Подлежат принятию доводы заявителя о том, что в целях реализации статьи 162 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила № 416), в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается в том числе организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных рушением собрания, в том числе и заключения договоров энергоснабжения.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ, а также Правилами № 416, предусмотрено, что по договору управления многоквартирными домами одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнить работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 4 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом должен быть заключен на условиях, определенных общим собранием собственников помещений в доме.
В силу п. 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В решениях собственников многоквартирного <адрес> по <адрес>, утверждены условия договора управления, согласно которому ОАО «НУК» предоставляет лишь следующие виды коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение.
При этом, коммунальная услуга «электроснабжение» не утверждена в договоре управления общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома.
Указанные решения собственников правомочны, не были обжалованы собственниками помещений данного многоквартирного дома.
ОАО «Новороссийская управляющая компания» не отказывалось включать в договор управления многоквартирным домом услуги по электроснабжению, собственники помещений при согласовании условий договора управления не утвердили условия о предоставлении ОАО «Новороссийская управляющая компания» услуги по электроснабжению.
Договор управления указанным многоквартирным домом, утвержденный данными решениями собственников, также не был оспорен.
Обязанность управляющей организации заключить договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией договором не предусмотрена, что является свободным волеизъявлением собственников помещений в силу требований статьи 421 ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее – Правила № 124).
В пункте 3 Правил № 124 установлено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с учетом предусмотренных данными правилами особенностей.
Пунктом 4 Правил № 124 установлено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Согласно пункту 14 Правил № 354, управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с изложенным, в соответствии с пунктами 14 и 17 Правил № 354, до момента заключения управляющей организацией договора на предоставление коммунальной услуги соответствующего вида с ресурсоснабжающей организацией коммунальная услуга должна быть предоставлена потребителям ресурсоснабжающей организацией.
В силу ст. 540 и п. 1 ст. 546 ГК РФ, договор энергоснабжения между жильцами дома, расположенного по адресу : <адрес>, и ресурсоснабжающей организацией в настоящее время заключен, жильцами не расторгнут и продолжает действовать.
Кроме того, Государственной жилищной инспекцией по Краснодарскому краю отозваны все выданные предписания о заключении договора энергоснабжения ОАО «НУК» с ресурсоснабжающей организацией АО «НЭСК» по многоквартирным домам, находящимся в управлении ОАО «НУК», так как договоры, заключенные напрямую между собственниками и ресурсоснабжающими организациями действуют до истечения срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.11.2015 года № 35750-ОЛ/04 следует, что в целях реализации статьи 162 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Таким образом, заключение вышеуказанных договоров является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В указанном случае отсутствие соответствующего договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не может рассматриваться как нарушение управляющей организацией лицензионных требований.
Также действующая редакция части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2015 года № 176-ФЗ), допускает внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе потребленные на общедомовые нужды, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме непосредственного ресурсоснабжающим организациям.
Кроме того, доказательств того, что управляющая организация ОАО «Новороссийская управляющая компания» в нарушение положений части 12 статьи 162 ЖК РФ и п. 9 Правил № 354, уклонялась от заключения договора электроснабжения или включения в договор управления условия о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в материалах дела не имеется, поскольку данный факт не установлен.
В соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении указанные сроки в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Так, ОАО «НУК» обратилось в ГЖИ Краснодарского края с заявлением о соискании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, и 12.05.2015 г. указанный орган государственного жилищного надзора выдал лицензию ОАО «НУК» за № 262 на осуществление указанной деятельности.
Таким образом, по состоянию на 12.05.2015 г. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края располагала сведениями об отсутствии у ОАО «НУК» договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Следовательно, моментом обнаружения правонарушения, совершенного должностным лицом юридического лица является момент выдачи ОАО «НУК» лицензии 12.05.2015 г..
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 09.06.2016 г., то есть за пределами срока привлечения к административной ответственности (12.05.2016 г.), что подтверждается также судебной практикой (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 г. № 307-АД16-2605).
В силу пунктов 2, 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья считает постановление мирового судьи о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и необоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Мирового судьи судебного участка № 82 г. Новороссийска, Краснодарского края, по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 г., которым должностное лицо – генеральный директор ОАО «Новороссийская управляющая компания» Уласевич ФИО12, было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.23.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Уласевича ФИО11 состава административного правонарушения.
Судья Есипко С.Н.