ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2188/22 от 24.05.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 12 - 2188/22

№ 5 - 225/22

Судья Мещерякова Л.Н.

РЕШЕНИЕ

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 24 мая 2022 года в открытом судебном заседании, в помещении суда, при секретаре Межакове И.С., административное дело по жалобе на постановление судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года в отношении

Индивидуального предпринимателя Анашкиной Александры Сергеевны, ИНН 780534048560, ОГРНИП 310784723200067, зарегистрированной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Генерала Симоняка, д. 27, к. 2, кв. 42

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года ИП Анашкина А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Защитник ИП Анашкиной А.С.Щербакова М.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления районного суда.

В обосновании жалобы указала, что вопреки выводам суда на территории Санкт-Петербурга, согласно ответу ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу не вводился режим чрезвычайной ситуации, что свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Анашкиной А.С. состава инкриминируемого административного правонарушения.

Выводы суда о том, что ИП Анашкина А.С. осуществляет деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н – материалами дела не подтверждается, поскольку ИП Анашкина А.С. осуществляла и осуществляет деятельность по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н.

В ходе рассмотрения дела в районном суде видеозаписи не изучались, материалы дела были оглашены не в полном объеме, что повлияло на всестороннее, полное и объективное исследование существенных обстоятельств. Выводы о виновности ИП Анашкиной А.С. сделаны на основании недопустимых доказательств, в том числе протокол осмотра составлен с нарушением установленных Кодексом требований. Проверка, проведенная в отношении ИП Анашкиной А.С., не была согласована, оснований для проведения проверки не имелось, Анашкина А.С. о проведении проверки не уведомлялась.

В вину ИП Анашкиной А.С. инкриминируется отсутствие QR- кода, вместе с тем, требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по регистрации и наличию специальных разрешений (лицензий), тогда как требование о выдаче каких-либо кодов к компетенции Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга не отнесено. Отсутствие QR- кода не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления судом не учтено, что Анашкина А.С. является матерью троих детей, в связи с чем она не могла находиться в центре в момент проведения проверки.

ИП Анашкина А.С. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

В Санкт-Петербургском городском суде защитник ИП Анашкиной А.С.Щербакова М.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме, пояснив, что деятельность по предоставлению образовательных услуг на момент проверки не осуществлялась, в Центре находились только преподаватели образовательной организации.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный Закон № 68-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 4.1 Федерального Закона № 68-ФЗ.

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2-5.15 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» осуществлять образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ и иные виды деятельности, связанные с оказанием услуг обучающимся, при условии, в том числе получения частными организациями (индивидуальными предпринимателями) уникального QR-кода, подтверждающего готовность выполнения стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), полученного при регистрации в личном кабинете на сайте Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр развития и поддержки предпринимательства", подведомственного Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ИП Анашкина А.С. совершила невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а именно: 28 января 2022 года, в 15 часов 35 минут, осуществляя образовательную деятельность в учреждении дополнительного образования «Английский для детей», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, лит. А, пом. 3-Н, не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, установленные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно - не получила по адресу места осуществления деятельности: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, корп. 1, лит. А, пом. 3-Н уникальный QR-код, подтверждающий готовность выполнения ИП Анашкиной А.С. стандарта безопасной деятельности при регистрации в личном кабинете на сайте Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр развития и поддержки предпринимательства», подведомственного Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга; не разместила в местах, открытых для свободного посещения, уникальный QR- код, подтверждающий готовность выполнения соответствующего стандарта безопасной деятельности по адресу места осуществляли деятельности; допустила посещение гражданами, не достигшими возраста 18 лет, помещения организации дополнительного образования в целях обучения по дополнительным общеразвивающим программам и реализацию дополнительных общеобразовательных программа в помещении организации дополнительного образования, реализующей указанные образовательные программы, и допустила нахождение в образовательном учреждении дополнительного образования «Английский для детей» работника без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски). Указанные действия совершены в нарушение п.п. 2-5.21, 2-39, 2-5.24, 2-72 и 2-5.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, ИП Анашкиной А.С. совершено административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и виновность ИП Анашкиной А.С. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом АП-ИП №... от 16.02.2022 года об административном правонарушении; протоколом от 28.01.2022 года осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и видеозаписью и фотоматериалами к протоколу осмотра; лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной ИП Анашкиной А.С.; выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Анашкиной А.С.; ответом СПб ГБУЗ «Центр развития и поддержки предпринимательства» от 02.02.2022 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Калининского районного суда все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку суда.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий, порождающих сомнения о наличие в действиях ИП Анашкиной А.С. события и состава инкриминируемого правонарушения, по делу не установлено.

Доводы жалобы о том, что отсутствие у ИП Анашкиной А.С. QR- кода не может повлечь привлечение к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, в том числе и в связи с отсутствием в Гражданском кодексе Российской Федерации такой обязанности при создании юридического лица – судом отклоняются по следующим основаниям.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона).

На территории Санкт-Петербурга таким нормативно-правовым актом является постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым на введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и предусмотрены ряд обязанность для обеспечения безопасного функционирования в обозначенный период юридических лиц, в том числе по получению QR- кода.

Статьей 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение приведенных выше правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Такой правовой подход следует, в том числе из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года.

Отсутствие на территории Санкт-Петербурга чрезвычайного положения, не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Анашкиной А.С. состава административного правонарушения. Несогласие заявителя с правовой квалификацией действий, не может повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу постановления.

Проверочные мероприятия, в результате которых выявлено административное правонарушение, проведены должностным лицом Администрации Калининского района Санкт-Петербурга не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля (надзора), установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а в связи с проверкой исполнения организациями мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в пределах установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 требований, в том числе по получению обязательного для осуществления деятельности QR- кода. При этом обязанность в таком случае согласования проверки с органами прокуратуры, у должностного лица отсутствует. Представленное при рассмотрении дела письмо прокуратуры Калининского района Санкт-Петербурга вышеизложенные выводы не опровергает.

Доводы заявителя о том, что образовательная деятельность в центре на момент проведения проверки не осуществлялась, в полной мере опровергается представленными фото- и видеоматериалами, согласно которым в центре имелась верхняя одежда (как взрослая, так и детская), из помещений центра были слышны звуки, голоса.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Административное наказание ИП Анашкиной А.С. назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, в минимально возможном размере, предусмотренном для индивидуального предпринимателя в санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

При этом суд учитывает, что ИП Анашкина А.С. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере образования. Отсутствие QR- кода свидетельствует о несоблюдении установленных законом требований по обеспечению безопасности осуществления предпринимательской деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции, что является безусловной угрозой для причинения вреда жизни и здоровью людей. При таких обстоятельствах, оснований для признания совершенного ИП Анашкиной А.С. административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

Таким образом, оснований для отмены постановления суда первой инстанции не имеется. Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления, поскольку в нем допущена явная техническая ошибка в части указания места осуществления ИП Анашкиной А.С. предпринимательской деятельности.

Так, согласно обжалуемому постановлению, проверка проведена в учреждении дополнительного образования «Английский для детей» по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н.

Однако согласно протоколу об административном правонарушении от 16 февраля 2022 года, протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений от 28 января 2022 года, проверка должностным лицом проведена по адресу осуществления ИП Анашкиной А.С. деятельности, а именно: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н.

То обстоятельство, что судьей допущена явная техническая ошибка при установлении места осуществления деятельности ИП Анашкиной А.С., помимо протокола об административном правонарушении и протокола осмотра, также следует из иных материалов дела, в том числе запроса Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о предоставлений сведений по наличию QR- кода у ИП Анашкиной А.С., осуществляющей деятельность по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н, а также из лицензии на осуществление образовательной деятельности, согласно которой ИП Анашкина А.С. разрешено осуществление деятельности по вышеуказанному адресу.

При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в том, что судом допущена явная техническая ошибка при указании места осуществления ИП Анашкиной А.С. деятельности, не имеется. Указанная ошибка не влияет на законность и обоснованность постановления, и может быть изменена на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ИП Анашкиной А.С., изменить, в качестве места осуществления образовательной деятельности указать адрес: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 2, к. 1, лит. А, пом. 3-Н.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Щербаковой М.А. – без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Русанова