ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-218/20 от 10.12.2020 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 12-218/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 10 декабря 2020 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н., рассмотрев жалобу главы администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области С.О.А.. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К.О.Р. от ДДММГГГГ года №, которым

администрация Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, юридический адрес: (адрес), привлечена к административной ответственности по ст. 8.48 ч. 1 и ч. 2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области администрация Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области признана виновной в том, что ДДММГГГГ года в водоохранной зоне водного объекта ((адрес)) при проведении с помощью тяжелой инженерной техники дорожных работ - подсыпка грунта, выравнивание поверхности - не приняла меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, не получила согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, чем нарушила требования ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Не согласившись с вынесенным постановлением, глава администрации Бакшеевского сельского поселения С.О.А.. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что работы по подсыпке грунта и выравниванию поверхности проводились на расстоянии 20,2 м от уреза воды. При производстве работ по восстановлению дороги в (адрес), после прокладки газопровода, акватория р. Волга не была затронута, ущерб водным биологическим ресурсам не был причинен.

В судебном заседании С.О.А.. доводы жалобы поддержал.

Представитель административного органа П.А.В.. возражал против удовлетворения жалобы, поскольку наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения было установлено совокупностью собранных доказательств, в том числе специалистом сделан вывод о том, что осуществляемая администрацией сельского поселения деятельность оказывает негативное (неблагоприятное) воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.

Признавая жалобу поданной в установленный законом срок, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Данной нормой установлено, что осуществляющее соответствующую деятельность лицо обязано оценить воздействие этой деятельности на окружающую среду еще при принятии решения о ее осуществлении, а также финансировать мероприятия по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Таким образом, пользователь обязан заранее оценить экологические риски и осуществить за свой счет соответствующие природоохранные мероприятия.

В соответствии со ст. 34 вышеуказанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ст. 50 ч.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 50 Закона).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 50 Закона).

Соответствующий порядок закреплен в Положении о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380.

Согласно п. 2 Положения одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, которую обеспечивают юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, планирующие эту деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (п. 4).

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных пунктами "в" - "з" настоящего Положения (п. 5 Положения).

Согласно ст. 65 ч.1 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

На основании п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Статьей 8.48 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Статья 8.48 ч. 2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Из материалов дела следует, что администрация Бакшеевского сельского поселения Костромского района Костромской области ДДММГГГГ года в водоохраной зоне водного объекта ((адрес)) тяжелой инженерной техникой (трактор-погрузчик г.н. и автомобиль ***** г.н. ) проводила дорожные работы на дороге местного значения, включенной в реестр внутрипоселковых дорог, а именно производила подсыпку грунта, выравнивание поверхности без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и без согласования деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Доказательствами, подтверждающими факт совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения, являются:

- акт осмотра местности от ДДММГГГГ года, из которого следует, что в границах прибрежно-защитной полосы водоохраной зоны водного объекта размещены отвалы размываемых грунтов (песок), проводятся работы по планировке, отсыпке и выравниванию поверхности с помощью тяжелой инженерной техники (трактор-погрузчик г.н. и автомобиль ***** г.н. ), площадь проводимых работ в водоохранной зоне не менее 200 кв.м, указанная деятельность проводится на расстоянии не более 10 м от уреза воды,

- объяснением главы администрации сельского поселения С.О.А.. от ДДММГГГГ года, который не отрицал факт проведения работ в водоохранной зоне, но не признал вину в административном правонарушении, указав, что проведенные работы не причинили никакого ущерба водным биологическим ресурсам,

- протоколом об административном правонарушении от ДДММГГГГ года,

- письмом и.о. заместителя начальника учреждения - начальника Верхневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от ДДММГГГГ года об оценке неблагоприятного воздействия на водные биоресурсы, оценкой специалиста неблагоприятного воздействия на водные биоресурсы от ДДММГГГГ года, согласно которой осуществление работ по разравниванию отвалов размываемых грунтов (песок) с помощью тяжелой инженерной техники, в месте движения которой дороги и стоянки с твердым покрытием отсутствуют, в границах прибрежно-защитной полосы правого берега акватории Горьковского водохранилища (р. Волга), на участке местности в районе координат (адрес), оказывает негативное (неблагоприятное) воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.

- видеоматериалом о выполнении дорожных работ с использованием тяжелой инженерной техники (трактора-погрузчика и автомашины ***** в водоохранной зоне.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, их достоверность и допустимость сомнений не вызывает.

Совокупность представленных доказательств подтверждает, что при осуществлении указанной деятельности должна быть выполнена оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, включая при необходимости расчет прогнозируемого ущерба и компенсационные мероприятия. Однако администрация Бакшеевского сельского поселения такую оценку не выполнила и свою деятельность по восстановлению дороги в водоохранной зоне с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не согласовала.

Доводы жалобы о том, что дорожные работы проводились на расстоянии 20,2 м от уреза воды, акватория р. Волги не была затронута, ущерб водным биоресурсам не был причинен, не могут быть приняты во внимание, поскольку 20-ю метрами ограничивается только береговая полоса водных объектов общего пользования, указанные работы проводились в водоохранной зоне, имеющей специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.48 КоАП РФ, формальный, поэтому для привлечения к административной ответственности не требуется наступление вредных последствий в результате невыполнения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов при осуществления деятельности.

Действия администрации Бакшеевского сельского поселения правильно квалифицированы по ч.1 и ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований закона не представлено.

Согласно ст. 4.4 ч. 2 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При назначении администрации Бакшеевского сельского поселения наказания были учтены требования КоАП РФ и все имеющие для этого значение обстоятельства, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.48 ч. 1 КоАП РФ, предусматривающей более строгое административное наказание.

Процессуальных нарушений при производстве по делу не установлено.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К.О.Р. от ДДММГГГГ года № о привлечении администрацию Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района к административной ответственности по ст. 8.48 ч. 1 и ч. 2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу главы администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района С.О.А.. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения ли получения его копии.

Судья Е.Н. Комарова