ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-218/20 от 17.07.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-218/2020

64MS0025-01-2020-001020-72

РЕШЕНИЕ

17.07.2020г. г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Измайлова Р.Р.,

рассмотрев жалобу Измайлова Р.Р. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Волжского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к административной ответственности Измайлова Р.Р. по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ

установил:

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей участка № 1 Волжского района г. Саратова вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Измайлова Р.Р. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. с конфискации алкогольной продукции.

Не согласившись с принятым мировым судьей решением, Измайловым Р.Р. подана жалоба, в которой последний просит суд постановление мирового судьи судебного участка №1 Волжского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. отменить, производство по делу прекратить, по основаниям, изложенным в жалобе.

Измайлов Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель административного органа в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Измайлова Р.Р., исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции урегулированы ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Правила розничной продажи алкогольной продукции определены, в том числе, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N55. При этом исключение с 01.01.2013г. из них раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" не отменяет действие в отношении правил продажи такой продукции соответствующих норм раздела I "Общие положения" и раздела II "Особенности продажи продовольственных товаров" (пункты 1 - 38 данных Правил).

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Из пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 следует, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.

Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (пункты 23, 24 Правил продажи).

Информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 Правил продажи, должна содержать, в том числе дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (п. 138, 140 раздела XIX Правил "Особенности продажи алкогольной продукции").

Таким образом, нахождение в продаже алкогольной продукции с истекшим сроком годности образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовым позициям, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г. N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 12 ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.

Статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, данными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55, установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.

По смыслу приведенных положений закона документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и контролирующего органа.

В случае не предъявления в момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (в том числе и в случае если таковые фактически имелись) действия правонарушителя квалифицируются по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 12 часов 30 минут в магазине иные данные расположенном по адресу: <адрес> индивидуальный предприниматель Измайлов Р.Р. допустил реализацию алкогольной продукции, без сопроводительной документации, а также с истекшим сроком годности: пива «Афанасий», емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об., пива «Афанасий» темное бархатное, емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об., и пива «Рижское » емкостью 0,5 л. алк. 4,5% об. без товарно-транспортных накладных и справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным.

Суд приходит к выводу о том, что вина индивидуального предпринимателя Измайлова Р.Р. в указанной части подтверждается материалами дела: заявлением гражданина о розничной продаже алкогольной продукции в магазине иные данные расположенном по адресу: <адрес>, ненадлежащего качества.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОИАЗ ОП 1 в составе УМВД РФ по г. Саратову произведен осмотр помещения и находящихся там вещей и документов. В ходе осмотра изъяты пиво «Афанасий», емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об. 7 ед., пиво «Афанасий» темное бархатное, емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об. 5 ед. с истекшим сроком годности, пиво «Рижское » емкостью 0,5 л. алк. 4,5% об. 23ед.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Изщмайлов Р.Р. собственноручно записал, что с содержанием протокола не согласен, от дачи письменных объяснений отказался.

Вместе с тем, приведенными доказательствами во взаимосвязи с положениями закона установлена виновность ИП Измайлова Р.Р. в реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности, без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Доводы ИП Измайлова Р.Р. об отсутствии факта реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности, являются несостоятельными. Так, на основании заявления гражданина о продаже алкоголя ненадлежащего качества, поступившего в ОП 1 УМВД России по г. Саратову инспектором ИАЗ составлен рапорт, зарегистрированный в КУСП. При этом, следует учитывать, что алкогольная продукция с истекшим сроком годности была размещена в торговой точке в холодильной камере наряду с иными наименованиями алкогольной продукции.

Поскольку ответственность за соблюдение при осуществлении предусмотренной лицензией розничной продажи алкогольной продукции возложена на ИП Измайлова Р.Р., последний является надлежащим субъектом правонарушения.

Таким образом, виновность ИП Измайлова Р.Р. в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена вышеприведенными доказательствами. Действия Измайлова Р.Р. мировой судья обоснованно квалифицировал по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо процессуальных нарушений, заинтересованности лица, составившего протокол об административном правонарушении, в искажении фактов и необоснованном привлечении Измайлова Р.Р. к административной ответственности не установлено.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, мировой судья не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Измайлова Р.Р. от административной ответственности.

При определении вида и размера наказания правонарушителю мировой судья учел характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о правонарушителе, имущественное положение и счел возможным назначить минимальное предусмотренное санкцией статьи наказание в виде штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Оснований для применения п.2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания менее минимального размера административного штрафа суд не находит.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

По смыслу положений ст. 26.10 во взаимосвязи с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. В целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.

Измайловым Р.Р. суду были предоставлены товарные накладные, товарно-транспортные накладные, транспортные накладные на пиво «Афанасий», емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об., пиво «Афанасий» темное бархатное, емкостью 0,5 л. алк. 4,9% об., пиво «Рижское », емкостью 0,5 л. алк. 4,5% об.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 настоящего Федерального закона.

К документам, сопровождающим оборот алкогольной продукции, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 10.2 названного Закона, относятся, в том числе справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Форма справки и правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".

В пункте 5 этих Правил установлено, что при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" действие названного Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, индивидуальные предприниматели наравне с организациями-покупателями алкогольной продукции обязаны заполнять раздел "Б" справки к товарно-транспортной накладной.

Согласно п.п. 1 п. 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения), не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота, в частности, при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или ее заверенной в установленном порядке копии.

Отсутствие в момент проверки в торговой точке надлежащим образом оформленных сопроводительных документов (в.т.ч. справок) на реализуемую алкогольную продукцию образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт отсутствия в момент проверки в магазине надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным на реализуемую алкогольную продукцию (раздел "Б"), товарно-транспортных накладных, установлен судом первой инстанции и предпринимателем не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что в действиях Измайлова Р.Р. отсутствует состав указанного административного правонарушения, поскольку сопроводительные документы на алкогольную продукцию были представлены сотрудникам полиции позже, в силу приведенных выше норм закона следует признать несостоятельными.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является оконченным в момент отказа выполнить обязанность по предоставлению сопроводительных документов на спиртосодержащую продукцию, то есть в момент непредставления документов по требованию клиента либо проверяющего органа.

Непризнание Измайловым Р.Р. вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как способ защиты с целью избежать негативных последствий, связанных с назначением административного наказания.

Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела в отношении Измайлова Р.Р., влекущих отмену постановления, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Волжского района г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья подпись О.В.Терехова-Сидоркина

иные данные

иные данные

иные данные