ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-218/20 от 25.08.2020 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 12 –218/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тамбов 25 августа 2020 г.

Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Дюльдина А.И.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя главы администрации области, начальника финансового управления области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом контрольно-ревизионного отдела финансового управления Тамбовской области в отношении главного бухгалтера Тамбовского областного государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности заместителя главы администрации области, начальником финансового управления области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде адмнистративного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала на него жалобу, в которой просит освободить ее от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием, прекратить производство по делу.

В жалобе указала, что вину в совершении административного правонарушения она признала в полном объеме, обязалась подобные нарушения не допускать и использовать средства по целевому назначению, подобное нарушение было допущено ею впервые за тринадцать лет работы главным бухгалтером в бюджетном учреждении, отражала данные хозяйственные операции по корреспонденции счетов, т.е. непосредственно касающихся отражения счетов бухгалтерского учета, которые прописаны в должностной инструкции, в силу этого надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности. Приказ на расходы в размере 627,94 руб. был подписан и.о. директора ТОГБУ СОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» во исполнение устного указания о проведении форума от начальника Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>. Вышестоящее руководство, начальник Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>, заместитель главы администрации <адрес> присутствовали на данном мероприятии. Является многодетной матерью троих детей, из которых один несовершеннолетний, один иждивенец. Является единственным кормильцем в семье, так как муж является безработным. С учетом раскаяния и возвращения денежных средств в бюджет <адрес>, с учетом характера совершенного правонарушения, тяжести наступивших последствий, отсутствия существенного вреда, причиненного охраняемым правоотношениям, допущенное правонарушение можно расценивать как малозначительное.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установленный ст. 30.3 КоАП РФ, ФИО1 соблюден, учитывая дату направления жалобы, указанную в почтовом штемпеле.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней. Пояснила, что в настоящее время не работает, из учреждения уволена на основании ее заявления. Обратила внимание суда на то обстоятельство, что фактически лица, проживающие в учреждении, питаются на 200 рублей в день, что также свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Защитник ФИО1 по ходатайству ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила прекратить производство по делу в связи с тяжелым материальным положением ФИО1, учитывая, что правонарушение не повлекло серьезных последствий.

Представителем финансового управления области представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому личность и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Указанные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, что и было сделано при рассмотрении дела. Учитывая раскаяние ФИО1 в содеянном, признание своей вины, возмещение денежных средств, а также наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, должностным лицом принято решение о назначении минимального наказания, установленного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ. Кроме того, сведения о наличии иных лиц на иждивении ФИО1 в ходе составления протокола не представлялись. Довод о совершении правонарушения вынужденно, во исполнение приказа руководителя, является необоснованным, поскольку в приказе руководителя отсутствуют сведения об организации проведения форума с использованием продуктов, приобретенных за счет средств, выделенных управлением социальной защиты и семейной политики области на содержание проживающих в учреждении граждан, т.е. средств, за счет которых ФИО1 фактически были отражены расходы (списаны продукты питания). Кроме того, в соответствии с п. 5.4.1 Положения о бухгалтерии, утвержденным и.о. директора ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерия, которую в качестве главного бухгалтера возглавляла ФИО1, имеет право не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения директора организации и начальника юридического отдела. По существу правонарушения отмечают, что в учреждении проживают граждане, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Именно на их содержание и питание выделяется субсидия на госзадание, за счет которой учреждением осуществлены расходы на проведение форума в сумме 627,94 руб. Допущенное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в финансово-бюджетной сфере, в связи с чем не может быть признано малозначительным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что согласно п. 3.1 раздела 1 ч. 1 Государственного задания на 2019 года в составе перечня нормативных правовых актов, определяющих качество оказания государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах», указан Закон области от 12.11.2014 г. № 459-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», в соответствии с которыми обеспечение граждан питанием является неотъемлемой частью социально-бытовых услуг, оказываемых при предоставлении гражданам социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах. Из средств субсидии на госзадание, перечисленных Управлением на лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ в сумме . направлены Учреждением на оплату продуктов питания по договорам, ранее заключенным учреждением в целях оказания государственных услуг. В нарушение п. 3 Порядка , п. 2.3.1 Соглашения , п.2 и 3 раздела 1 ч. 1 Государственного задания на 2019 г. учреждением допущено нецелевое использование субсидии на госзадание в сумме ., неправомерное использование отдельных продуктов питания, фактически приобретенных для граждан, проживающих в геронтологическом центре учреждения на организацию питания участников форума, проведенного ДД.ММ.ГГГГ на базе указанного центра.

Учитывая, что ФИО1 приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ-к назначена на должность главного бухгалтера отдела по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии со своей должностной инструкцией, Положением о бухгалтерии, возглавляет работу по обеспечению своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств, рассматривает и визирует документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств, договоров и соглашений, заключаемых учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 обоснованно квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела ФИО1, являясь должностным лицом, имела возможность проверить все обстоятельства, однако не сделала этого, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей и наличии вины ФИО1 в совершении рассматриваемого правонарушения.

При этом доводы о малозначительности совершенного ФИО1 не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности с момента его совершения.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, при этом при назначении наказания, вопреки доводам ФИО1 должностным лицом были учтены характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Указанная правовая позиция изложена в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Кроме того, оценка административного правонарушения как малозначительного является правом, а не обязанностью должностного лица.

Согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятого постановления.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления должностного лица, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление исполняющего обязанности заместителя главы администрации области, начальника финансового управления области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО4