Дело № 12-218/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Павлово 26 декабря 2016 года
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Жилкина А.М.,
с участием представителя заявителя жалобы ЗАО «Горбатовское» – ФИО1, заместителя Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Горбатовское»
на постановление заместителя Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ЗАО «Горбатовское» к административной ответственности по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 ЗАО «Горбатовское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным ЗАО «Горбатовское» обратилось в Павловский городской суд Нижегородской области с жалобой об отмене постановления заместителя Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование жалобы ЗАО «Горбатовское» указало, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 – заместителем начальника отдела фитосанитарного надзора и семенного контроля и надзора за качеством зерна в ходе плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Горбатовское» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
ЗАО «Горбатовское» считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей, назначенное в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, поскольку противоречит ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает права и интересы ЗАО «Горбатовское».
Надзорные органы в ходе текущей проверки вынесли постановление о том, что ЗАО «Горбатовское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен выпуск в обращение (продажа) зерна пшеница озимая общей массой 438,57 т, с товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию о назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генномодифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента).
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 мин при проведении плановой выездной проверки ЗАО «Горбатовское» по приказу Руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ЗАО «Горбатовское» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвело закупку зерна ячменя общей массой 145,26 т, товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза № 015/2011 «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно- модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента).
Требования к зерну, выпускаемому в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, установлены техническим регламентом «ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Технического регламента, Технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (часть 2 статьи 1 Технического регламента). Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента (абзац 1 части 2 статьи 3 Технического регламента).
Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о: 1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на храпение и (или) обработку, на экспорт); 2) количестве зерна, в единицах массы; 3) наименовании и месте нахождения заявителя; 4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 9 % (часть 16 статьи 4 Технического регламента).
В силу указаний части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
Технический регламент принят в соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссией Таможенного союза. Таким образом, нарушение требований Технического регламента, является нарушением законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, ЗАО «Горбатовское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен выпуск в обращение (продажа) зерна пшеница озимая общей массой 438,57 тн, с товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза № «О безопасности зерна», не обеспечивающими его проележиваемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента); ЗАО «Горбатовское» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвело закупку зерна ячменя общей массой 145,26 т, товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения.
Заявитель, ЗАО «Горбатовское», считает эти доводы надзорных органов неправомерными, ввиду того, что инспектором ФИО2 в ходе проверки были затребованы лишь накладные и товарно-транспортные накладные на отправку зерна. Они и были предоставлены в том объеме, в котором он запросил и в частности была предоставлена декларация о соответствии качества в ознакомительном порядке.
После вынесения постановления о наложении административного наказания в виде штрафа выяснилось, что необходимо было предоставить товарно-сопроводительные документы, содержащие информацию о декларации соответствия продукции на отправку и получение соответствующих партий зерна.
ЗАО «Горбатовское» прилагает сопроводительные документы к каждой отправляемой парии озимой пшеницы в полном объеме с предоставлением покупателю оригинала декларации с копией протокола испытаний.
В части покупки ячменя ЗАО «Горбатовское» не принимает продукцию без соответствующих товарно-сопроводительных документов, несоответствующих ТР № «О безопасности зерна».
Сведения о безопасности и качестве отпускаемой продукции содержатся в декларации о соответствии, которая в свою очередь соответствует требованиям ТР № «О безопасности зерна», ТР № «О безопасности пищевой продукции», ТР № «Пищевая продукция в части ее маркировки».
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Также заявитель просит учесть тот факт, что ЗАО «Горбатовское» относится к субъектам среднего предприятия. Первичная документация о подтверждении заявителя к данной категории предприятий прилагается к заявлению. Ввиду этого ЗАО «Горбатовское» на основании части 2, 3 статьи 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит заменить штраф на предупреждение.
Впоследствии ЗАО «Горбатовское» уточнило, что просит снизить штраф до 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы ЗАО «Горбатовское» – ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по доводам жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по нижегородской области и республики Марий Эл – ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился, просил оставить ее без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменения.
Павловский городской прокурор в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна, заявлений об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин в суд не поступало.
Суд, считает возможным рассмотреть жалобу по делу об административном правонарушении в отсутствие Павловского городского прокурора.
Проверив обстоятельства привлечения ЗАО «Горбатовское» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут при проведении плановой выездной проверки ЗАО «Горбатовское» по адресу <адрес> по приказу Руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 №-ООД от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ЗАО «Горбатовское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен выпуск в обращение (продажа) зерна пшеница озимая общей массой 438,57 т, с товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза № «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента), а именно: пшеница озимая массой 38,19 тн, покупатель (получатель) ООО «Нива Поволжье», что подтверждается накладной №СП от ДД.ММ.ГГГГ; пшеница озимая массой 400,38 тн, покупатель (получатель) ООО «Монолит-НН», что подтверждается накладными №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, транспортными накладными № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 мин при проведении плановой выездной проверки Закрытого акционерного общества «Горбатовское» (<адрес>) по приказу Руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 №-ООД от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ЗАО «Горбатовское» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвело закупку зерна ячменя общей массой 145,26 т, товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза № «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно- модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента), а именно: ячмень массой 48,84 тн, поставщик (продавец) ООО «АгроСпецРезерв» (<адрес> оф. 67; ИНН <***>) что подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ; ячмень массой 96,42 тн, поставщик (продавец) ООО «Астра» (<адрес>; ИНН <***>) что подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортными накладными № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года
Требования к зерну, выпускаемому в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, установлены техническим регламентом «ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна» (далее - Технический регламент).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Технического регламента, Технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (часть 2 статьи 1 Технического регламента).
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаро-сопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента (абзац 1 части 2 статьи 3 Технического регламента).
Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаро-сопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о: 1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт); 2) количестве зерна, в единицах массы; 3) наименовании и месте нахождения заявителя; 4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0.9% (часть 16 статьи 4 Технического регламента).
В силу указаний части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
Технический регламент принят в соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссией Таможенного союза. Таким образом, нарушение требований Технического регламента, является нарушением законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, ЗАО «Горбатовское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен выпуск в обращение (продажа) зерна пшеница озимая общей массой 438,57 т, с товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза № 015/2011 «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента); ЗАО «Горбатовское» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвело закупку зерна ячменя общей массой 145,26 т, товаросопроводительными документами, не содержащими информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна», не обеспечивающими его прослеживаемость и не содержащими информацию назначении зерна, годе урожая, месте происхождения, наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента).
Проверив и изучив материалы дела, должностное лицо установило, что в действиях ЗАО «Горбатовское» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, выражается в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина ЗАО «Горбатовское» подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, накладной №СП от ДД.ММ.ГГГГ, накладными № от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, №СП от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ транспортными накладными № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортными накладными № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что ЗАО «Горбатовское» нарушило требования аб. 1 ч. 2 ст. 3 (Правила выпуска зерна в, обращение на рынке), ч. 16. ст. 4 (Требования безопасности) технического регламента Таможенного союза ТР № «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ответственность за нарушение аб. 1 ч. 2 ст. 3 (Правила выпуска зерна в обращение на рынке), ч. 16. ст. 4 (Требования безопасности) технического регламента Таможенного союза ТР № «О безопасности зерна» предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного (| штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской ( Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении административного дела в отношении ЗАО «Горбатовское» заместителем Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 дана мотивированная оценка всем исследованным доказательствам, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Полномочия должностных лиц отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий Эл по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ, установлены действующим законодательством.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении начальником заместителем Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Горбатовское» было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По мнению суда, выявленные в деянии ЗАО «Горбатовское» признаки нарушения правильно квалифицированы заместителем Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности со стороны административного органа, судом не установлено.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, факт административного нарушения ЗАО «Горбатовское», ответственность за которое ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ является доказанным, в связи с чем, квалификация его действий является правильным.
Между тем, по мнению суда, при рассмотрении настоящего дела, административному органу надлежало применить положения п.п. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе, снижение минимальных размеров административных штрафов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года № 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Согласно абзаца 7 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1., частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа, за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем Постановлении.
В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании изложенного, учитывая степень общественной опасности административного нарушения, а также во избежание чрезмерного, избыточного ограничения имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица, выполняющего социальные функции, суд полагает необходимым изменить обжалуемое постановление, снизив минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ и назначить ЗАО «Горбатовское» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. п.п. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу ЗАО «Горбатовское» удовлетворить.
Постановление заместителя Начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий Эл ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ЗАО «Горбатовское» по ст. 14.43 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, изменить, снизив размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ до 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Жилкин А.М.