Дело № 12-218/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Комаров И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юхачевой А.С.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 от 02.08.2017 года № * по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,
установил:
Постановлением государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 от 02.08.2017 года № *, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области вменено то, что 16.06.2017 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по адресу фактического осуществления деятельности: *, совершило административное правонарушение, заключающееся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, не содержащее уголовно наказуемого деяния. Поводом к привлечению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области к административной ответственности стала информация от Управления Федеральной службы безопасности РФ по Саратовской области о том, что на основании предписания заместителя начальника УФСБ России по Саратовской области полковника ФИО3 от 15.06.2017 N° * сотрудниками УФСБ России по Саратовской области были проведены мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через р. * на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х * (0,5 км) с использованием тест-предметов и тест-объектов. При проведении мероприятия присутствовал руководитель МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» ФИО4 Проведение мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через р. * на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х * (0,5 км) началось 16 ч. 20 мин. 16.06.2017. «Тест - объект» № 1 (сотрудник ОУФСБ) в 16 ч. 20 мин. осуществил проход на территорию моста, а именно к мостовой опоре и осуществил закладку «тест-предмета» в ее непосредственной близости. Далее «тест-объект» находился в непосредственной близости от места закладки. «Тест-объект» № 2 (сотрудник ОУФСБ) в 16 ч. 23 мин. осуществил проникновение на территорию моста. Далее «тест-объект» №2 осуществил проход в направлении мостовой опоры и также осуществил закладку «тест-предмета»в непосредственной ее близости. Далее «тест- объект» находился в непосредственной близости от места закладки. В ходе проведения мероприятия «тест-объекты»и «тест-предметы» обнаружены не были.
В заявлении, поданным в Балаковский районный суд Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области просит отменить названное постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствие в его действиях состава правонарушения, а именно Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не может быть субъектом административной ответственности в отношении названных объектов транспортной инфраструктуры. Так, Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2008 № 175-П «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».
Автоподъезд к п. * от автомобильной дороги «*» с/х * в соответствии с указанным постановлением Правительства Саратовской области не является автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2017 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 21.12.2015 года № 1373-р «Об утверждении Перечня имущества, передаваемого из государственной собственности Саратовской области в муниципальную собственность Балаковского муниципального района» автоподъезд к с. * от автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» передан в муниципальную собственность. В соответствии с п. 3 данного распоряжения право муниципальной собственности Балаковского муниципального района на указанное выше имущество возникает с даты утверждения акта приема - передачи, а именно с 01.07.2016 года.
Таким образом, мост через р. * на 2 км. автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х Николаевский не относится к объектам транспортной инфраструктуры, расположенным на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, входящим в компетенцию министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в границах городских округовотносится к компетенции органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются самостоятельно.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (искусственных дорожных сооружений) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (юридические и лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании).
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной структуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке. Таким образом, собственником указанного объекта транспортной инфраструктуры является администрация Балаковского муниципального района Саратовской области и в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года № 924 именно собственник обязан внести изменения в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области поддержал доводы жалобы.
Государственный транспортный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 просит рассмотреть заявление в ее отсутствие, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, а в удовлетворении заявления просит отказать. В отзыве указывает, что в ходе административного расследования было установлено, что объекту транспортной инфраструктуры - мосту приказом Федерального дорожного агентства от 03.09.2013 года №* была присвоена 4 категория, и он был включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер *). Согласно представленной юридическим лицом Министерством копии титульного листа отчета об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а именно – моста через р. * на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х *(0.5 км), утвержденного заместителем начальника Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства от 20.03.2017 года, субъектом транспортной инфраструктуры указано Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Из вышесказанного следует, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является субъектом транспортной инфраструктуры и на него в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» возлагаемся обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе моста через р. * на 2 км автоподъезда к п. *от автомобильной дороги «*» с/х * (0,5 км). Таким образом, Министерство, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано было утвердить в установленном порядке организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасной объекта транспортной инфраструктуры: положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на данном ОТИ во исполнении п.п.9 п.6 Требований. Однако, документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного Требования юридическим лицом - Министерством представлены не были.
Изучив доводы заявления, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
При этом, также учитываю следующее, что в силу ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии п. 10, п.4 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно п.9 ст. 1 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя согласно п.п. «в»: тоннели, эстакады, мосты.
Согласно ч.З ст. 12 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» (далее - Требования).
Требования по обеспечению транспортной безопасности разработаны в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры на всей территории РФ.
В силу, п.2 Требований они применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, подлежащим категорированию.
Согласно п.5 Требований, требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
В соответствии п.п.15 п.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной безопасности обязан незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании...
В соответствии с п.п.9 п.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан утвердить в течении одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер во обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: положение (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры.
Материалами административного дела подтверждается, что 23 июня 2017 года на имя начальника Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 поступила от Управления Федеральной службы безопасности РФ по Саратовской области информайия о том, что на основании предписания заместителя начальника УФСБ России по Саратовской области полковника ФИО3 от 15.06.2017 N° * сотрудниками УФСБ России по Саратовской области были проведены мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через р. * на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х Николаевский (0,5 км) с использованием тест-предметов и тест-объектов. При проведении мероприятия присутствовал руководитель МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» ФИО4 Проведение мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через р. * на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х * (0,5 км) началось 16 ч. 20 мин. 16.06.2017. «Тест - объект» № 1 (сотрудник ОУФСБ) в 16 ч. 20 мин. осуществил проход на территорию моста, а именно к мостовой опоре и осуществил закладку «тест-предмета» в ее непосредственной близости. Далее «тест-объект» находился в непосредственной близости от места закладки. «Тест-объект» № 2 (сотрудник ОУФСБ) в 16 ч. 23 мин. осуществил проникновение на территорию моста. Далее «тест-объект» №2 осуществил проход в направлении мостовой опоры и также осуществил закладку «тест-предмета»в непосредственной ее близости. Далее «тест- объект» находился в непосредственной близости от места закладки. В ходе проведения мероприятия «тест-объекты»и «тест-предметы» обнаружены не были (л.д.*).
Приказом Федерального дорожного агентства от 03.09.2013 года №* мосту через реку *в с/х * (0,5 км) на 2-700 а/п к п. * от а/д * была присвоена 4 категория, и он был включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер *) (л.д.*).
Из титульного листа отчета об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а именно – моста через р. *на 2 километре автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х Николаевский (0.5 км), утвержденного заместителем начальника Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства от 20.03.2017 года, субъектом транспортной инфраструктуры указано Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (л.д.*). Названный отчет составлен в феврале-марте 2017 года, а поэтому доводы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области об отсутствии их ответственности за обеспечение транспортной безопасности не принимаются, Распоряжения председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области № 1373-р от 21 декабря 2015 года и №442-р от 17 мая 2016 года и акт приема-передачи имущества государственной собственности Саратовской области в муниципальную собственность Балаковского муниципального района от 01 июня 2016 года не исполнены (л.д.*), что и подтверждается отчетом от более поздней даты.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является субъектом транспортной инфраструктуры и на него в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» возлагаемся обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе моста через р. * на 2 км автоподъезда к п. * от автомобильной дороги «*» с/х * (0,5 км). Министерство, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано было утвердить в установленном порядке организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасной объекта транспортной инфраструктуры: положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на данном ОТИ во исполнении п.п.9 п.6 Требований. Однако, документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного Трсбования Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области представлены не были.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области к административной ответственности не нарушены. Назначенное наказание является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 от 02.08.2017 года № * оставить без изменения, заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Комаров И.Е.