ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-218/2018 от 14.06.2018 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело №12-218/2018

РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<...> 14 июня 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Тулы Петренко Р.Е., рассмотрев жалобу Министра здравоохранения Тульской области ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) вынесенное руководителем территориального органа Росдравнадзора по Тульской области от 22.03.2018 года, которым Министерство здравоохранения Тульской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) вынесенном руководителем территориального органа Росдравнадзора по Тульской области от 22.03.2018 года, Министерство здравоохранения Тульской области было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, Министр здравоохранения Тульской области ФИО2 обратился с жалобой в Центральный районный суд города Тулы, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении вынесенном руководителем территориального органа Росдравнадзора по Тульской области 22.03.2018 года отменить по следующим основаниям.

По итогам проведения внеплановой выездной проверки Заявителя в отсутствие его законного представителя (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) составлен Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении. Указанный Акт проверки содержит сведения о его составлении: в 14-00 по месту нахождения и осуществления деятельности Министерства (<адрес>-г), и факт отсутствия министра здравоохранения Тульской области ФИО2

20.03.2018 министр здравоохранения Тульской области ФИО2, по распоряжению Губернатора Тульской области ФИО3, был командирован в г. Обнинск для участия в межрегиональном совещании «Перспективы научно-практического сотрудничества медицинских организаций субъектов РФ и Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации». На время командирования министра здравоохранения Тульской области ФИО2 исполнение обязанностей министра здравоохранения Тульской области возложено на заместителя министра здравоохранения Тульской области ФИО4 (распоряжение Губернатора Тульской <адрес> от 19.03.2018 № 133-рг). Однако и заместитель министра здравоохранения Тульской области ФИО4 также не присутствовал при составлении Акта.

Таким образом, законный представитель Министерства не был надлежащим образом ознакомлен с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с Актом проверки в отношении Министерства после 14.00 было составлено уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, в котором было определено, что составление протокола состоится в Территориальном органе Росздравнадзора по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут, по адресу: <адрес>, оф. 316. Данные документы были переданы для регистрации в канцелярию Министерства ДД.ММ.ГГГГ,

Статья 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии с пунктом 6, подпунктами 1, 3 пункта 7 Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11.12.2012 № 698, Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством; министр руководит на принципах единоначалия деятельностью Министерства, представляет Министерство без доверенности во всех учреждениях и организациях.

Таким образом, законным представителем Министерства является министр здравоохранения Тульской области ФИО2, назначенный на должность распоряжением Губернатора Тульской области от 12.05.2017 № 264-рг.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

Системный анализ положений статьей 25.4 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Однако протокол от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отсутствие представителя Министерства, о времени и месте его составления Министерство было извещено уведомлением о составлении протокола, которое получено в канцелярии Министерства ДД.ММ.ГГГГ в 15-25, что отражено в протоколе.

ДД.ММ.ГГГГ министр здравоохранения Тульской области ФИО2 находился в командировке, а заместитель министра здравоохранения Тульской области ФИО4 находилась на оперативном совещании, проводимом Губернатором Тульской области ФИО3, (<адрес>, площадь Ленина, <адрес>), следовательно, уполномоченные лица министерства здравоохранения Тульской области не имели возможности ознакомиться с Актом, а также быть надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также дать какие-либо замечания, ходатайства либо предложения.

Уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было получено министром здравоохранения Тульской области ФИО2 только ДД.ММ.ГГГГ.

Административным органом не предпринимались необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росздравнадзора по Тульской области министр здравоохранения ФИО1<адрес> просил, в связи с невозможностью явки, не составлять протокол об административном правонарушении в его отсутствие.

Однако в удовлетворении ходатайства было отказано, составление протокола было проведено ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, данный протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку не были соблюдены права Министерства как лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, в том числе, право знакомиться с протоколом об административном правонарушении, право представлять объяснения и замечания по его содержанию, а также право на участие законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.

Перечисленные недостатки протокола об административном правонарушении в силу требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ препятствуют признанию данного протокола допустимым доказательством вины Министерства и свидетельствуют о существенном нарушении права юридического лица на защиту.

При подготовке к рассмотрению дела руководителем территориального органа Росздравнадзора по Тульской области ФИО5 было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вместе с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ было передано ДД.ММ.ГГГГ для регистрации в приемную Министерства после 14.00.

Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 11.30.

Таким образом, фактически Министерству на подготовку своих возражений не было совсем предоставлено времени,

ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут министр здравоохранения Тульской области ФИО2 находился на совещании, проводимом <данные изъяты>, которое было запланировано ранее. Таким образом, уполномоченное лицо министерства здравоохранения Тульской области не присутствовало на рассмотрении дела об административном правонарушении.

Между тем, часть 12 статьи 16 Федерального закона от 26,12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» гарантирует юридическому лицу, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки право представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Таким образом, составление протокола об административном правонарушении без надлежащего уведомления Министерства и в отсутствие его законного представителя, отсутствие времени между составлением протокола и рассмотрением дела (в несколько раз меньше гарантированного законодателем срока для направления возражений на акт проверки) не позволили Министерству подготовить свои возражения, определить правовую позицию и организовать защиту своих интересов при рассмотрении дела. Между тем, рассмотрение дела с учетом возражений Министерства позволило бы гарантировать Министерству его право на защиту, полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, вышеперечисленные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, влекущими по своим правовым последствиям отмену постановления о назначении административного наказания, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о незаконности привлечения лица к административной ответственности, независимо от того, совершило ли это лицо вмененное ему административное правонарушение или нет.

Кроме того, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 КоАП РФ, образует невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Учитывая диспозицию части 5 статьи 19.4 КоАП РФ, необходимо установить факт законности требований территориального органа Росздравнадзора по Тульской области в части предоставления должностных регламентов сотрудников министерства здравоохранения Тульской области, за неисполнение которого Министерство было привлечено к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Как следует из Приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22.02.2018 года № 1161 «О проведении внеплановой выездной проверки министерства здравоохранения Тульской области» пунктом 11 Министерству необходимо было представить документы: Положение о министерстве здравоохранения Тульской области, должностные регламенты сотрудников министерства здравоохранения Тульской области; приказы по основной деятельности министерства здравоохранения Тульской области; документы и материалы, свидетельствующие об устранении нарушений, выявленных Росздравнадзором в ходе проверки в отношении министерства здравоохранения Тульской области, и указанных в акте проверки от 14.11.2017 №б/н.

В ходе проведения проверки министерством здравоохранения Тульской области были представлены все требуемые документы, кроме должностных регламентов сотрудников министерства здравоохранения Тульской области в связи с тем, что на момент проведения проверки они находились на согласовании, о чём и было сообщено проверяющим лица. Полномочия министра здравоохранения Тульской области четко отражены в Положении о министерстве здравоохранения Тульской области.

Назначенное Министерству административное наказание не является мотивированным с точки зрения его соответствия требованиям статьи 4.1 КоАП РФ.

Так, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Тульской области ФИО5, назначая Министерству за совершенное административное правонарушение наказание, предусмотренное санкцией части 5 статьи 19.4 КоАП РФ, не учел требования статьи 4.1 КоАП РФ об общих правилах назначения наказания за совершение административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Так же, обращает внимание на то, что в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ имеется разночтение, а именно: в резолютивной части постановления сумму штрафа, указанная цифрами составляет 20 000, а прописью указана - тридцать тысяч.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении не был рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.1, 30.7 КоАП РФ прошу постановление от 22.03.2018 территориального органа Росздравнадзора по Тульской области по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении министерства здравоохранения Тульской области, отменить.

В судебном заседании представитель министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО6 поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы и просила оставить постановление без изменения.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении министерства здравоохранения Тульской области, представителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 1161 от 22.02.2018г. «О проведении внеплановой выездной проверки Министерства здравоохранения Тульской области» была назначена внеплановая проверка Министерства здравоохранения Тульской области. Целью данной проверки являлось контроль за выполнением предписания от 14.11.2017г. об устранении нарушений выявленных по результатам проведенной внеплановой проверки Росздравнадзора в отношении Министерства здравоохранения Тульской области. Срок проверки был установлен в 10 рабочих дней с 05.03.2018г. по 20.03.2018г. Пунктом 11 данного приказа было установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом (Министерством здравоохранения Тульской области) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в том числе должностные регламенты сотрудников Министерства здравоохранения Тульской области.

Как следует из копии данного приказа Министр здравоохранения Тульской области ФИО2 был ознакомлен с приказом 26.02.2018г.

Как следует из текста предписания об устранении нарушений от 14 ноября 2017 года выданного Министерства здравоохранения Тульской области среди выявленных нарушений установлено отсутствие должностных лиц министерства здравоохранения Тульской области отвечающих за конкретные вопросы организации системы здравоохранения Тульской области.

Таким образом, требование о предоставлении должностных регламентов сотрудников Министерства здравоохранения Тульской области является законным и обоснованным в контексте проверки исполнения предписания от 14.11.2017г.

Однако как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. составленного главным специалистом–экспертом отделом финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального округа Росздравнадзора по Тульской области Министерством здравоохранения не были представлены должностные регламенты сотрудников министерства в соответствии с п.11 приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель министерства здравоохранения по Тульской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании указала, что данные регламенты не были представлены поскольку утверждалась новая структура Министерства здравоохранения Тульской области и регламенты находились в Правительстве Тульской области на согласовании и утверждении.

Ч.1 ст. 47 закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусмотрено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 24 вышеуказанного Закона должностной регламент является существенным условием служебного контракта.

То есть осуществление деятельности гражданского служащего без служебного контракта противоречит требованиям закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При таких обстоятельствах довод представителя Министерства здравоохранения Тульской области о невозможности предоставления должностных регламентов сотрудников Министерства подлежит отклонению.

Довод представителя министерства здравоохранения Тульской области о том, что законный представитель Министерства не ознакомился с результатами проверки подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства были установлены протоколом об административном правонарушении от 21.03.2018г. на составление которого представитель Министерства здравоохранения Тульской области был приглашен 20.03.2018г. уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении. О рассмотрении дела об административном правонарушении Министерство было извещено 21.03.2018г. Данные обстоятельства не оспаривались не в жалобе ни в судебном заседании представителем Министерства.

То есть требования предусмотренные ч. 2. ст. 25.15 КоАП РФ об извещении лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении об извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были выполнены.

Довод, представителя Министерства здравоохранения Тульской области о направлении в Территориальный орган Росздравнадзора по Тульской области ходатайства об отложении составления протоколов об административном правонарушении подлежит отклонению, поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность отложения составления протокола об административном правонарушении, и в обязанность органа составляющего протокол вменяется извещение лица о времени и месте составления данного протокола.

Кроме того, доказательств того, что Территориальным органом Росздравнадзора по Тульской области было получено данное ходатайство суду представлено не было.

Довод, представителя Министерства здравоохранения Тульской области о том, что Министр здравоохранения Тульской области не мог присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, и при рассмотрении дела об административном правонарушении поскольку находился в командировке, не может свидетельствовать о нарушении права юридического лица участвовать в производстве по делу об административном правонарушении, поскольку при составлении протокола могло присутствовать иное, лицо уполномоченное на участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Довод представителя Министерства здравоохранения Тульской области о том, что в резолютивной части обжалуемого постановления указанная цифрами сумма штрафа составляет 20 000 руб., а прописью указано тридцать тысяч подлежит также отклонению, поскольку данная описка устранена определением Руководителя территориального органа Росздравнадзора по Тульской области от 10.05.2018г. в соответствии с ч.1 ст. 29.12.1 КоАП РФ и указано штраф в размере 20 000 руб.

При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в деле доказательства в совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что действия Министерства здравоохранения Тульской области следует квалифицировать по ч.5 ст.19.4 КоАП РФ, как невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства здравоохранения Тульской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ.

Наказание Министерству здравоохранения Тульской области назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, его последствий.

С учетом совершенного Министерством здравоохранения Тульской области правонарушения, его последствий, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о возможности назначить наказание в виде минимального административного штрафа.

Срок давности привлечения Министерства здравоохранения Тульской области к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) вынесенное руководителем территориального органа Росдравнадзора по Тульской области от 22.03.2018 года, которым Министерство здравоохранения Тульской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу министра здравоохранения Тульской области ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения его копии.

Судья: