Дело № 12-218/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,
с участием защитника Калашниковой С.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного органа ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по адресу: ул. Пушкинская, 9, жалобу ФИО2 на постановление и.о. заместителя руководителя МУ Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гр-на <адрес>, уроженца <адрес>, зарегистрированного: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. заместителя руководителя МУ Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо генеральный директор ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с жалобой в суд, в которой ставит вопрос об отмене оспариваемого постановления и прекращения производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку декларация и отчетность были направлены в электронном виде через личный кабинет природопользователя на сайте ФИО3, оплата экологического сбора произведена платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ без нарушения сроков. В связи с приостановлением деятельности предприятий и свободного передвижения граждан на основании постановления Губернатора Ростовской области от 05.04.2020 № 272 направление отчета на бумажном носителе не было возможным ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после издания распоряжения Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении плана первоначальных мер по поэтапной отмене ограничительных мероприятий в области экономики и социальной сферы Ростовской области. Такой отчет был направлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в первый рабочий день. В связи с чем, по мнению заявителя, Общество не нарушило срок подачи декларации и отчетности на бумажном носителе. Кроме того, вывод административного органа об осуществлении деятельности, связанной с производством пластмассовых изделий сделан только на основании указанного в ЕГРЮЛ основного ОКВЭД, при этом деятельность Общества не связана с производством пластмассовых изделий. Фактическая деятельность Общества связана с производством строительных работ по монтажу фасада по договору подряда на строительной площадке подрядчика. Общество по договору подряда приобретает составные части (отдельные части) и собирает их на строительной площадке без образования отходов. Общество не является импортером и производителем товаров, не использует упаковку и не утилизирует отходы. В связи с чем, отсутствуют данные, необходимые для заполнения отчета, при этом сдача нулевой отчетности законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании защитник по доверенности Калашникова С.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в жалобе.
Представитель административного органа по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Выслушав защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и отзыва административного органа, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - и влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе исследования материалов, представленных служебной запиской начальника отдела администрирования платежей Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия А.А. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№. установлено, что ООО «РОСТСТРОЙКОМ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлена в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования отчетность о полпенни нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, что является рушением: пункта 17 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которого отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; пункта 4 Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 года № 1342.
В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ООО «РОСТСТРОИКОМ» представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (далее - декларация) (электронный идентификатор отчета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (электронный идентификатор отчета -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) за отчетный ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде без электронной цифровой подписи.
Также в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ООО РОСТСТРОИКОМ» представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (далее - декларация), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный ДД.ММ.ГГГГ посредством почты России, направлена ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении должностного лица - генерального директора ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо генеральный директор ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Пунктом 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ. При этом в силу положений пункта 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.
Пунктом 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года N 1417, Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации отходов после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 17 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 01 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года N 1417, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (отчетность), формы расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.
Непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена частью 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении привлекаемым к административной ответственности лицом заявлен довод о том, что подача Обществом декларации и отчетности на бумажном носителе была невозможна до первого рабочего дня, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, в силу чего не может рассматриваться как нарушение установленного законом срока их сдачи до ДД.ММ.ГГГГ в связи с приостановлением деятельности предприятий и свободного передвижения граждан на основании постановления Губернатора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и невозможностью направления отчета на бумажном носителе ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до издания распоряжения Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении плана первоначальных мер по поэтапной отмене ограничительных мероприятий в области экономики и социальной сферы Ростовской области.
Кроме того, заявлен довод о том, что деятельность Общества не связана с производством пластмассовых изделий. Фактическая деятельность Общества связана с производством строительных работ по монтажу фасада по договору подряда на строительной площадке подрядчика. Общество по договору подряда приобретает составные части (отдельные части) и собирает их на строительной площадке без образования отходов. Общество не является импортером и производителем товаров, не использует упаковку и не утилизирует отходы. В связи с чем, отсутствуют данные, необходимые для заполнения отчета, при этом сдача нулевой отчетности законодательством не предусмотрена.
Как усматривается из представленных административным органом материалов дела, указанные выше доводы заявителя не исследовались, по существу не рассмотрены, и не учитывались административным органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, их надлежащая оценка в обжалуемом постановлении отсутствует.
Из ст. 1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных Кодексом РФ об АП мер.
Статья 24.1 КоАП РФ в качестве основных задач производства по делам об административных правонарушениях закрепляет соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
При таких обстоятельствах должностным лицом административного органа в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, обстоятельства дела не были установлены в полном объеме, в связи с чем, вывод о доказанности вины должностного лица – генерального директора ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, является преждевременным.
Учитывая, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оспариваемое постановление подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. заместителя руководителя МУ Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РОСТСТРОЙКОМ» ФИО2 – отменить, материалы дела об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в МУ Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Судья С.И. Быченко