ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-218/2021 от 18.06.2021 Тюменского районного суда (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

12-218/2021

город Тюмень 18 июня 2021 года

Судья Тюменского районного суда Тюменской области Якубовская Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу коммерческого директора ООО «Стеклотех» ФИО1, привлекаемого к административной ответственности как коммерческого директора ООО «Стеклотех» на постановление № 219 Н, вынесенное 09.04.2021 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении коммерческого директора ООО «Стеклотех» ФИО1 которым:

должностное лицо – коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1 , КПП 770101001, ОГРН <***>,

привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, – Н от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении коммерческого директора ООО «Стеклотех» ФИО1, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, которое просит отменить.

Указывает, что в его действиях отсутствует событие - состав вменяемого административного правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Оснований для привлечения к административной ответственности не имеется.

Также коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1 просит учесть, что должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности ст. 7.3 КоАП РФ.

В судебное заседание коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало. Извещён надлежащим обраном и административный орган.

Изучив представленные в суд материалы, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.3. КоАП РФ являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Объективной стороной административного правонарушения по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

Субъектом ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ выступает должностное лицо, коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1, который нарушил должное исполнение условий лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами (субъективная сторона).

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении должностного лица, коммерческого директора ООО «Стеклотех» ФИО1 к исполнению своих административно-хозяйственных и публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 21.01.2021 по 17.02.2021, на основании распоряжения Северо- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) от 14.01.2021 № 1-р «О проведении плановой выездной проверки юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Стеклотех»», установлено, что юридическим лицом - ООО «Стеклотех» нарушены требования условий лицензии ТЮМ 01209 ВЭ, предусмотренные:

- п. 3.2, п. 3.4, а именно: после согласования проекта водозабора, не уточнены границы горного отвода, установленных в условиях лицензии ТЮМ 01209 ВЭ, в части ограничения по глубине - 41 м;

- п. 4.8, п. 5.1, п. 8.2, п. 8.3, а именно: при обследовании территории водозабора 27.01.2021 установлено, что верхняя часть эксплуатационной колонны скважин (№ 1, № 2) водозабора открыта - скважины не оборудованы оголовком/опорной плитой, тем самым в конструкциях скважин не обеспечено предотвращение возможного загрязнения подземных вод, путем прямого попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт через устья скважин;

- п. 4.6, п. 8.2, а именно: первый пояс зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) частично не огорожен (30 м от центра каждой из скважин).

Юридическое лицо - ООО «Стеклотех» является держателем лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр, расположенном в р., со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 3.2 условий лицензии ТЮМ 01209 ВЭ (далее - Условия), участки недр имеют статус горного отвода, по площади, совпадающей с зоной строгого режима санитарной охраны (I санитарной охраны пояс зоны водозабора с ограничением по глубине. В соответствии с п. 3.4 Условий, на территории предусматривается бурение эксплуатационных скважин. Проектная глубина каждой скважины -41 м.

Согласно учетным карточкам водозаборных скважин, представлений юридическим лицом - ООО «Стеклотех», глубина скважины № 02-20 (№ 2) составляет 40 м, при этом скважина № 1 пробурена на глубину 42 что также подтверждается выкопировкой из «Проекта водозабора эксплуатационном участке недр Богандинский-3 для питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Стеклотех»», утверждены протоколом ТКР-Тюменьнедра от 30.05.2014 № 11/ТКР.

Согласно ст. 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», не в границах территории РФ, включая подземное пространство содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.02.14 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установлен формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а так же текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

При этом согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно извлекаемых полезных ископаемые также в соответствии с соглашением о разделе продукции при развел добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитывая пространственные контуры месторождения полезных ископаемые положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охран вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Таким образом, юридическим лицом - ООО «Стеклотех», после согласования проекта водозабора, не уточнены границы горного отвода, установленных в условиях лицензии ТЮМ 01209 ВЭ, в части ограничения пояса глубине - 41 м, тем самым не обеспечено выполнение п. 3.2, п. 3.4 Условий.

В соответствии с п. 4.8 Условий, в течение 2 месяцев после бурения скважин необходимо разработать и согласовать в территориальном центре государственного мониторинга геологической среды (ТЦ «Тюменьгеомониторинг») программу по ведению мониторинга подземных вод. В соответствии с разработанной программой осуществлять наблюдения за состоянием эксплуатируемого водоносного горизонта.

ООО «Стеклотех» предоставлена «Программа по ведению мониторинга подземных вод на одиночном водозаборе, расположенном в р.», разработанная ТЦ «Тюменьгеомониторинг», согласно которой организация мониторинга подземных вод предусматривает выполнение следующих организационно-технических мероприятий, подготовка и оборудование скважины водозабора для производства наблюдений в соответствии с действующим СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (приложение 2). При этом согласно приложению 2, представлена схема оборудования эксплуатационной скважины на воду.

Наблюдения за состоянием зоны санитарной охраны предусматривают следующие мероприятия (стр. 18), в первом поясе ЗСО оборудовать скважину с учетом предотвращения возможности загрязнения подземной воды через оголовок.

В соответствии с п. 5.1 Условий, владелец лицензии обязан:

- реализовать в полном объеме мероприятия, предусмотренные мониторингом геологической среды (подземных вод);

- обеспечить соблюдение действующего законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы охраны недр, окружающей среды, безопасного ведения работ.

В соответствии с п. 8.2 Условий, одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр при проведении работ являются требования: эксплуатировать скважины согласно требованиям СанПин 2.1.4.1110-02 и СНиП 3.05.04-85 (1990), СП 2.1.5.1059-01.

СНиП 3.05.04-85 (1990) распространяются на строительство новых расширение и реконструкцию действующих наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации населенных пунктов народного хозяйства. Для уже эксплуатируемых водозаборов применяются СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение». Наружные сети и сооружения» как и предусмотрено утвержденной программой мониторинга.

Согласно п. 8.10 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные с сооружения» (актуализированная редакция СНиП 2-04.02-84), конструкцию, оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизг исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений.

В соответствии с п. 8.3 Условий, основными требованиями по о: окружающей природной среды, экологической безопасности и обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами являются:

- выполнение всех работ безопасным и должным образом в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области экологии, охраны окружающей среды и промышленной безопасности;

- выполнение установленных стандартов по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения подземных вод, связаны

пользованием недрами.

При этом в рамках плановой выездной проверки, при обследовании территории водозабора ООО «Стеклотех» 27.01.2021 установлено, что верхняя часть эксплуатационной колонны скважин (№ 1, № 2) водозабора открыта - скважины не оборудованы оголовком опорной плитой, тем самым в конструкциях скважин не обеспечено предотвращение возможного загрязнения подземных вод, путем прямого попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт через устья скважин.

Вышеуказанное подтверждается актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.01.2021 фототаблицей.

Таким образом, юридическим лицом - ООО «Стеклотех» нар п. 4.8, п. 5.1, п. 8.2, п. 8.3 Условий, а именно: верхняя часть эксплуатационной колонны скважин (№ 1, № 2) водозабора открыта – скважины не оборудованы оголовком опорной плитой, тем самым в конструкциях скважин не обеспечено предотвращение возможного загрязнения подземных вод, путем прямого попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт через устья скважин.

Управление, выдавая свидетельство о постановке на государстве учет объекта НВОС с кодом объекта 71-0172-002463-П в качестве самостоятельного объекта НВОС, не усмотрело связи водозабор производственным объектом и зарегистрировало водозабор как самостоятельный объект НВОС.

Факт ненадлежащего исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей, что привело к нарушению ООО «Стеклотех» условий лицензии полностью доказан в ходе проведения плановой выездной проверки.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Как установлено, административное правонарушение – пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утверждённого в установленном законом порядке технического проекта допущено по вину должностного лица, поскольку нарушил требований : ст.7, п.10 ч.2 ст22 Закона РФ от 21.02.1992 « 2395-1 « О недрах», п.8.10. СП 31.13330.2012 « Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, п.8.2.10 СП 129.13330.2019 « Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации», п.3.2.1.1. СанПин 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Доводы, указанные в жалобе, суд признает не состоятельными, так как они не нашли свое подтверждение в судебном заседании и опровергаются совокупностью исследованных доказательств.

Доказательств совершения правонарушения в результате наличия объективно непреодолимых, либо непредвидимых обстоятельств, находящихся вне контроля должностного лица, коммерческого директора ООО «Стеклотех» ФИО1 которые он мог бы предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени добросовестности и предусмотрительности, которая от него требовалась, не выявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности вины должностного лица, коммерческого директора ОО «Стеклотех» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание должностному лицу, коммерческому директору ООО «Стеклотех» ФИО1 назначено законно и обоснованно в пределах санкции статьи, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, – Н от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо, коммерческий директор ООО «Стеклотех» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу коммерческого директора ООО « Стеклотех» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения

Судья Г.А. Якубовская

Тюменского районного суда