Дело № 12-218/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск 16 марта 2022 года
Судья Октябрьского районного суда г. Томска Кочетова Ж.В.,
рассмотрев жалобу директора АО «Полигон» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № 06-18/21/34(3)-4/207 от 24.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении директора АО «Полигон» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № 06-18/21/34(3)-4/207 от 24.11.2021 директор АО «Полигон» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Согласно указанному постановлению, в ходе проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в период с 30.09.2021 по 25.10.2021 установлено, что директором АО «Полигон» ФИО1 нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно ст.34, ст.80.2 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.27 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174- ФЗ «Об экологической экспертизе», п.3,7,13 постановления Правительства РФ от 04.05.2018 № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды», п.8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800., что выразилось в следующем.
Так, АО «Полигон» начаты работы по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области в отсутствии согласованного с Росприроднадзором проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, также данные работы осуществляются с отклонением от проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Адрес местонахождения объекта: Ивановская область, Заволжский район, г. Заволжск:
- Объект 1: Шламонакопитель с оксидами и гидроксидами железа и ёмкость со смоляными отходами оргсинтеза, кадастровый номер 37:04:040701:152;
- Объект 2: Навал химических отходов оргсинтеза в виде дамбы высотой 6 метров, кадастровый квартал 37:04:040702, кадастровый номер 37:04:040702:265;
- Объект 3: Котлован с сульфатом натрия и отходами ТБО, кадастровый квартал 37:04:040206, кадастровый номер 37:04:040206:369;
- Объект 4: Три ёмкости-хранилища смоляных отходов оргсинтеза объёмом 1000 м3 каждая, общая площадь объекта 4887 м2, кадастровый квартал 37:04:040702, кадастровый номер 37:04:040702:264.
Объекты включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) Приказом МПР РФ от 19.10.2020 № 826.
АО «Полигон» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. В соответствии с ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Полигон» является сбор опасных отходов. АО «Полигон» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. АО «Полигон» осуществляет работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на основании муниципального контракта № 408-2021 от 29.06.2021 «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области», заключённого на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.06.2021 № 0133200001721000408 между Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области и АО «Полигон».
Проектная документация разработана ООО «ЭКОЛЕКАРЬ» в 2019 году. Заказчик проектной документации: Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области. Проектная документация по объекту «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» (далее - Проект) получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям от 20.12.2019 № 1104-П.
В ходе проверки также установлено, что работы по откачке отходов на объекте № 1 начаты до завершения этапа подготовительных работ, предусмотренного проектной документацией, по которой получено заключение государственной экологической экспертизы. Работы начаты с отступлением от графика исполнения контракта, согласно которому работы на данном объекте должны были проводиться в 2022 году. Также установлено, что при проведении работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда на Объекте 1: Шламонакопитель с оксидами и гидроксидами железа и ёмкость со смоляными отходами оргсинтеза, кадастровый номер 37:04:040701:152, допущены отклонения от основных технических решений проектной документации и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Установлен следующий перечень отклонений:
1) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1,11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Предусматривается расчистка территории, выпил и раскорчёвка существующего чернолесья (зарослей древесной и кустарниковой растительности), его разделку и погрузку на месте в автотранспорт для последующей передачи на объект размещения отходов для захоронения. Фактическое исполнение: На время обследования территории установлено, что спиленная древесно-кустарниковая растительность не вывезена, договора на размещение, транспортировку и акты выполненных работ не представлены.
2) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Для складирования минерального сырья и плодородного грунта, предназначенных для рекультивации территории, организуются специализированные площадки размером 5х5 метров и 10x10 метров соответственно. Фактическое исполнение: На время обследования территории установлено, что площадки для складирования минерального сырья не организованы.
3) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории ...» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Для предотвращения загрязнения подъездных путей и дорог общего пользования на выезде с территории участка предусмотрена мойка для колёс. Техническая вода от мойки колес направляется в специализированную лицензированную организацию для обезвреживания. Фактическое исполнение: На время обследования установлено, что работы по откачке смоляных отходов из металлической емкости проводились без использования участка мойки колёс. Акты приёма-передачи отхода, образующегося в процессе мойки колёс и документы о передаче отхода в специализированную организацию не представлены.
4) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Жидкие отходы, находящиеся на территории объекта в объёме около 276,46 м3 (2 класс опасности), предполагается после перекачивания в металлические ёмкости 200 л с помощью винтового насоса и направлять автотранспортом в специализированную лицензированную организацию для утилизации. Фактическое исполнение: В ходе проверки установлено, что жидкие отходы перекачивались в пластиковые евро кубы. Документы (договоры и акты выполненных работ) с организацией проводившей работы по откачке и транспортировке отходов не представлены.
Также при проведении проверки установлено, что при проведении работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда на Объекте 4: 3 ёмкости-хранилища смоляных отходов оргсинтеза объемом 1000 м3 каждая, общая площадь объекта 4887 м2, кадастровый квартал 37:04:040702, кадастровый номер 37:04:040702:264) допущены отклонения от основных технических решений проектной документации. Установлен следующий перечень отклонений:
1) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Предусматривается расчистка территории, выпил и раскорчёвка существующего чернолесья (зарослей древесной и кустарниковой растительности), его разделку и погрузку на месте в автотранспорт для последующей передачи на объект размещения отходов для захоронения. Фактическое исполнение: На время обследования территории установлено, что спиленная древесно-кустарниковая растительность не вывезена, договора на размещение, транспортировку и акты выполненных работ не представлены.
2) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Для складирования минерального сырья и плодородного грунта, предназначенных для рекультивации территории, организуются специализированные площадки размером 5х5 метров и 10x10 метров соответственно. Фактическое исполнение: На время обследования территории установлено, что площадки для складирования минерального сырья не организованы.
3) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Для предотвращения загрязнения подъездных путей и дорог общего пользования на выезде с территории участка предусмотрена мойка для колёс. Техническая вода от мойки колёс направляется в специализированную лицензированную организацию для обезвреживания. Фактическое исполнение: На время обследования установлено, что участок мойки колёс не подключён к системе подачи и сбора воды и не используется.
4) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Загрязнённая вода из обваловки в количестве 283 м3, откачивается ассенизационной машиной. Грунтовая обваловка (отход 3 класса опасности) и грунт внутри обваловки (отход 3 класса опасности) извлекается экскаватором до нижнего уровня ёмкостей и грузятся в автотранспорт, оборудованный тентом, для передачи в специализированную лицензированную организацию для утилизации. После извлечения ёмкостей хранения загрязнённый грунт убирается до проектируемой отметки. Общее количество – 6549 м3. Фактическое исполнение: На время обследования установлено, что работы по откачке загрязнённой воды и удалению грунта из обваловки не проведены.
5) Заключение экспертной комиссии по документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» Раздел 1, 11 проектной документации «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области». Жидкие отходы, находящиеся на территории объекта в объёме около 1736 м3, (2 класс опасности), предполагается после перетаривания в металлические ёмкости 200 л с помощью винтового насоса и направлять автотранспортом в специализированную лицензированную организацию для утилизации. Фактическое исполнение: На время обследования установлено, что отходы перекачивались в пластиковые евро кубы. По информации предоставленной представителями АО «Полигон» и ООО «РХЗ ЭКО» отходы отправлены в г. Томск на производственную площадку АО «Полигон». Документы (договора и акты выполненных работ) с организацией проводившей работы по откачке и транспортировке отходов, не представлены.
Проектом и заключением экологической экспертизы в процессе производства работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда и после их завершения предусмотрено ведение мониторинга: 1. Мониторинг состояния атмосферного воздуха: Регулярность проведения измерений - 1 раз в месяц. 2. Мониторинг состояния почв: Регулярность проведения измерений - 1 раз в месяц. 3. Мониторинг поверхностных и поздемных вод: Периодичность отбора проб - 1 раз в месяц. 4. Мониторинг физических факторов (шумовое воздействие): Периодичность контроля 1 раз в месяц.
В ходе проверки также установлено, что мониторинг состояния окружающей среды не проводился с момента начала производства работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (август-октябрь 2021 года). Результаты мониторинга не представлены.
В нарушении вышеуказанных требований законодательства АО «Полигон» начаты работы по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде в отсутствии согласованного с Росприроднадзором проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по объекту «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области», включенному в ГРОНВОС приказом МПР РФ от 19.10.2020 № 826. Данный проект согласован с Росприроднадзором только 06.10.2021.
Также в ходе проверки установлено, что работы по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде ведутся с отклонением от графика исполнения муниципального контракта №408-2032 от 29.06.2021, являющегося неотъемлемой частью контракта.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, следующее:
Так, в материалах проверки указано, что работы по откачке отходов на объекте №1 (Шламонакопитель с оксидами и гидроксидами железа и емкость со смоляными отходами оргсинтеза, кадастровый номер 37:04:040702:152) начаты до завершения подготовительных работ и с отступлением от графика исполнения контракта.
С данным доводом не согласен, поскольку в соответствии с Техническим заданием по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021 и заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, предусмотрены этапы выполнения работ, в соответствии с которыми на подготовительный этап отводится 55 рабочих дней, при этом заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы не содержит ограничений в начале выполнения следующего этапа работ до завершения предыдущего. Кроме этого, в «Графике исполнения контракта» предусмотрено одновременное начало работ на 2-х объектах в текущем году (2021 год), довод о выполнении работ с отступлением от графика исполнения контракта является необоснованным.
В ходе проверки установлено, что при проведении работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда на Объекте 1: Шламонакопитель с оксидами и гидроксидами железа и емкость со смоляными отходами оргсинтеза, кадастровый номер 37:04:040702:152, допущены отклонения от основных технических решений проектной документации и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а именно:
Сданным выводом не согласен, поскольку заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы предусмотрена зачистка территории, выпил и раскорчёвка существующего чернолесья (зарослей древесной и кустарниковой растительности), его разделка и погрузка на месте в автотранспорт для последующей передачи на объект размещения отходов для захоронения. Заключением экспертизы указано на место осуществления погрузочных работ, однако сроки проведения погрузочных работ не установлены. По договору на вывоз древесной растительности велись переговоры с возможными подрядчиками, договор был заключен до окончания проверки и вывоз растительности произведён сразу после формирования транспортной партии.
С указанным доводом не согласен, поскольку на выделенных для производства работ земельных участках физически невозможно организовать площадки ввиду отсутствия свободного места до вывоза части отходов. В связи с этим был согласован с Заказчиком по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021 перенос сроков организации площадок на более поздние сроки. В период проведения подготовительных работ АО «Полигон» определены и разграничены площадки для складирования минерального сырья, организация данных площадок будет начата после заключения договора на поставку данного вида материала.
С данными выводами не согласен, поскольку в протоколе не указано, на основании каких данных был сделан вывод о проведении работ по откачке отходов из металлических ёмкостей в отсутствие мобильного пункта мойки колёс «Мойдодыр К-1 (М)» (в состав пункта мойки колёс входят: установка мойки, моечная площадка, водосборный приямок, шламоприемный кювет). В период проведения работ по откачке смоляных отходов из металлической ёмкости мобильный пункт мойки колёс был установлен на выезде с территории участка. Техническая вода от мойки колёс в настоящее время накапливается до оптимального количества (транспортная партия) возможного для передачи на очистные сооружения в специализированную организацию. Договор с Водоканалом был представлен в Росприроднадзор в составе запрошенной при проведении проверки документации.
С данными выводами не согласен, поскольку работы выполнялись самостоятельно АО «Полигон» по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021. В Межрегиональное управление были представлены товарно-транспортные накладные АО «Полигон» о транспортировании отходов из г. Заволжска в г. Томск на собственный объект обращения с отходами АО «Полигон». Акты по выполненным работам не подписывались, в связи с тем, что работы не окончены и еще не приняты Заказчиком по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что при проведении работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда на Объекте 4: Три емкости-хранилища смоляных отходов оргсинтеза объемом 1000 куб.м каждая, общая площадь объекта 4887м2, кадастровый номер 37:04:040702:264, допущены отклонения от основных технических решений проектной документации, а именно:
С данными выводами не согласен, поскольку Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы предусмотрена зачистка территории, выпил и раскорчёвка существующего чернолесья (зарослей древесной и кустарниковой растительности), его разделка и погрузка на месте в автотранспорт для последующей передачи на объект размещения отходов для захоронения. Заключением экспертизы указано на место осуществления погрузочных работ, однако сроки проведения погрузочных работ не установлены. По договору на вывоз древесной растительности велись переговоры с возможными подрядчиками, договор заключен до окончания проверки и вывоз растительности был произведен.
С данными выводами не согласен, поскольку на выделенных для производства работ земельных участках физически невозможно организовать площадки ввиду отсутствия свободного места до вывоза части отходов. В связи с этим был согласован с Заказчиком по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021 перенос сроков организации площадок на более поздние сроки. В период проведения подготовительных работ АО «Полигон» определены и разграничены площадки для складирования минерального сырья, организация данных площадок будет начата после заключения договора на поставку данного вида материала.
С данными выводами не согласен, поскольку подключение мойки колёс к системе подачи и сбора воды осуществляется перед началом проведения работ, выездом транспортных средств с территории объекта. На момент проведения осмотра работы на объекте были приостановлены и не проводились.
С данными выводами не согласен, поскольку в период проведения подготовительных работ АО «Полигон», при осмотре ёмкостей остановлен фактический коррозийный износ незаглубленной части стальных конструкций. Установить коррозийный износ заглубленной части ёмкостей при натурном осмотре не представляется возможным. В связи с тем, что грунтовая обваловка вокруг ёмкостей-хранилищ и их заглубленная часть образуют единый каркас, изъятие обваловки и грунта внутри обваловки может привести к деформации и последующей разгерметизации ёмкостей, что повлечёт за собой дополнительное загрязнение почвы и грунтовых вод. В связи с этим принято решение во избежание загрязнения почв, грунтовых и поверхностных вод, произвести откачку смоляных отходов из емкостей-хранилищ. Кроме этого, организация технологического процесса откачки воды из обваловки и падение грунта производится после откачки отходов из ёмкостей. В противном случае, есть риск попадания отходов II класса опасности за пределы обваловки и попадания в реку Волга, что не может быть проведено при экологически безопасном проведении работ.
С данными выводами не согласен, поскольку работы выполнялись самостоятельно АО «Полигон» по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021. В Межрегиональное управление были представлены Товарно-транспортные накладные АО «Полигон» о транспортировании отходов из г. Заволжска в г. Томск на собственный объект обращения с отходами АО «Полигон». Акты по выполненным работам не подписывались в связи с тем, что работы не окончены и ещё не приняты Заказчиком по муниципальному контракту № 408-2021 от 21.06.2021. Мониторинг воздействия на окружающую среду в зоне влияния объектов ликвидации накопленного вреда необходимо проводить в период выполнения ликвидационных работ с целью оценки влияния работ на компоненты окружающей среды. Фактически ликвидационные работы на объекте № 1 начаты в августе 2021 года. Продолжительность работ составила 10 дней. Фактически ликвидационные работы на объекте № 4 начаты в октябре 2021 года. Продолжительность работ составила 5 дней. В соответствии с проектной документацией, регулярность проведения измерений составляет - 1 раз в месяц в период проведения работ. Следовательно, продолжительность работ на конкретном объекте в настоящее время не превысила 1 месяц. Просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица АО «Полигон» по ст. 8.1 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведётся производство про делу об административном правонарушении, директор АО «Полигон» ФИО1, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник Махров В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, проверка в отношении АО «Полигон» проведена незаконно, поскольку АО «Полигон» осуществляет деятельность в г. Томске, в Ивановской и Владимирской области деятельность АО «Полигон» осуществляет работы по муниципальному контракту, однако проверка деятельности АО «Полигон» по муниципальному контракту не проводилась.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению штативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об Экологической экспертизе» Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
На основании п. 13 постановления Правительства РФ № 542 от 04.05.2018 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды» работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ.
В силу п.п. 3, 7 вышеуказанного постановления, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда. Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В силу ст. 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством РФ, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.
В соответствии с п.п. 3, 4, 7 постановления Правительства РФ № 542 от 04.05.2018 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды», разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда и проведение работ по ликвидации накопленного вреда осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Виновность директора АО «Полигон» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 06-18/21/34(3)-4/162 от 17.11.2021, согласно которому в ходе проверки, проводимой Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в период с 30.09.2021 по 25.10.2021 в отношении АО «Полигон» установлен факт нарушения должностным лицом - директором АО «Полигон» ФИО1 требований законодательства в области охраны окружающей среды;
- решением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям от 28.09.2021 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Полигон»;
- актом выездной внеплановой проверки № 06-18/21/34-4/156 от 25.10.2021, согласно которому в деятельности АО «Полигон» выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на 4-х объектах, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г. Заволжск, на основании муниципального контракта № 408-2021 от 29.06.2021 «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области»;
- протоколами осмотров №№ 1, 2, 3 и 4 от 05.10.2021, №№ 5 и 6 от 12.10.2021 и фототаблицами к ним, согласно которым произведен осмотр объектов: Объект 1: Шламонакопитель с оксидами и гидроксидами железа и ёмкость со смоляными отходами оргсинтеза, кадастровый номер 37:04:040701:152; Объект 2: Навал химических отходов оргсинтеза в виде дамбы высотой 6 метров, кадастровый квартал 37:04:040702, кадастровый номер 37:04:040702:265; Объект 3: Котлован с сульфатом натрия и отходами ТБО, кадастровый квартал 37:04:040206, кадастровый номер 37:04:040206:369; Объект 4: Три ёмкости-хранилища смоляных отходов оргсинтеза объёмом 1000 м3 каждая, общая площадь объекта 4887 м2, кадастровый квартал 37:04:040702, кадастровый номер 37:04:040702:264;
- проектной документацией по объекту «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области», разработанной ООО «ЭКОЛЕКАРЬ» в 2019 году. По заказу Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области. Проектная документация, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям от 20.12.2019 № 1104-П;
- актами о приёмке выполненных АО «Полигон» работ на 4-х объектах размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области от 31.08.2021, от 14.09.2021;
- письмом Росприроднадзора в адрес АО «Полигон» о рассмотрении проекта от 06.10.2021;
- муниципальным контрактом «Ликвидация 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области» № 408-2021 от 29.06.2021, заключенным между заказчиком Администрацией Заволжского муниципального района, и подрядчиком - АО «Полигон» в лице ФИО1 и приложением к нему - Техническим заданием на выполнение работ по ликвидации 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Полигон»;
- Уставом АО «Полигон».
Оценивая вышеуказанные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит наличие в действиях директора АО «Полигон» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, доказанным, поскольку установлено, что директор АО «Полигон» ФИО1 допустил нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении АО «Полигон» работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на 4-х объектах, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г. Заволжск, а доводы ФИО1 об обратном суд не принимает во внимание, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств, в том числе актом выездной внеплановой проверки № 06-18/21/34-4/156 от 25.10.2021.
Более того, доводы ФИО1 об отсутствии в деятельности АО «Полигон» нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды также были предметом рассмотрения должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям и получили надлежащую оценку в постановлении, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности директора АО «Полигон» ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения, поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события административного правонарушения.
Вопреки доводам защитника, проверка в отношении АО «Полигон» проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о доводы, изложенные защитником, не являются основанием для признания незаконным акта выездной внеплановой проверки № 06-18/21/34-4/156 от 25.10.2021.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены должностным лицом при рассмотрении дела, либо опровергали его выводы, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
Мера наказания директору АО «Полигон» определена в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ с учётом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа и оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела должностным лицом допущено не было.
Таким образом, вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № 06-18/21/34(3)-4/207 от 24.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении директора АО «Полигон» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Ж.В. Кочетова
Копия верна Судья Ж.В. Кочетова 16.03.2022 |
Решение вступило в законную силу « ___» ____________________ 202_ года.
Секретарь: _______________________________________________.
Оригинал решения хранится в деле № 12-218/2022 в Октябрьском районном суде г. Томска.
УИД 37RS0012-01-2021-003559-66.