Дело № 12-219/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 мая 2019 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Альгешкина Г.Н., рассмотрев жалобу директора ООО « НПК Меркурий» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО « НПК Меркурий»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от № от 01.04.2019 от ООО «НПК Меркурий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 руб.
В жалобе, поданной в Калининский районный суд г. Чебоксары, директор ООО «НПК Меркурий» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, в связи с существенными процессуальными нарушениями, допущенными должностным лицом при рассмотрении дела, указывая, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что якобы ООО « НПК Меркурий» осуществляет деятельность по хранению отходов IV класса опасности на объекте, не внесённом в государственный реестр объектов размещения отходов и представление обществом недостоверных сведений об обращения с отходами в федеральном статистическом наблюдении по форме № 2-ТП ( отходы) «Сведения об образования, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 г. и отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 г.
Вместе с тем, понятие «Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии» применялось в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» до 31 декабря 2015 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01 января 2015 г. понятие «Использование отходов» заменено понятиями «Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку» и «Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)». ООО «НПК Меркурий» осуществляет обработку отходов, входящих в подгруппы 4 81 000 00 00 0 Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, 4 82 000 00 00 0 Оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, указанных в приложении к лицензии № 21.0022.17 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности. Обработка осуществляется путем разборки. При этом первичные отходы, указанные выше, перестают физически существовать, в то время как образуются вторичные отходы, такие как лом и отходы изделий технического назначения из разнородных полимерных материалов (в том числе галогенсодержащих) отработанные незагрязненные, бой стекла, лом и отходы стальные несортированные, лом и отходы алюминия несортированные, отходы изолированных проводов и кабелей. При составлении Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с использованием программного обеспечения для ее формирования, размещенного официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет согласно п. 16 Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», а именно программы Модуль природопользователя или Личного Кабинета природопользователя Росприроднадзора возникают несоответствия, а именно: если заполнена строка 2. Получено от других юридических и физических лиц, всего, то обязательно должна быть заполнена минимум одна из строк 3. Использовано; 4. Обезврежено; 5. Направлено на захоронение на собственные объекты захоронения отходов, всего, 6. Направлено на хранение на собственные объекты хранения отходов, всего; 7. Передано на использование; 8. Передано на обезвреживание; 9. Передано на захоронение, всего; 10. Передано на хранение, всего. В противном случае программное обеспечение автоматически переносит массу отходов из строки 2. Получено от других юридических и физических лиц, всего в строку 11. Накоплено на конец отчетного периода, что не соответствует действительности и является представлением недостоверных сведений, т.к. первичных отходов после обработки путем разборки не остается, а из них образуются указанные выше вторичные отходы. Ввиду того, что отходы подгрупп 4 81 000 00 00 0 Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, 4 82 000 00 00 0 Оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства ФККО Обществом не обезвреживаются, не направляются на хранение или захоронение на собственные объекты, не передаются на использование, обезвреживание, захоронение или хранение другим организациям, в отчетности для данных отходов была заполнена наиболее подходящая строка 3. Использовано, с учетом того, что обработка отходов является частью процесса использования. Корректность отчета по форме МСП номер CO3LZ6IP подтверждена 14 января 2019 в личном кабинете природопользователя соответствующей записью Управления. При заполнении формы Федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с использованием программного обеспечения для ее формирования, размещенного официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет, а именно программы Модуль природопользователя или Личного Кабинета природопользователя Росприроднадзора возникают несоответствия, а именно: если заполнена графа 3. Поступление отходов из других хозяйствующих субъектов, всего, то обязательно должна быть заполнена минимум одна из граф 6. Утилизировано отходов, всего; 9. Обезврежено отходов, всего; Передача отходов другим хозяйствующим субъектам: 11. для обработки, 12. Для утилизации, 13. Для обезвреживания, 14. Для хранения, 15. Для захоронения; Размещение отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год: 16. Хранение, 17. Захоронение. В противном случае программное обеспечение автоматически переносит массу отходов из графы 3. Поступление отходов из других хозяйствующих субъектов, всего, всего в графу 18. Наличие отходов на конец отчетного года, невзирая на то, что заполнена графа 5. Обработано отходов, что не соответствует действительности и является представлением недостоверных сведений, т.к. первичных отходов после обработки путем разборки не остается, а из них образуются указанные выше вторичные отходы. Ввиду того, что отходы подгрупп 4 81 000 00 00 0 Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, 4 82 000 00 00 0 Оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства ФККО Обществом не обезвреживаются, не размещаются на эксплуатируемых объектах, не передаются для обработки, утилизации, обезвреживания, хранения или захоронения другим хозяйствующим субъектам, в форме № 2-тп (отходы) для данных отходов были заполнены графы 5. Обработано отходов и 6. Утилизировано отходов, всего. 17 января 2019 г. отчет по форме 2-ТП (отходы) номер DBRK6Z3A с ЭП принят и загружен в ФГИС Росприроднадзора (ПТК Госконтроль) с комментарием ОК. На основании записей Управления в личном кабинете природопользователя на момент проверки Общество считало свои обязанности по представлению Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и отчет по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее – Отчетности) исполненными надлежащим образом. При получении предписаний Управления ООО «НПК Меркурий» незамедлительно представило в Управление исправленные отчетности.
Прием покрышек отработанных от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Обществом с 2005 года, что подтверждается формами Федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы). Частично принятые отходы передавались для использования другим юридическим лицам или использовались ООО «НПК Меркурий». Оставшаяся часть размещалась (хранилась) на территории Общества. Последний раз использование отхода осуществлялось в 2010 году, передача – в 2012 году, прием – в 2017 году. Требование о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещение отходов внесено в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу с 01 января 2010 г. К этому времени на территории Общества уже хранилось 132,442 т покрышек отработанных. 10 февраля 2016 г. ООО «НПК Меркурий» письмом исх. № 108, вх. № 911 направило в Управление характеристики объектов размещения отходов, оформленные по правилам инвентаризации объектов размещения отходов, согласно приказу Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. № 49, включающие характеристики объектов размещения отходов лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных (учетный номер ОРО 1), отходы прочего оборудования, содержащего ртуть, отходы вентилей ртутных, отходы при обезвреживании ртутьсодержащих отходов, растворы, содержащие соли ртути, отработанные, при технических испытаниях и измерениях (учетный номер ОРО 2), шины пневматические автомобильные отработанные, камеры пневматических шин автомобильных отработанные, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (учетный номер ОРО 3). Приказом Росприроднадзора от 07.04.2016 г. № 168 ОРО с учетными номерами 1 и 2 включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под №№ 21-00033-Х-00168-070416 и 21-00034-Х-00168-070416 соответственно. ОРО с учетным номером 3, предназначенные для хранения шин пневматических автомобильных отработанных, камер пневматических шин автомобильных отработанных, покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных, покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, в ГРОРО не включен без объяснения причин. 20 июля 2017 г. ООО «НПК Меркурий» повторно письмом исх. № 080, вх. № направило в Управление характеристики объектов размещения отходов, оформленные по правилам инвентаризации объектов размещения отходов, согласно приказу Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. № 49, включающие характеристику объекта размещения отходов отходы резиноасбестовых изделий незагрязненные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, шины пневматические автомобильные отработанные, камеры пневматических шин автомобильных отработанные. Объект размещения отходов снова не включен в ГРОРО без объяснения причин. Согласно п. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (далее – Правила) Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 6. Правил По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов. Согласно п. 7. Правил Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами. Общество свою часть задачи по внесению в ГРОРО объектов хранения отходов выполнило: инвентаризация проведена с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Характеристики объектов размещение отходов в Управление направлены. Дальнейшее включение объектов хранения отходов в ГРОРО производится Росприроднадзором и от Общества не зависит. 29 мая 2017 г. Управление выдало Обществу лицензию № 21.0022.17 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности, согласно которой ООО «НПК Меркурий» разрешено размещение (хранение) отходов покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, шины пневматические автомобильные отработанные, камеры пневматических шин автомобильных отработанные, невзирая на не включение объекта размещения отходов в ГРОРО.
Законный представитель ООО «НПК Меркурий», извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.
Изучив жалобу, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из обжалуемого постановления следует, что в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы I-V класса опасности.
В соответствии с федеральным статистическим наблюдением по форме № 2ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов производства и потребления» за 2018 г. у ООО «НПК Меркурий» образовалось в собственном производстве 613,264 т. отходов, поступило от других организаций 658,5914 т., обработано отходов - 61,8594 т, утилизировано - 61,6284 т., обезврежено 435,2225 т., передано другим организациям для утилизации - 35,969 т., для обезвреживания 0,002 т., для захоронения - 476,17 т., наличие отходов на начало отчетного периода – 289,82496 т., наличие отходов на конец отчетного периода - 552,688 т.
При этом, согласно вышеуказанной статистической отчетности, а также отчетности образовании использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 г. обществом утилизирован:
отходы II класса опасности: источники бесперебойного питания, утратившие потребительские свойства;
отходы III класса опасности: телефоны мобильные, утраивавшие потребительские свойства;
отходы IV класса опасности: оборудование компьютерное, электронное, оптическое утратившее потребительские свойства; платы электронные компьютерные, утратившие потребительские свойства; системный блок компьютера, утративший потребительские свойства, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, утратившие потребительские свойства; проекторы, подключаемые к компьютеру, утратившие потребительские свойства; картриджи печатающих устройств с содержанием тонера мене 7 % отработанные; клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, мониторы, компьютерные жидкокристаллический и т.п.
Плановой выездной проверкой в отношении общества установлено, что оборудование необходимые для утилизации вышеуказанных отходов, у общества отсутствуют. Документы, подтверждающие факт утилизации отходов ООО «НПК Меркурий» не представлены.
Тем самым, ООО «НПК Меркурий» представило недостоверные сведения о деятельности по обращению с отходами в части утилизации отходов производства и потребления в федеральном статистическом наблюдении по форме № 2-ТП(отходы), сведения об образования, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 г и отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 г.
Кроме того, ООО «НПК Меркурий», осуществляющий деятельность по размещению (хранению)отходов I-IV классов опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбора транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV Классов опасности от 29.05.2017 № 21.002217.
При этом ООО «НПК Меркурий» разрешается осуществлять размещение отходов на 2-х объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, находящихся в производственном здании. В ходе выездной проверки установлено, что размещение отходов VI класса опасности, покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанные в количестве 189,269 т. осуществляется на открытой площадке за производственным модулем, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В подтверждение указанных фактов к материалам дела приобщены акт проверки от 06.03.2019, акт осмотра территорий, помещений от 04.03.2019, фото таблица, статистическая отчетность формы № 2-ТП, характеристика объекта размещения отходов ООО «НПК Меркурий» по результатам инвентаризации за 2016 г., 2017 г., приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.04.2016 № 168 о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Между тем, законным представителем ООО «НПК Меркурий» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении приводились доводы, об отсутствии в действиях общества состава правонарушения. Однако как видно из материалов дела, должностное лицо не проверило и не дало оценку данным доводам, не дан анализ, и оценка доказательств предоставленным обществом.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Требования статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «НПК Меркурий», подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
В связи с отменой постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган, разрешение иных доводов жалобы в настоящее время в районном суде преждевременно.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО « НПК Меркурий» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.Н. Альгешкина