Судья Богзыкова Е.В. № 7-9/2021
№12-219/2020
Р Е Ш Е Н И Е
4 февраля 2021 г. г. Элиста
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,
при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Алмаз» (далее - ООО ЧОО «Алмаз», Общество) ФИО1 на постановление заместителя начальника управления - начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Калмыкия полковника полиции ФИО2 от 25 сентября 2020 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО ЧОО «Алмаз»,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника управления - начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Калмыкия полковника полиции ФИО2 от 25 сентября 2020 г. № 357 ООО ЧОО «Алмаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Данное постановление решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. изменено в части размера назначенного ООО ЧОО «Алмаз» наказания - он снижен до 150000 руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, генеральный директор ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 просит отменить указанные акты и производство по делу прекратить. Считает, что составленный в отношении Общества протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку не содержит описания события административного правонарушения, в нем лишь указано на нарушение Обществом пунктов 147, 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 288. Обращает внимание, что пункт 147 Инструкции раскрывает понятие инвентаризации оружия и патронов, требований же о сроке проведения инвентаризации не содержит. Срок проведения инвентаризации оружия и патронов к нему установлен пунктом 148 Инструкции. Указывает, что при рассмотрении дела судьей городского суда в подтверждение факта проведения Обществом инвентаризации оружия и патронов к нему в предусмотренные приведенным нормативным актом сроки необоснованно не был принят во внимание как доказательство по делу представленный в судебное заседание акт о проведении инвентаризации по состоянию на 1 января 2020 г. Находит несостоятельным вывод, содержащийся в обжалуемых актах, о доказанности того факта, что на момент проведения административным органом проверки комната хранения оружия и патронов к нему не была подключена к пункту централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, поскольку об обратном свидетельствует заключенный Обществом и ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия договор № (данные изъяты) от 1 января 2020 г. Оснований считать, что действие этого договора было прекращено, не имеется, поскольку письмом от 23 июня 2020 г. ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия уведомило Общество о продолжении действия названного договора. Указанное свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
В дополнении к жалобе генеральный директор ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 сослался на журнал приема и передачи дежурств сотрудниками ООО ЧОО «Алмаз», детализацию телефонных звонков на пульт ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия как на доказательства, подтверждающие факт наличия договорных отношений между ООО ЧОО «Алмаз» и ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия, а также свидетельствующие об отсутствии нарушений правил хранения, учета оружия и патронов со стороны Общества. Также заявитель ходатайствовал об исследовании представленных им документов в судебном заседании и приобщении к делу в качестве доказательств.
В судебном заседании генеральный директор ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 дополнил доводы жалобы, указав, что в акте, составленном по результатам проверки административным органом, не указано – имело ли Общество разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему по состоянию на 1 января 2020 г., исходя из того, что в вину Обществу вменяется не проведение инвентаризации на эту дату. Между тем, данное обстоятельство, имеющее существенное значение, на момент составления акта и протокола об административном правонарушении административным органом выяснено не было.
Представитель Управления Росгвардии по Республике Калмыкия ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлено, что нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 22 Федерального Закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Пунктом 147 названной Инструкции установлено, что инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.
Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
В силу подпункта «а» пункта 148 Инструкции инвентаризации проводятся ежегодно (по состоянию на 1 января).
В соответствии с пунктом 169.6 Инструкции все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего письма Управления ФСБ России по Республике Калмыкия № (данные изъяты) от 25 августа 2020 г. о нарушении порядка хранения оружия и боеприпасов в комнате хранения оружия ООО ЧОО «Алмаз», а также согласно утвержденному графику проверок наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов к нему у юридических лиц с особыми уставными задачами, частных охранных организаций, а также образовательных учреждений на II полугодие 2020 г., старшим инспектором Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Калмыкия ФИО3 17 сентября 2020 г. проведена проверка соблюдения ООО ЧОО «Алмаз» требований правил хранения, учета оружия и патронов к нему.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения вышеприведенной Инструкции: не проведена инвентаризация оружия и боеприпасов по состоянию на 1 января 2020 г.; комната хранения оружия и патронов к нему ООО ЧОО «Алмаз» не подключена к пульту централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации (договор на оказание таких услуг отсутствует). Данные нарушения были отражены в составленном по результатам проверки акте и послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Факт совершения ООО ЧОО «Алмаз» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 сентября 2020 г., рапортами старшего инспектора по ОП ЦЛЛР Управления Росгвардии по Республике Калмыкия ФИО3 от 14 и 17 сентября 2020 г.; актом проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов к нему от 17 сентября 2020 г.; письменным объяснением генерального директора ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 от 17 сентября 2020 г.; разрешениями на хранение и использование оружия и патронов к нему серии (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) № (данные изъяты) от 27 марта 2017 г. и серии (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) № (данные изъяты) от 10 января 2020 г.; протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к нему от 17 сентября 2020 г.; сообщениями ФГКУ «ОВО ВНТ России по Республике Калмыкия» и ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия, показаниями свидетеля Б. – директора ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия о том, что письмом от 26 июня 2020 г. договор между ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия и ООО ЧОО «Алмаз» был расторгнут, а письмо от 23 июня 2020 г. о продолжении действия договора было выдано им по просьбе генерального директора Общества формально, в целях избежания этой организацией административной ответственности, а также другими письменными доказательствами.
Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно пришли к выводу о виновности ООО ЧОО «Алмаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о недоказанности виновности Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения несостоятелен и противоречит совокупности собранных по делу доказательств.
Так, вопреки доводу жалобы событие вмененного Обществу административного правонарушения отражено в протоколе об административном правонарушении в соответствии с обстоятельствами, установленными в ходе проведенной административным органом проверки и отраженными в составленном по ее результатам акте от 17 сентября 2020 г. Акт подписан генеральным директором ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1, копия акта последним получена. В ходе судебного разбирательства последний не отрицал, что ему, как законному представителю Общества, при составлении протокола об административном правонарушении было понятно, какие противоправные деяния инкриминируются Обществу, дал в связи с этим письменные объяснения. Следовательно, оснований считать протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу по приведенному заявителем в жалобе основанию, не имеется.
То обстоятельство, что при составлении по результатам проверки акта не был выяснен вопрос о наличии у Общества по состоянию на 1 января 2020 г. разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, на что указано в жалобе, не влияет на выводы в оспариваемых актах о виновности Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Как видно из материалов дела, в ходе его рассмотрения было установлено, что на указанную дату Общество имело такое разрешение - (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) № (данные изъяты) от 27 марта 2017 г., со сроком действия до 9 января 2020 г. Не отрицает данный факт и генеральный директор ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1
Довод генерального директора ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 о том, что Обществу не могло быть вменено нарушение пункта 147 Инструкции, поскольку данная норма лишь раскрывает понятие инвентаризации оружия и патронов к нему, несостоятелен.
Приведенным пунктом Инструкции помимо указанного предусмотрен порядок назначения председателя и членов инвентаризационной комиссии, определения сроков ее работы, представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Кроме этого, установлено, что инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Проводивший проверку старший инспектор Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Калмыкия ФИО3 в судебном заседании показал, что на момент проверки - 17 сентября 2020 г. предусмотренные пунктом 147 Инструкции документы, свидетельствующие о проведении Обществом ежегодной инвентаризации, отсутствовали, в том числе приказ руководителя юридического лица о назначении председателя и членов инвентаризационной комиссии, об определении срока работы этой комиссии и порядка представления акта инвентаризации, сличительные ведомости о проведении инвентаризации, акт инвентаризации.
Показания должностного лица административного органа согласуются с иными доказательствами по делу.
В этой связи судья городского суда обосновано не принял во внимание акт инвентаризации от 1 января 2020 г., представленный ООО ЧОО «Алмаз» в судебное заседание, на который имеется ссылка в жалобе как на доказательство невиновности Общества, и пришел к выводу о нарушении Обществом пункта 147 Инструкции.
Довод жалобы о соблюдении ООО ЧОО «Алмаз» требований пункта 169.6 Инструкции со ссылкой на наличие заключенного с ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия договора № (данные изъяты) от 1 января 2020 г. о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью охранно-тревожной сигнализации подлежит отклонению.
Так, из имеющегося в деле письма врио директора ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия Б. от 16 июня 2020 г. следует, что филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия уведомил ООО ЧОО «Алмаз» о расторжении договора № (данные изъяты) от 1 января 2020 г. в одностороннем порядке на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.2 договора с 26 июня 2020 г.
В ответе на запрос административного органа от 17 сентября 2020 г. врио директора ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия Т. указал, что 26 июня 2020 г. договор № (данные изъяты) от 1 января 2020 г., заключенный между филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия и ООО ЧОО «Алмаз», расторгнут.
Что касается письма филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия от 23 июня 2020 г. за исх. №08/366-1 за подписью директора филиала Б. о недействительности уведомления от 16 июня 2020 г. о расторжении договора от 1 января 2020 г., на которое имеется ссылка в жалобе, то оно обоснованно не принято во внимание при рассмотрении дела.
Будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, Б. показал, что указанное письмо составлено им по просьбе генерального директора ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 формально, для избежания последним административной ответственности, комната для хранения оружия и патронов к нему ООО ЧОО «Алмаз» в период с 1 января до 2 ноября 2020 г. к пульту централизованного наблюдения филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия подключена не была.
Более того, из представленных в материалы дела филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия копий листов журнала исходящей корреспонденции следует, что названное письмо с указанными датой и исходящим номером №08/366-1 в журнале не значится (л.д. 85-117).
При таких обстоятельствах представленные в судебное заседание генеральным директором ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 журнал приема и передачи дежурств сотрудниками ООО ЧОО «Алмаз», а также детализация совершенных ими телефонных звонков с номера «(данные изъяты)» о наличии договорных отношений Общества с ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Калмыкия» либо ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия не свидетельствуют.
Согласно письму врио начальника ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Калмыкия» Н. от 17 сентября 2020 г. (исх.№462/25-1300) на 2020 г. договор на охрану комнаты хранения оружия между Обществом и ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Калмыкия» не заключался.
Таким образом, материалами дела бесспорно подтверждается факт нарушений ООО ЧОО «Алмаз» требований Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в частности о проведении ежегодной инвентаризации оружия и патронов к нему (по состоянию на 1 января), выданных органами внутренних дел во временное пользование Обществу, а также о подключении комнаты хранения оружия и патронов Общества к пульту централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций, что образует состав административного правонарушения, частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.
Административное наказание ООО ЧОО «Алмаз» в виде административного штрафа 150 000 руб. назначено правильно.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
р е ш и л :
постановление заместителя начальника управления - начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Калмыкия полковника полиции ФИО2 от 25 сентября 2020 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в отношении ООО ЧОО «Алмаз» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО ЧОО «Алмаз» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Г.В. Панасенко