РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Воронеж 27 августа 2020г.
Судья Советского районного суда г. Воронежа Сушкова С.С.,
с участием старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа по доверенности – ФИО1,
рассмотрев протест военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа на постановление № 122/69/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, вынесенного 30.10.2019г. начальником 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ в отношении должностного лица - начальника строительно-монтажного участка № 6 Орловского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно- строительное управление № 7» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 122/69/2019 от 30.10.2019г. начальника 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника строительно-монтажного участка № 6 Орловского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно- строительное управление № 7» ФИО2 Копия указанного постановления поступила в Военную прокуратуру Западного военного округа 12.11.2020г. ( л.д. 18)
Военным прокурором Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа принесен протест на указанное постановление в Хорошевский районный суд г. Москвы, при этом протест был направлен с соблюдением установленного срока обжалования заказным почтовым отправлением 21.11.2019г.
Определением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 02.12.2019г. указанный протест направлен в Савеловский районный суд г. Москвы.
Определением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 03.02.2020г. указанный протест направлен в Левобережный районный суд г. Воронежа.
Определением судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 17.04.2020г. указанный протест направлен в Ленинский районный суд г. Воронежа.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 27.07.2020г. указанный протест направлен в Советский районный суд г. Воронежа.
В указанном протесте военный прокурор Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа просил отменить постановление № 122/69/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, вынесенного 30.10.2019г. начальником 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ в отношении должностного лица - начальника строительно-монтажного участка № 6 Орловского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно- строительное управление № 7» ФИО2, направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям: согласно должностной инструкции начальника строительно-монтажного участка, ФИО2 должен был обеспечить ход строительного производства, руководить мастерами, производителями работ, вести исполнительную документацию, журналы учета выполненных работ. Однако, последний совершил нарушение порядка ведения строительной документации, в связи с чем 08.10.2019 г. в отношении ФИО2 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, которое было направлено для рассмотрения в 122 отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, однако, 30.10.2019 г. начальником отдела было вынесено постановление о прекращении производства по вышеуказанному делу ввиду отсутствия состава правонарушениям. При этом административный орган ошибочно полагает, что нормы ст. 52 ГрК РФ, а так же п. 3 и 4 «РД 11-05-2007», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и ведении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» не предусмотрены диспозицией ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку осуществление государственного строительного надзора регламентируется статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству. Кроме того, лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации. В соответствии с части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства в соответствии с технологией строительства. Согласно статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 утвержден порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Исходя из подпункта «б» пункта 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специального журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специального журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. На основании статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и подпункта «б» пункта 13 Положения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 12.01.2007 (РД-11-05-2007) утвержден порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специального журналов. Согласно пункта 3 РД 11-05-2007 общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле, государственном строительном надзоре. Таким образом, нарушение требований РД-11-05-2007 свидетельствуют о ненадлежащем исполнении строительного контроля в нарушение требований части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, административным органом не обеспечено надлежащее уведомление ФИО2 о месте и времени рассмотрения об административном правонарушении.
122 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела так же был уведомлен надлежащим образом.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъяснены их права и обязанности.
Заявлений об отводе, самоотводе, ходатайств не поступило.
Оглашен протест военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа на постановление № 122/69/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа по доверенности – ФИО1 доводы протеста поддержал в полном объеме.
Изучив материалы административного дела, протест военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа, выслушав мнение старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа по доверенности – ФИО1, судья приходит к выводу о том, что протест не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела:
Согласно акта прокурорской проверки от 30.09.2019 г., при проведении 26.09.2019 г. прокурорской проверки объекта капитального строительства «<данные изъяты>» в рамках заключенного 14.05.2019г. между Министерством обороны РФ и ФГУП «ГВСУ № 7» государственного оборонного заказа государственного контракта № «На корректировку рабочей и документации и завершение строительно-монтажных работ по объекту: «<данные изъяты> выявлен ряд недостатков: в нарушение требований РД 11-05-2007, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и ведении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» в первом экземпляре общего журнала работ частично не заполнен титульный раздел, не заполнены разделы 1, 2, 4-7, во втором экземпляре общего журнала работ не заполнены титульный раздел, разделы 1, 2, 4-7 не ведутся, журнал не зарегистрирован (л.д. 81-105, 107-118).
На основании акта приема-передачи строительной площадки от 31.05.2019 последняя передана ФГУП «ГВСУ № 7». (л.д. 106)
28.03.2019 с ФИО2 заключен трудовой договор № 196, согласно которого он принят на работу в Орловский филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 7» на должность начальника строительно-монтажного участка №6.(л.д. 131-132) Пункт 2.1 трудового договора обязывает ФИО2 добросовестно исполнять свои должностные обязанности. Пунктом 7.1 установлена административная ответственность работника.
Приказом № ОРЛ00000074 от 28.03.2019 ФИО2 принят на работу в качестве руководителя Орловского филиала ФГУП «ГВСУ № 7» (л.д. 130)
Согласно должностной инструкции начальник строительно-монтажного участка обязан обеспечить ход строительного производства (пункт 4.2), руководить мастерами, производителями работ (пункт 4.5), вести исполнительную документацию, журналы учета выполненных работ (пункты 4.7 и 4.11). (л.д. 127-129)
На основании приказа руководителя Орловского филиала № 66-о/д от 01.04.2019 начальник строительно-монтажного № 6 Орловского филиала ФГУП «ГВСУ № 7» ФИО2 назначен ответственным по строительству объекта, строительному контролю, а также ведению общего и специального журналов работ. (л.д. 123)
В связи с этим военным прокурором Воронежского гарнизона 08.10.2019г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника строительно-монтажного участка № 6 Орловского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно- строительное управление № 7» ФИО2 (л.д. 75-77)
Начальником 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ 16.10.2019г. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 89-90), копии которого были направлены военному прокурору Воронежского гарнизона (л.д. 91) и ФИО2 (л.д. 92). При этом, согласно заявления ФИО2 (л.д. 142) последний был уведомлен о дате, времени рассмотрения дела 30.10.2019г. в 122 отделе государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, в связи с чем доводы военного прокурора о том, что ФИО2 не был извещен о рассмотрении дела не могут быть приняты во внимание.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, состоит в совершении действий, которые повлекли за собой нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Однако, нарушение пунктов 3 и 4 РД-11-05-2007 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N 7, разработанная на основании статьи 54 ГрК РФ, которое вменяется в вину ФИО2, не включается в объем диспозиции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, как это и отражено в обжалуемом постановлении.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производству по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановлением начальника 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ были правильно установлены все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, правильно применены нормы КоАП РФ и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств был сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП, в связи с чем оснований для удовлетворения протеста военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Протест военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа оставить без удовлетворения. Постановление № 122/69/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, вынесенное 30.10.2019г. начальником 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, в отношении должностного лица - начальника строительно-монтажного участка № 6 Орловского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно- строительное управление № 7» ФИО2, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.С.Сушкова
1версия для печатиДело № 12-219/2020 (Решение)