ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-219/2017 от 15.02.2018 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-6/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саранск 15 февраля 2018 года

Судья Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Куринова Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Козеевой А.П.,

с участием в деле лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Аркона» ФИО1, его защитника Харитоновой О.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Аркона» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2017 года конкурсный управляющий ООО «Аркона» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Согласно указанному постановлению, должностное лицо ФИО1 нарушил порядок определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. 08 августа 2017 года конкурсным управляющим ООО «Аркона» ФИО1 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Иное сообщение» размещено объявление о проведении торгов следующего содержания: «Конкурсный управляющий ООО «Аркона» (430032, <...> Октября, д.21, ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО1, член ассоциации СОУА «Меркурий», сообщает о продаже имущества должника единым лотом: дебиторская задолженность Администрации городского округа Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» - начальная цена продажи 80 000 рублей. Заявки принимаются по адресу: <...> и по эл. почте. Договор купли-продажи заключается с участником, предложившим наиболее высокую цену за лот, либо с единственным участником, подавшим заявку».

В соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях реализации имуещства ООО «Аркона», утверждённому на заседании комитета кредиторов ООО «Аркона» 27.02.2017, продажа дополнительного имущества, выявленного в ходе конкурсного производства, стоимость которого не превышает 100 000 рублей, осуществляется без проведении торгов на основании прямого договора купли-продажи с лицом, предложившим наибольшую цену, либо с лицом, подавшим заявку. Согласно выписке из отчета об определении рыночной стоимости № 07-/17 (Д) рыночная стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 80 000 рублей.

В качестве правового основания реализации дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» посредством опубликования объявления о продаже на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве как иного сообщения и заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку, организатор торгов ссылается на Положение.

Согласно пункту 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

В соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Вместе с тем, согласно локальной смете от мая 2015 года стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 2 194 805 рублей.

Руководитель УФАС по Республике Мордовия делает вывод, что с учетом норм пункта 3 статьи 111, пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве дебиторская задолженность Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» - начальная продажная цена продажи 80 000 рублей не могла быть реализована в соответствии с Положением, утвержденным Советом кредиторов «Аркона», а должна быть продана на торгах в соответствии с требованиями действующего законодательства. Конкурсным управляющим ООО «Аркона» ФИО1 при проведении торгов по продаже имущества должника единым лотом неверно определена форма проведения обязательных с соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) торгов, чем нарушены требования пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве. Ответственность за совершение вышеуказанных действий устанавливается частью 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 подал в районный суд жалобу. В обоснование жалобы указал, что считает постановление подлежащем отмене. В соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

По мнению административного органа, согласно локальной смете от мая 2015 года, стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 2 194 805 рублей. На основании данной мотивировки административный орган делает вывод, что с учетом норм пункта 3 статьи 111, пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве, дебиторская задолженность Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» - начальная продажная цена не могла быть реализована в соответствии с Положением, утвержденным Советом кредиторов ООО «Аркона» и должна быть продана в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С данными выводами он не согласен.

В соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве конкурсным управляющим ООО «Аркона» было разработано Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «Аркона», которое было утверждено на заседании комитета кредиторов ООО «Аркона» 27 февраля 2017 года, по условиям которого продажа дополнительного имущества, выявленного в ходе конкурсного производства, стоимость которого не привышает 100 000 рублей, осуществляется без проведения торгов на основании прямого договора купли-продажи с лицом предложившим наибольшую цену, либо с лицом, подавшим заявку. Объявление о продаже имущества размещается на сайте ЕФРСБ, как иное сообщение. Срок продажи имущества – 10 дней.

Согласно выписке из отчета об определении рыночной стоимости № 07-8/17 (Д) рыночная стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 80 000 рублей.

Таким образом, действия конкурсного управляющего ООО «Аркона» по продаже дебиторской задолженности должника, осуществлялись в рамках действующего законодательства о банкротстве.

Более того, до настоящего времени, ни Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «Аркона», утвержденное на собрание комитета кредиторов ОООО «Аркона» 27 февраля 2017 года, ни Отчет об оценке № 07-08/17 (Д) не оспорены заинтересованными лицами.

Выводы административного органа о том, что стоимость дебиторской задолженности в размере 2 194 805 рублей обозначена в локальной смете от мая 2015 года, также являются неверными, поскольку балансовую стоимость дебиторской задолженности определить на основании сметы, которая является предварительным документом, невозможно. Поэтому, не имея никаких первичных документов, в которых бы отражалась балансовая стоимость данной дебиторской задолженности, необходимо было проведение независимой оценки рыночной стоимости данной задолженности.

Кроме того, реализация прав требования ООО «Аркона», в отношении которого открыто конкурсное производства, путем проведения открытых торгов в электронной форме привело бы к неосновательному затягиванию процедуры банкротства, увеличению текущих расходов на ее проведение, в результате чего будут ущемлены интересы конкурсных кредиторов.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Харитонова О.И. доводы жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в жалобе, просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Допрошенная при рассмотрении дела на предыдущем судебном заседании в качестве свидетеля С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия суду показала, что считает, что конкурсный управляющий ООО «Аркона» ФИО1 законно привлечен к административной ответственности, поскольку им при поведении торгов по продаже имущества должника неверно определена форма проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

Частью 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.29 и 7.32.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как установлено при рассмотрении дела, постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2017 года конкурсный управляющий ООО «Аркона» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Исходя из указанного постановления следует, что 08 августа 2017 года конкурсным управляющим ООО «Аркона» ФИО1 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Иное сообщение» размещено объявление о проведении торгов следующего содержания: «Конкурсный управляющий ООО «Аркона» (430032, <...> Октября, д.21, ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО1, член ассоциации СОУА «Меркурий», сообщает о продаже имущества должника единым лотом: дебиторская задолженность Администрации городского округа Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» - начальная цена продажи 80 000 рублей. Заявки принимаются по адресу: <...> и по эл. почте. Договор купли-продажи заключается с участником, предложившим наиболее высокую цену за лот, либо с единственным участником, подавшим заявку.

Однако с учетом норм пункта 3 статьи 111, пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве дебиторская задолженность Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» - начальная продажная цена продажи 80 000 рублей не могла быть реализована в соответствии с Положением, утвержденным Советом кредиторов «Аркона», а должна быть продана на торгах в соответствии с требованиями действующего законодательства. Конкурсным управляющим ООО «Аркона» ФИО1 при проведении торгов по продаже имущества должника единым лотом неверно определена форма проведения обязательных с соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) торгов, чем нарушены требования пункта 3 статьи 111 закона о банкротстве.

Однако с данным постановлением административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно пункту 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

В соответствии с частью 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве, в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника.

В соответствии с пунктом 5 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее ста тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Таким образом, отчуждение имущества, в том числе имущественных прав, должника путем заключения прямого договора купли-продажи без проведения торгов является исключительным способом пополнения конкурсной массы, который используется лишь при наличии совокупности условий: если балансовая стоимость продаваемого актива составляет менее 100 000 рублей и такой способ продажи санкционирован решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Как установлено при рассмотрении дела, конкурсным управляющим ООО «Аркона» было разработано Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «Аркона», которое было утверждено на заседании комитета кредиторов ООО «Аркона» 27 февраля 2017 года, по условиям которого продажа дополнительного имущества, выявленного в ходе конкурсного производства, стоимость которого не превышает 100 000 рублей, осуществляется без проведения торгов на основании прямого договора купли-продажи с лицом, предложившим наибольшую цену, либо с лицом, подавшим заявку. Объявление о продаже имущества размещается на сайте ЕФРСБ, как иное сообщение.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости № 07-8/17 (Д) рыночная стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 80 000 рублей.

Таким образом, рыночная стоимость дебиторской задолженности согласно оценочному отчету составляет 80 000 рублей, в связи с чем, в силу пункта 5 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" названное имущество отчуждено конкурсным управляющим должником без проведения торгов в соответствии с согласованным кредиторами Положением о порядке, сроках и условиях продажи требования должника.

В силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетом указанных обстоятельств, судья считает, что в данном случае в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации, поскольку при проведении торгов по продаже имущества должника единым лотом форма проведения обязательных с соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) торгов определена была верно, с учетом положения пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве.

При этом судья считает, что определить размер балансовый стоимости дебиторской задолженности на основании утвержденной сметы от мая 2015 года, согласно которой стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск у лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» составляет 2 194 805 руб., и на которую в подтверждение вины конкурсного управляющего ФИО1 в совершении административного правонарушения ссылается административный орган, невозможно.

Смета (расчет, калькуляция издержек), представляет собой комплект документов в составе предпроектной или проектно-сметной документации по стройке, предназначенных для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных этапах определения размера капитальных вложений, подготовки подрядных торгов или для переговоров с подрядчиком, расчет (смета, калькуляция издержек) подрядчика – комплекс документов предназначенных для обеспечения подрядчиком своих предложений по свободной (договорной цене на строительную продукцию (Письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 "О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений").

Таким образом, смета представляет собой документ, содержащий предварительную оценки и по смете невозможно определить балансовую стоимость дебиторской задолженности.

Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В материалах дела об административном правонарушении не содержится доказательств в подтверждение действительной балансовой стоимости дебиторской задолженности, а именно первичных бухгалтерских документов, в которых бы отражалась действительная балансовая стоимость дебиторской задолженности.

В отсутствие иного, отчет об определении рыночной стоимости № 07-8/17 (Д), которым определена рыночная стоимость дебиторской задолженности Администрации г.о.Саранск в лице Казенного учреждения г.о.Саранск «Городская недвижимость» перед ООО «Аркона» подтверждает правомерность действий конкурного управляющего ООО «Аркона» на проведение торгов на основании прямого договора купли-продажи в соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве, а не электронных торгов.

Стоимость имущества может определяться на основании корректировки балансовой стоимости исходя из анализа достоверности первичных учетных документов, в качестве которых могут выступать отчеты об оценке, выполненные оценщиками, внутренние документы об оценке.

Доказательств несоответствия действительности либо занижения рыночной стоимости дебиторской задолженности, определенной оценщиком, в материалах дела не имеется.

Более того, до настоящего времени, ни Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «Аркона», утвержденное на собрание комитета кредиторов ОООО «Аркона» 27 февраля 2017 года, ни Отчет об оценке № 07-08/17 (Д) не оспорены заинтересованными лицами.

Статья 1.5 КоАП Российской Федерации предусматривает презумпцию невиновности, а именно, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное исключает наличие в действиях конкурсного управляющего ООО «Аркона» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе его вины в содеянном.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, подлежит отмене, поскольку в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно статье 26.11 КоАП Российской Федерации, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП Российской Федерации, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2017 года о привлечении конкурсного управляющего «Аркона» ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.32.4 КоАП Российской Федерации, в отношении конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Аркона» ФИО1, – прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации.

На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Л.Ю.Куринова