ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-219/2021 от 09.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-219/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 09 сентября 2021 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Борисова О.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Чертулиной Е.С., защитника Жуковой С.А., представителя службы государственного финансового контроля Ивановской области по доверенности Коробейниковой О.В., рассмотрев жалобу защитника Чертулиной Е.С. на постановление заместителя начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В. от 26 июля 2021г. №03-12-135/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В. №03-12-135/2021 от 26 июля 2021 г. начальник управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иваново Чертулина Елена Сергеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно постановлению Чертулина Е.С., замещающая должность начальника Управления осуществляет организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции в Управлении, наделена полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение, в установленный в предписании от 08.10.2019 (до 15.01.2021 включительно) срок не исполнила требования предписания от 08.10.2019, тем самым, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.20 ст.19.5 КоАП РФ. По результатам проверенного контрольного мероприятия службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее- Служба) в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 5.1, 5.4 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п (далее - Порядок № 567-п), в адрес Управления направлено предписание от 08.10.2019 № 05-01/01-18-11 (далее – предписание от 08.10.2019) с требованием в срок до 01.03.2020 принять меры по возмещению причиненного ущерба Ивановской области в сумме 20 412 219,82 руб. По результатам контроля за соблюдением сроков исполнения предписания от 08.10.2019 установлено, что требование об устранении нарушения, указанного в предписании от 08.10.2019, путем возмещения средств в размере 20 412 219,82 рублей в доход областного бюджета в срок до 15.01.2021 (включительно) Управлением не исполнено. 16.03.2021 Управлением за пределами срока, установленного для исполнения предписания от 08.10.2019, направлено письмо от 16.03.2021 №8-03-01-15-344 в адрес финансово-казначейского управления Администрации г.Иваново с просьбой предусмотреть в бюджете города Иванова на 2021 год финансирование в сумме 20 412 219,82 рублей в целях исполнения предписания от 08.10.2019.

Чертулиной Е.С. указанное постановление обжаловано в Ленинский районный суд г.Иваново. Согласно доводам жалобы, несмотря на то, что срок исполнения Предписания к моменту возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Чертулиной Е.С. истек (до 01.03.2020), а нового срока его исполнения Управлению не устанавливалось, ею принимались все возможные меры к исполнению Предписания. Управление является муниципальным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Иванова на основании бюджетной сметы, которое не предусматривает наличие «свободных денег», а суммы, выделенные в рамках соглашений о выделении субвенций на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот исполнены (частично возвращены), она не имела возможности самостоятельно и немедленно обеспечить исполнение Предписания в связи с отсутствием у Управления указанной суммы. Поскольку бюджет города Иванова сформирован с предельным дефицитом, осуществить оплату суммы, указанной в Предписании, в полном объеме единовременно не представлялось возможным. Оплата суммы ущерба, указанной в Предписании, была произведена 10 платежами в период с 13.05.2021 по 10.06.2021. Определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2019 действие Предписания было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу. В дальнейшем участвующими в деле лицами ходатайства об отмене обеспечительной меры не заявлялось и не рассматривалось. Принятый судебный акт об отказе в удовлетворении иска на отмену мер по обеспечению иска также не указал. Новый срок исполнения Предписания не был установлен. Указанный в определении № 03-12-135/2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования способ расчета срока не соответствует содержанию самого Предписания, не основан на порядке исчисления сроков, предусмотренном ст.190 ГК РФ, является произвольным. Таким образом, Чертулиной Е.С. были совершены все действия, направленные на скорейшее исполнение Предписания, в том числе до возбуждения дела об административном правонарушении (08.06.2021), и ее вина в несвоевременном его исполнении отсутствует. Просит постановление Службы государственного финансового контроля Ивановской области отменить, производство по делу прекратить либо применить предусмотренное ст.2.9 КоАП РФ правило о малозначительности деяния.

В судебном заседании Чертулиной Е.С. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Отводов и ходатайств не заявлено. Чертулина Е.С. просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что в 2018 году сложилась ситуация, когда стоимость жилья в муниципалитетех Ивановской области фактически различалась, Управление не могло не закупать жилье для детей-сирот, и закупало с превышением. По предложению Администрации города Иваново была пересмотрена Методика определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области, введен корректирующий коэффициент. Уплатить одновременно сумму, превышающую 20 000 000 рублей, Управление не могло.

Защитнику Жуковой С.А. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлено. Защитник доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, указала, что срок для исполнения предписания не был определен, Службой он установлен произвольно. Чертулиной Е.С. Предписание исполнено, а также приняты меры для внесения изменений в Закон Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" и "Методику определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области".

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Коробейникова О.В., которой разъяснены ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, пояснила, что считает вынесенное постановление законным о обоснованным, учитывая, что судебный акт по делу № А17-11149/2019 вступил в законную силу 12.11.2020, принимая во внимание определение Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2019 о приостановлении действия Предписания Службы до вступления в законную силу судебного акта по делу № А17-11149/2019 в период с 13.11.2020 возобновлено действие Предписания, признанного законным. Поскольку в последующем постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 16.03.2021 указанное постановление Второго арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения, Определением Верховного суда Российской Федерации от№ 301-ЭС21-8142 в передаче кассационных жалоб Управления и Администрации города Иванова для рассмотрения в судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации отказано, обязанность по выполнению Предписания Службы должна быть исполнена Управлением в срок до 15.01.2021 (включительно) (в период с 08.12.2019 по 27.12.2019 и с 13.11.2020 по 15.01.2021). Единственным основанием для возможного изменения срока исполнения предписания является однократное продление срока исполнения предписания в порядке, установленном пунктом 3.2 статьи 270.2 БК РФ (в редакции от 26.07.2019), пунктом 19 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095. Учитывая, что проверка в Управлении проведена в период с 02.08.2019 по 23.08.2019, правовые основания для продления срока исполнения предписания у Службы отсутствовали. Иных положений, предусматривающих возможность установления нового срока исполнения предписания законодательством не предусмотрено. Таким образом, с учетом приостановления на основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству Управления определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2019 по делу № А17 - 11149/2019 действия оспариваемого предписания до вступления в законную силу судебного акта по делу № А17 - 11149/2019, окончание срока исполнения предписания приходится на 15.01.2021 (включительно).

По результатам контроля за соблюдением сроков исполнения предписания от 08.10.2019 установлено, что требование об устранении нарушения, указанного в предписании от 08.10.2019, путем возмещения средств в размере 20 412 219,82 рублей в доход областного бюджета в срок до 15.01.2021 (включительно) Управлением не исполнено. Документов, подтверждающих исполнение Управлением предписания от 08.10.2019, в адрес Службы не представлено, денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба Ивановской области до 15.01.2021 (включительно) не поступали.

Меры по исполнению Предписания Службы (направление в адрес финансово-казначейского управления Администрации города Иванова письма от 16.03.2021 № 8-03-01-15-344 в целях исполнения предписания предусмотреть в бюджете города Иванова на 2021 год финансирование) начали приниматься Чертулиной Е.С. 16.03.2021, то есть после истечения установленного срока. Чертулина Е.С., обладая с 12.11.2020 информацией о вступлении 12.11.2020 в законную силу постановления Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А17-11149/2019, имела необходимое время (до 15.01.2021 включительно) для принятия своевременных мер по исполнению Предписания Службы о возмещении незаконно использованных Управлением средств областного бюджета в размере 20412219,82 рублей, которые были возмещены в областной бюджет только 10.06.2021.

Состав правонарушения, квалифицируемого по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по устранению нарушений бюджетного законодательства, т.е. в данном случае действия лица направлены против порядка государственного управления. Деяние Чертулиной Е.С., выразившиеся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля признаков малозначительности не содержит, поэтому оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Ч.20 ст.19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Чертулина Е.С. в соответствии с распоряжением Администрации города Иванова от 08.07.2019 № 167-рл, срочным трудовым договором, замещает должность начальника управления жилищной политики и ипотечного кредитования.

Проверкой, проведенной службой государственного финансового контроля Ивановской области, установлено, что в нарушение п. 3 ст. 86 БК РФ, п. 4 ст. 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановскойобласти», соглашения от 22.03.2018 № 83 междуДепартаментом социальной защиты населения Ивановской области иАдминистрацией города Иванова о предоставлении субвенции бюджетумуниципального образования Ивановской области на осуществлениепереданных государственных полномочий по однократному обеспечениюдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской счет средств, предоставленных из областного бюджетам городских округов и муниципальных области» Управлением за счет средств, предоставленных из областного бюджета в виде субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретены в 2018 году жилые помещения по стоимости, превышающей норматив стоимости 1 кв.м., учтенный в методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, являющейся приложением к Закону №7-ОЗ, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 19 948 860,60 рублей. В нарушении п. 3 ст. 86 БК РФ, п. 4 ст. 8.1 Закона 7-03, соглашения от 28.02.2019 № 53 между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией города Иванова о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий пооднократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамкахреализации государственной программы Ивановской области «Социальнаяподдержка граждан в Ивановской области» Управлением за счет средств,предоставленных из областного бюджета в виде субвенции, приобретено в 2019 году жилое помещение по стоимости, превышающей норматив стоимости 1 кв.м., учтенный в Методике №7-ОЗ, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 463 359,22 рублей.

Для устранения выявленных нарушений Службой в адрес Управления направлено предписание от 08.10.2019 с требованием в срок до 01.03.2020 принять меры по возмещению причиненного ущерба Ивановской области в сумме 20 412 219,82 руб. По результатам контроля за соблюдением сроков исполнения предписания от 08.10.2019 установлено, что требование об устранении нарушения, указанного в предписании от 08.10.2019, путем возмещения средств в размере 20 412 219,82 рублей в доход областного бюджета в срок до 15.01.2021 (включительно) Управлением не исполнено.

Факт совершения Чертулиной Е.С. административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06.07.2021 № 03-12-135/2021; копией предписания Службы от 08.Г0.2019 № 05-01/01-18-11; копией справки - уведомления об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 30.04.2021 № 10-802-У; копиями платежных поручений: от 13.05.2021 № 341, от 14.05.2021 № 342, от 18.05.2021 № 360, от 20.05.2021 № 362, от 27.05.2021 № 368, от 09.06.2021 № 428, от 10.06.2021 №№ 446, 447, 448, 449 на общую сумму 20 412 219,82 рублей; копиями писем Управления об исполнении предписания : от 16.03.2021 №8-03-01-15-344, от 26.03.2021 №8-03-01-15-423, от 11.06.2021 №8-03-17-766; копиями определения Арбитражного суда Ивановской области от 08.10.2019 делу № А17-11149/2019, решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-11149/2019, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу № А17-11149/2019; выпиской из акта выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижение показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами за 2018 год, истекший период 2019 года в управлении жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова от 27.08.2019; копией положения об управлении жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 01.11.2006 №266; копиями распоряжения администрации города Иванова от 08.07.2019 № 167-рл «О Чертулиной Е.С.», трудового договора от 08.07.2019 № 26с, заключенного с Чертулиной Е.С. по должности начальник управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова с 08.07.2019; копией должностной инструкции начальника управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова, утвержденной Главой города Иванова Шарыповым В.И. 08.07.2019; копией табеля учета рабочего времени Управления за январь 2021 года; показаниями свидетеля Коробейниковой О.В.

Законность вынесенного Службой предписания, не оспоренная заявителем, подтверждена судебными актами, вынесенными по результатам его обжалования: Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу № А17-11149/2019, которым решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2020 о признании Предписания недействительным было отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления о признании недействительным Предписания; Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.03.2021, которым постановление Второго арбитражного апелляционного суда 12.11.2020 оставлено без изменения; Определением судьи Верховного суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г. от 15.06.2021 № 301-ЭС21-8142, которым в передаче кассационных жалоб Управления и Администрации города Иванова для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Довод жалобы о принятии Чертулиной Е.С. всех возможных мер к исполнению Предписания является несостоятельным и опровергается материалами дела об административном правонарушении, согласно которым Управление инициировало установление бюджетного финансирования исполнения Предписания только 16.03.2021, то есть спустя несколько месяцев после вступления в законную силу Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020. Соответственно, предписание, в силу длительности процедуры внесения изменений в бюджет г.Иваново, было фактически исполнено только 10.06.2021 года. С учетом длительности неисполнения предписания, а также изначально установленного достаточного срока для его исполнения принятые меры нельзя считать исчерпывающими и своевременными.

Довод жалобы о произвольном установлении Службой срока исполнения предписания после его обжалования является несостоятельным, поскольку указанный в определении № 03-12-135/2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования срок по 15.01.2021 основывался на известных Чертулиной Е.С. как лицу, участвующему в деле, судебных актах от 27.12.2019 года о приостановлении срока исполнения предписания и от 12.11.2020 года об отказе в удовлетворении заявления о признании предписания недействительным. Обязанность дополнительного информирования Чертулиной Е.С. о сроке исполнения предписания на Службу не возложена.

Совершенное Чертулиной Е.С. правонарушение не может быть признано малозначительным в связи с невозвращением в результате его совершения, в установленный срок, денежных средств в бюджет Ивановской области в размере 20412218, 82 рублей, то есть существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное наказание назначено Чертулиной Е.С. обжалуемым постановлением в пределах санкции ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, личности Чертулиной Е.С., принятых ею мер по исполнению предписания, положений КоАП РФ, регламентирующих смягчающие обстоятельства. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере и является справедливым.

Постановление о назначении Чертулиной Е.С. административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Процессуальных нарушений при производстве по административному правонарушению и вынесении постановления не усматривается. Оснований для отмены либо изменения постановления заместителя начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В. от 26 июля 2021г. №03-12-135/2021 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В. от 26 июля 2021г. №03-12-135/2021, которым начальнику управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иваново Чертулиной Елене Сергеевне за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Чертулиной Е.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Борисова