Судья Бондаренко И.В.
Производство № 12-219/2021 № 21-62/2022
Дело (УИД) № 60RS0001-01-2021-005319-32
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2022 года город Псков
Судья Псковского областного суда Качнов Д.Ю.,
при секретаре Мингуловой О.Н.,
с участием законного представителя юридического лица ФИО1, защитника Васильева В.Н.,
представителя административного органа – ГУ МЧС России по Псковской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОНД и ПР по г.Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 на решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 августа 2021 года, постановленное по жалобе ООО «Микрорайон № 7+» на постановление главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Микрорайон № 7+»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 от 13 апреля 2021 года № 56 ООО «Микрорайон №7+» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 августа 2021 года удовлетворена жалоба директора ООО «Микрорайон № 7+» ФИО1 Указанное постановление должностного лица о привлечении Общества к административной ответственности отменено. Производство по настоящему делу в отношении ООО «Микрорайон № 7+» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, на данное решение судьи начальник ОНД и ПР по г. Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 ставит вопрос о его отмене, как вынесенного без достаточных на то законных оснований.
Указывает на то, что в ходе проведения в период с 14 по 18 февраля 2020 года внеплановой выездной проверка в отношении ООО «Микрорайон № 7+» по адресу: <...>, был выявлен ряд нарушений требований законодательства, что зафиксировано в акте от 18 февраля 2020 года № 33, а именно, при площади технического (подвального) этажа многоквартирного жилого дома более 300 кв.м. отсутствует второй выход, обособленный от выходов из здания и ведущий непосредственно наружу, что является нарушением статей 4, 6, 53, 89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 1.7*, 4.3, 6.9*, 6.21* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7, пунктов 1.3, 4.2.9 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, пунктов 3.3.5, 7.2.13 СП 54.13330.2016 и пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390. Обществу выдано предписание от 18 февраля 2020 года № 33/1/1, обязывающее устранить указанные нарушения в срок до 1 сентября 2020 года.
Тем самым Общество обоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление было вынесено в связи с выявленным нарушением требований пожарной безопасности при проведении внеплановой выездной проверки исполнения указанного выше предписания государственного пожарного надзора по городу Пскову от 18 февраля 2020 года, что подтверждается распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22 марта 2021 года № 86, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 7 апреля 2021 года № 86. Оснований для прекращения производства по делу не имелось.
В судебном заседании представитель административного органа ФИО2 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Законный представитель ООО «Микрорайон № 7+» ФИО1 и защитник Васильев В.Н. полагали жалобу необоснованной, ссылаясь на то, что отмененное постановление по делу об административном правонарушении было вынесено фактически по обстоятельствам, выявленным в ходе проведения органом пожарного надзора проверки в феврале 2020 года. Иных обстоятельств не устанавливалось. За не исполнение выданного предписания предусмотрена иная ответственность, а именно, по статье 19.5 КоАП РФ. Просили оставить оспариваемое решение судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Из представленных материалов дела усматривается, что ООО «Микрорайон № 7+» постановлением главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 от 13 апреля 2021 года № 56 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии второго обособленного выхода наружу из здания (подвального помещения) многоквартирного дома по адресу: <...>, при площади такого технического помещения (подвального этажа) многоквартирного жилого дома более 300 м2 , что является нарушением требования Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статей 4, 6, 53, 89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 1.7*, 4.3, 6.9*, 6.21* СНиП 21-01-97*, пунктов 1.3, 4.2.11 СП 1.13130.2020, пунктов 3.3.5, 7.2.13 СП 54.13330.2016, пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ.
Судья городского суда, принимая 30 августа 2021 года решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Микрорайон № 7+» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пришёл к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, представляет собой крупнопанельный жилой дом первой массовой серии 1-464, построенный в 1965 году. В соответствии со сведениями технического паспорта на данный жилой дом от 6 октября 1989 года подвальное помещение дома представляло собой единое общее пространство, имеющее сквозной проход между торцевыми стенами дома, в каждой из которых имелось по одному наружному выходу на улицу. Межведомственной комиссией, созданной распоряжением администрации города Пскова от 06.06.1996 № 1296-р, после обследования данного жилого дома было принято решение о возможном переоборудовании подвала для клубной работы в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке. Соответствующий акт был подписан, в том числе представителями Госсанэпиднадзора и Государственной противопожарной службы. В период с 1998 года по 1999 год в соответствии с проектом перепланировки, согласованным, в том числе с органом пожарного надзора города Пскова, участок подвала многоквартирного дома общей площадью 59,8 м2, включающий часть подвального помещения с обособленным выходом наружу, был переоборудован в изолированное самостоятельное помещение, которое впоследствии было передано в аренду, сохраняющую своё действие до настоящего времени.
Тем самым конструктивные и объемно-планировочные изменения в подвальном помещении многоквартирного дома были произведены до 18 февраля 2020 года, то есть до момента выявления нарушений требований пожарной безопасности, которые к тому же до этого момента органом государственного пожарного надзора не фиксировались, а переоборудование подвала признавалось законным. Доказательства того, что данное изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений подвала связано с виновными действиями ООО «Микрорайон № 7+», в материалах дела отсутствуют. Возможность устранения нарушений пожарного законодательства, ввиду чего непринятие ООО «Микрорайон № 7+» мер к обустройству дополнительного выхода из подвала дома, не установлена, что свидетельствует об отсутствии вины непосредственно указанного лица в нарушении норм пожарной безопасности.
Вместе с этим в материалах настоящего дела имеется постановление главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 от 18 февраля 2020 года № 9, которым ООО «Микрорайон № 7+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения (т.1 л.д. 73-76).
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 12 мая 2020 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т.1 л.д. 121-122).
Решением судьи Псковского областного суда от 3 августа 2020 года указанное решение судьи Псковского городского суда от 12 мая 2020 года было отменено, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение (т.1 л.д. 179-186).
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 14 сентября 2020 года постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору от 18 февраля 2020 года оставлено без изменения (т.1 л.д. 205-209).
Решением судьи Псковского областного суда от 30 ноября 2020 года удовлетворена жалоба руководителя ООО «Микрорайон № 7+» ФИО1 Постановление главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области от 18 февраля 2020 года ФИО3 и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 14 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Микрорайон № 7+», отменены. Производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ (т.2 л.д.27-36).
Прекращая производство по делу, судья областного суда пришёл к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Микрорайон № 7+» от 18 февраля 2020 года.
При этом Обществу вменялись те же самые нарушения требований пожарной безопасности, что и при составлении протокола об административном правонарушении от 7 апреля 2021 года № 86 и вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 13 апреля 2021 года № 56, а именно, отсутствие второго эвакуационного выхода, обособленного от выходов из здания и ведущего непосредственно наружу, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, при площади технического (подвального) этажа более 300 м2, что было выявлено в ходе внеплановой проверки соблюдения норм пожарной безопасности, проведенной государственным инспектором ОНД и ПР по г. Пскову ФИО4 в период с 14 по 18 февраля 2020 года.
Таким образом, в материалах настоящего дела имеется вступившее в законную силу решение суда о прекращении производства по делу о том же самом административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении этого же самого юридического лица – ООО «Микрорайон № 7+».
В силу положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу в отношении ООО «Микрорайон № 7+» подлежит прекращению именно по указанному выше основанию.
Факт составления протокола об административном правонарушении 7 апреля 2021 года на фактические обстоятельства дела не влияет, так как составлен исходя из тех же самых обстоятельств (противоправного бездействия), что протокол об административном правонарушении от 18 февраля 2020 года.
Как следует из доводов самой жалобы, 7 апреля 2021 года проводилась проверка исполнения предписания государственного пожарного надзора по городу Пскову от 18 февраля 2020 года № 33/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных именно в период с 14 по 18 февраля 2020 года.
При этом не исполнение законного предписания влечёт иную ответственность, чем та, что вменена в настоящем деле ООО «Микрорайон № 7+».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 частью 1 пунктом 3, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 августа 2021 года по жалобе на постановление главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Микрорайон № 7+» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Микрорайон № 7+» прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: (подпись) Д.Ю. Качнов