ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-219/2021 от 31.03.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

79RS0002-01-2021-001895-76

Дело № 12-219/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Хроленок Т.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление командира ДПС ГИБДД МОМВД России «Биробиджанский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

Постановлением командира ДПС ГИБДД МОМВД России «Биробиджанский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указал, что проходить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства нужно в обязательном порядке, если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации, либо перевозит пассажира кроме водителя, при этом требования распространяются, в том числе, на легковые автомобили только при коммерческих перевозках. ДД.ММ.ГГГГ он ехал один на служебном легковом автомобиле для прохождения технического контроля.

Лицо, привлечённое к административной ответственности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ после прохождения ежедневного предрейсового медицинского осмотра ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, он двигался в сторону <адрес> для прохождения ежедневного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, когда в районе <адрес> произошло ДТП с его участием. Он дождался сотрудников ГИБДД, после заполнения необходимых документов, с места ДТП он уехал ДД.ММ.ГГГГ и продолжил движение на <адрес>, где прошел технический осмотр и с отметкой в путевом листе вернулся в суд. Оборотная сторона путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ заполнялась позже и там указаны маршруты не соответствующие действительности.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановление получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статья 24.1 КоАП РФ определяет задачи производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом на основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств в виде наложения административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 20 от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 2 данной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В силу пункта 156 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 в путевом листе указывается дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 234-О, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Основанием привлечения ФИО1 послужило выявленное ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в районе <адрес> то обстоятельство, что ФИО1 управлял транспортным средством марки «Тойота Лэнд Крузер Прадо», государственный регистрационный знак по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ без прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства в нарушение ст. 20 ФЗ 196, п. 7 Приказа Минтранса.

Вместе с тем, с выводом административного органа нельзя согласиться.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является работником суда Еврейской автономной области, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ и действует в соответствии с Должностной инструкцией водителя автомобиля, утвержденной председателем суда Еврейской автономной области ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3 которой водителю автомобиля вменяется производить проверку технического состояния и прием транспортного средства перед выездом на линию.

Согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Контракт), заключенному между судом <адрес> (Заказчиком) и ИП ФИО4 (Исполнителем), последняя обязуется осуществлять ежедневный предрейсовый технический осмотр служебных автомобилей Заказчика на предмет его соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств, указанных в Приложении к Контракту.

В Приложении к Контракту от ДД.ММ.ГГГГ одним из автомобилей подлежащих техническому осмотру указано транспортное средство марки «Тойота Лэнд Крузер Прадо», государственный регистрационный знак , который приказом от ДД.ММ.ГГГГ закреплен за водителем ФИО1

В соответствии с пунктом 8 Технического задания (Приложение к Контракту) местом оказания услуги является: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, по месту нахождения производственных площадей Исполнителя.

Согласно информации ИП ФИО4ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство марки <данные изъяты>», государственный регистрационный знак в соответствии с Государственным контрактом ДД.ММ.ГГГГ прошло ежедневный предрейсовый технический осмотр по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>. Режим работы Исполнителя с 09:00 до 18:00.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что работает в суде <адрес> в должности администратора суда. В связи с тем, что в штате суда Еврейской автономной области отсутствует должность механика и в здании суда отсутствует помещение, оснащенное для проведения технического осмотра транспортных средств, услуги по осуществлению ежедневного предрейсового технического осмотра оказывает сторонняя организация – ИП ФИО4 в рамках Государственного контракта . Водитель ФИО1 до начала осуществления поездок по заданию работодателя проходит ежедневным медицинский осмотр на <адрес>, затем едет на прохождение ежедневного технического осмотра автомобиля на <адрес>.

В судебном заседании инспектор ДПС ОГИБДД МОМВД России «Биробиджанский» ФИО6, допрошенный в качестве свидетеля показал, что ДД.ММ.ГГГГ в районе ДД.ММ.ГГГГ он прибыл на место ДТП, произошедшего в районе <адрес> с участием автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак При проверке документов установил, что данный автомобиль служебный и в путевом листе отсутствует отметка о прохождении ежедневного предрейсового технического контроля. При визуальном осмотре транспортного средства установил, что пассажиров в автомобиле не было, груз не видел.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ водитель ФИО1 не осуществлял перевозку пассажиров и грузов, управляя транспортным средством марки <данные изъяты>», государственный регистрационный знак а двигался для прохождения ежедневного предрейсового контроля технического состояния автомобиля по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.

Данное обстоятельство, подтверждается также информацией суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, ФИО1 вменяется управление автомобилем по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ без прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, являются перевозчики, то есть лица, непосредственно организующее и осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Учитывая, что в данном случае ФИО1 не является перевозчиком - лицом, непосредственно осуществляющим перевозку пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом суда Еврейской автономной области, действия заявителя не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене обжалуемого постановления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление ДПС ГИБДД МОМВД России «Биробиджанский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Постановление командира ДПС ГИБДД МОМВД России «Биробиджанский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.В. Хроленок