ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-219/2022 от 27.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№12-219/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза 27 мая 2022 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Турчак А.А., рассмотрев в порядке главы 30 КоАП РФ жалобу Министра здравоохранения Пензенской области Никишина Александра Викторовича на постановление начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Пензенской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. от 21 марта 2022 года Министерство здравоохранения Пензенской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В жалобе представитель Министерства здравоохранения Пензенской области Данные изъяты просит вышеуказанное постановление отменить, оспаривая его законность, поскольку в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения.

Указывает, что решением Мокшанского районного суда Пензенской области по делу Данные изъяты от 27 декабря 2021 года Министерство обязали обеспечить Данные изъяты лекарственным препаратом «Данные изъяты» в количестве курса до отмены данного препарата. Решение было обращено к незамедлительному исполнению. С целью обеспечения Данные изъяты лекарственным препаратом «Данные изъяты в соответствии с решением суда Министерством в адрес 8 фармацевтических организаций 19 января 2022 года направлены письма о предоставлении коммерческих предложений. Из 6 организаций получены ответы об отсутствии препарата.

Пунктом 7 ст. 52.1 Федерального закона от 12.04.2010 №61 «Об обращении лекарственных средств» установлены особенности ввода в гражданский оборот иммунобиологических лекарственных препаратов. Сведения о партиях, сериях и датах ввода лекарственных препаратов в гражданский оборот формируются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) посредством автоматизированной информационной системы (АИС), расположенной по адресу https://roszdravnadzor.gov.ru/services/tumover.

Согласно данным АИС, последняя партия препарата «Данные изъяты», ввезенная на территорию Российской Федерации, датирована 16 февраля 2019 года. Учитывая, что срок годности препарата, согласно инструкции по медицинскому применению, составляет 36 месяцев, отсутствие информации о ввозе его на территорию РФ, а также отсутствие предложений от поставщиков, осуществить его закупку не представляется возможным. Из-за отсутствия препарата «Данные изъяты» на фармацевтическом рынке, а также отказа Данные изъяты. от госпитализации ребенка в Данные изъяты для лечения и подбора альтернативной схемы лечения на время отсутствия препарата «Данные изъяты», было принято решение о проведении телемедицинской консультации с указанной клиникой, для чего 1 февраля 2022 года и 2 февраля 2022 года у Данные изъяты взяты биологические материалы для проведения полного иммунологического обследования в рамках контракта, заключенного для данных целей ГБУЗ «Мокшанская районная больница» с ООО «Научно-производственная Фирма «Данные изъяты». 2 февраля 2022 года по заявке ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» от 28 января 2022 года проведена предварительная телемедицинская консультация специалистами РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова и рекомендовано дообследование пациента (МРТ, анализ мочи, крови), продолжение заместительной терапии внутривенными иммуноглобулинами по переносимости в условиях стационара («Данные изъяты») и повторная консультация по результатам исследований. ГБУЗ «Мокшанская районная больница» (далее - Мокшанская РБ) незамедлительно осуществлён запрос коммерческих предложений на поставку препарата «Данные изъяты». В результате от представительства Данные изъяты в России получена информация о нахождении данного препарата на территории Российской Федерации в ограниченном доступе. О сроках поступления в продажу и вводе в гражданский оборот будет сообщено дополнительно. Результаты обследования Данные изъяты получены 9 февраля 2022 года и направлены в ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» для осуществления запроса в РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова о проведения повторной телемедицинской консультации по результатам проведённого обследования. Анализ определения ГАГи в моче курьером был направлен в г. Москва и находится в работе. Дата исполнения - до 1 марта 2022 года.

17 февраля 2022 года состоялся сеанс телемедицинской консультации с РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова по вопросу назначения заместительной терапии иммуноглобулином и дальнейшей тактики ведения больного. В связи с отсутствием результатов МРТ, от которого мама ребёнка Данные изъяты отказалась, отсутствия анализа определения Данные изъяты в моче, рекомендации РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова от 17 февраля 2022 года идентичны рекомендациям от 2 февраля 2022 года.

В связи с отсутствием препаратов иммуноглобулинов под торговыми наименованиями «Данные изъяты» и «Данные изъяты» и с согласия мамы на применение препарата иммуноглобулина под торговым наименованием «Данные изъяты раствор для Данные изъяты 1 мг 20 мл Министерством 17 февраля 2022 года в адрес 7 фармацевтических организаций направлены письма о предоставлении коммерческих предложений. Из 4 организаций получены ответы об отсутствии препарата.

Кроме того, Министерством и Мокшанской РБ в сети интернет была найдена организация (г. Москва), имеющая возможность поставить вышеуказанный препарат. Мокшанская РБ в адрес руководителя организации направила запрос о предоставлении ценовой информации и проект контракта. По информации, полученной от организации, она осуществляет реализацию вышеуказанного препарата благотворительным фондам и частным лицам.

21 февраля 2022 года Министерством в адрес 6 благотворительных фондов направлены соответствующие письма. Получено предварительное согласие на приобретение препарата Данные изъяты» в количестве 6 упаковок от благотворительного фонда «Российский детский фонд». 21 февраля 2022 года в адрес 30 фармацевтических организаций направлены письма о предоставлении коммерческих предложений на поставку препаратов Данные изъяты» и «Данные изъяты», ответы на которые пока не получены.

С согласия Данные изъяты ребенку 22 февраля 2022 года проведено МРТ исследование, планируется повторная телемедицинская консультация с РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, подготовлено письмо в адрес директора Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России Данные изъяты об оказании содействия в приобретении препаратов Данные изъяты и «Данные изъяты».

Таким образом, Министерством принимаются все необходимые меры по возможному обеспечению Данные изъяты рекомендованными Данные изъяты. Сведения о проведенных мероприятиях направлялись Министерством в адрес службы судебных приставов, доказательства, подтверждающие все указанные мероприятия, имеются в материалах исполнительного производства. Длительность неисполнения решения суда обусловлена отсутствием вышеуказанного препарата в Российской Федерации и длительностью закупочных процедур, обусловленных действующим законодательством.

Следовательно, в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по административному делу.

На основании изложенного, просит суд постановление начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. от 21 марта 2022 года отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Министерства здравоохранения Пензенской области Воеводин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался в установленном законом порядке.

Заместитель Начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Колчина О.В. в судебном заседании полагала оспариваемое постановление по делу законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А., исследовав и оценив представленные материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы представителя Министра здравоохранения Пензенской области Воеводина А.А. не усматриваю, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

С учетом вышеприведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

На основании ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу п. 5 ч. 14 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.

Как следует из материалов дела, решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 27 декабря 2021 года по гражданскому делу №Данные изъяты на Министерство здравоохранения Пензенской области возложена обязанность обеспечить Данные изъятыДанные изъяты года рождения, лекарственным препаратом Данные изъяты по торговому наименованию «Данные изъяты» в количестве курса лечения («Данные изъяты - 10%, 150 мл внутривенно), установленного в соответствии с медицинскими показаниями, до отмены применения данного препарата. Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

На основании данного решения судом выдан исполнительный лист ФС №027586722, в соответствии с которым 18 января 2022 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Пензы возбуждено исполнительное производство №3893/22/58048-ИП. В п. 2 постановления указано, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течение суток с момента получения должником копии постановления. Копия постановления получена представителем Министерства Воеводиным А.А. 19 января 2022 года. В соответствии с п. 3 постановления при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в рок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Также в постановлении разъяснена ответственность, предусмотренная ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

В связи с неисполнением Министерством здравоохранения Пензенской области решения суда, 24 февраля 2022 года Начальником Ленинского РО СП УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. вынесено постановление о привлечении Министерством здравоохранения Пензенской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Основанием для привлечения к ответственности послужило, что 10.02.2022 руководителю Министерства здравоохранения Пензенской области было вручено требование №58048 от 10.02.2022г. в срок до 18.02.2022 года исполнить решение суда, однако законные требования судебного пристава-исполнителя должником Министерством здравоохранения Пензенской области не исполнены в указанный срок, а именно: Министерство здравоохранения Пензенской области не обеспечило Данные изъяты, Данные изъяты года рождения, лекарственным препаратом Данные изъяты по торговому наименованию "Данные изъяты" в количестве курса лечения («Данные изъяты» - 10%, 150 мл. внутривенно), установленного в соответствии с медицинскими показаниями, до отмены применения данного препарата.

Как следует из представленных материалов, 18 февраля 2022 года представителю Министерства вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 24 февраля 2022 года, явке к судебному приставу-исполнителю к 10 час. 00 мин. 24 февраля 2022 года и представления документов, подтверждающих исполнение требования.

21 февраля 2022 года в отношении Министерства здравоохранения Пензенской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Рассмотрение протокола назначено на 24 февраля 2022 года.

В ответ на требование 24 февраля 2022 года Министерством в адрес службы судебных приставов направлено сообщение с указанием предпринятых мер по возможному обеспечению Данные изъяты рекомендованными иммуноглобулинами.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 февраля 2022 года Министерство здравоохранения Пензенской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

24 февраля 2022 года представителю должника вручено требование, согласно которому необходимо в срок до 11 марта 2022 года исполнить требование исполнительного документа и представить судебному приставу документы, подтверждающие его исполнение.

Требование в установленный срок Министерством исполнено не было.

Неисполнение Министерством здравоохранения Пензенской области содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, послужило основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и дальнейшего привлечения Министерства к административной ответственности согласно названной норме.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина Минздрава Пензенской области в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: копией решения Мокшанского районного суда Пензенской области от 27 декабря 2021 года по гражданскому делу №2-488/2021; копией протокола об административном правонарушении от 21.02.2022 по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от 24.02.2019, копией протокола от 21.03.2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П). Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие, либо бездействие лица, за которое законодательством установлена административная ответственность, при этом должно быть наличие причинной связи между действием, бездействием лица и наступившими последствиями.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.

Исследовав и оценив представленные доказательства, установив факт нарушения Министерством здравоохранения Пензенской области требований законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении без уважительных причин требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, начальник Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисова С.А. обоснованно признала Министерство виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, дала его действиям (бездействию) верную юридическую квалификацию.

Назначенное Минздраву Пензенской области административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела Министром здравоохранения Пензенской области в жалобе не оспариваются, вопросов о признании доказательств недопустимыми в ней не ставится.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

Изложенные в жалобе доводы о том, что длительность неисполнения решения суда вызвана объективными причинами, связанными с отсутствием необходимого лекарственного препарата в Российской Федерации и длительностью закупочных процедур, суд не может принять во внимание, поскольку заявителем не представлено доказательств того, что Министерством предприняты достаточные и исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного акта.

Кроме того, достоверно зная о невозможности своевременного исполнения решения суда, подлежащего немедленному исполнению, Министерство здравоохранения Пензенской области имело право обратиться в суд, постановивший решение, с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения, либо с заявлением об изменении способа и порядка его исполнения, однако заблаговременно с таким заявлением не обратилось.

Таким образом, правовых оснований для неисполнения требования исполнительного документа, выданного на основании решения Мокшанского районного суда Пензенской области от 27 декабря 2021 года, судом не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Пензенской области не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Ленинского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Пурисовой С.А. от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Пензенской области оставить без изменения, жалобу Министра здравоохранения Пензенской области - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Турчак