ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/11 от 06.09.2011 Увельского районного суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

«06» сентября 2011 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

судьи Сердюковой С.С.,

с участием прокурора Компелецкого В.В.

при секретаре Лейба Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Директора Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» Лапаева ФИО1 на постановление № 231-2011 Государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр, специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО3 от «01» июля 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, решения Заместителя Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, Заместителя Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 по жалобе на указанное постановление от «01» августа 2011 г.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № 231-2011 Государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр, специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО3 от «01» июля 2011 г. Директор Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Заместителя Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, Заместителя Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 от «01» августа 2011 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Директор Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 просит указанные акты отменить, указывая на то, что в рассматриваемом случае имело место совершение действий в состоянии крайней необходимости. В данной должности он работает с «07» марта 2011 г., с этого времени им принимались меры по получению лицензии. Лицензия не была оформлена своевременно из-за длительных сроков оформления документов на землепользование. Его действия были направлены на обеспечение жителей <адрес> Увельского района Челябинской области холодной водой и теплом. Приостановление подачи холодной воды привело бы к нарушению прав жителей поселка, как потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В судебном заседании Директор Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 поддержал жалобу, дополнительно указал, что в должности Директора МУП «Кичигинское ЖКХ» он работает с «07» марта 2011 г. Длительная процедура оформления документов на земельный участок не позволила своевременно получить лицензию на право пользования недрами. В настоящее время договор аренды земельного участка оформлен. Теперь необходимо получить заключение Роспотребнадзора о возможности использования подземных вод по целевому назначению и о наличии или возможности организации зоны строго режима санитарной зоны. Вода из указанных скважин используется, в том числе для питьевого водоснабжения населения Кичигинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области. После получения заключения Роспотребнадзора, полный пакет документов необходимо будет представить в Комитет по природопользованию для получения лицензии. Несмотря на отсутствие лицензии соответствующий налог за 1 и 2 кварталы 2011 г. МУП «Кичигинское ЖКХ» уплачен. Документы на получение лицензии он начал оформлять в апреле-мае 2011 <адрес> он не имел возможности заняться данным вопросом, так как его первостепенной задачей было обеспечение населения Кичигинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области теплом и водой. Других источников водоснабжения на территории п. Нагорный Увельского муниципального района Челябинской области нет. Решение Заместителя Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 от «01» августа 2011 г. по жалобе на постановление от «01» июля 2011 г. было получено им по почте «05» августа 2011 г.

Прокурор полагал, что основания для удовлетворения жалобы Директора Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 отсутствуют, пояснил, что в июне 2011 г. прокуратурой Увельского района Челябинской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования МУП «Кичигинское ЖКХ». В ходе проверки установлено, что Постановлением № 492 администрации Увельского муниципального района Челябинской области от «10» июня 2010 г. в пользования данного юридического лица было передано муниципальное имущество, в том числе артезианская скважина по адресу: <...> и скважина буровая по адресу: <...>. Вода использовалась МУП «Кичигинское ЖКХ» для водоснабжения <адрес> Увельского района Челябинской области. Скважины МУП «Кичигинское ЖКХ» эксплуатировало в отсутствие лицензии на право недропользования, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По результатам проверки прокурором Увельского района Челябинской области было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Директора МУП «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 С момента передачи скважин МУП «Кичигинское ЖКХ» до вынесения указанного постановления прошел год. ФИО5 работал в должности Директора МУП «Кичигинское ЖКХ» с «19» августа 2010 г., в связи с нарушением процедуры назначения на указанную должность, был переназначен «07» марта 2011 г.

Свидетель ФИО2 пояснила, что она работает ведущим специалистом-экспертом Управления Росприроднадзора по Челябинской области. В Управление Росприроднадзора по Челябинской области поступило постановление прокурора Увельского района Челябинской области о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Директора МУП «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 ФИО5 был извещен о месте и времени рассмотрения дела. «01» июля 2011 г. дело было рассмотрено и вынесено постановление о назначении Директору МУП «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей. ФИО5 на данное постановление была подана жалоба. Решением Заместителя Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 от «01» августа 2011 г. жалоба ФИО5 была оставлена без удовлетворения. При назначении наказания должностным лицом было принято во внимание, в частности, то обстоятельство, что ФИО5 работает в должности Директора МУП «Кичигинское ЖКХ» с «07» марта 2011 г. Наличие крайней необходимости в данном случае должностные лица не усмотрели.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ «физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 «предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами».

Если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществлялась юридическим лицом без указанного разрешения, то такая деятельность должна рассматриваться как незаконная (п. 5 письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.01.93 г. № С-13-ЛП-19ВЯ-21 «Об отдельных разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ по практике применения законодательства при разрешении споров»).

Порядок получения лицензии регламентирован Положением «О порядке лицензирования пользования недрами», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. № 3314.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» утвержден Приказом Министерства природных ресурсов РФ» от 29.11.2004 г. № 710.

Согласно п. 3 указанного порядка «для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заявитель подготавливает заявку, которая должна содержать: 1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе; 2) данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии; 3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая; 4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, включая: сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр; 5) информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе: данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр; сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами. К заявке должны быть приложены дополнительные сведения, которые в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения должны содержать: целевое назначение использования подземных вод; обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития; требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений; паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения; наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны; наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами; современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр. Кроме того, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения».

Государственным инспектором отдела геологического контроля и охраны недр, специалистом-экспертом Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО3, Заместителем Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, Заместителем Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 установлено, что с «10» июня 2010 г. артезианская скважина по адресу: <...> и скважина буровая по адресу: <...> используются Муниципальным унитарным предприятием «Кичигинское ЖКХ» для водоснабжения населения без специального разрешения (лицензии).

Вина директора Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, анализ которых содержится в оспариваемых актах, в числе указанных доказательств объяснения ФИО5, материалы административного производства.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодека РФ об административных правонарушениях - пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Состав указанного административного правонарушения – формальный, ответственность наступает с момента осуществления специальной деятельности с нарушением требований законодательства безотносительно к последствиям действий (бездействия).

Согласно п. 6.1 Устава Муниципального унитарного предприятия «Кичигинкое ЖКХ» непосредственное управление предприятием осуществляет директор.

Директором Муниципального унитарного предприятия «Кичигинкое ЖКХ» назначен ФИО5

Использование скважин возглавляемым ФИО5 предприятием до настоящего времени осуществляется без соответствующей лицензии. Достоверных доказательств, подтверждающих то, что ФИО5 предпринял все зависящие от него меры для своевременного получения лицензии, в судебном заседании добыто не было.

Действия ФИО5 по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы правильно.

Доводы жалобы о том, что в рассматриваемом случае имело место совершение действий в состоянии крайней необходимости, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Принимая во внимание то, что вода из указанных скважин, использовалась МУП «Кичигинское ЖКХ», в том числе для питьевого водоснабжения населения Кичигинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в отсутствие лицензии на право пользования недрами и документов, необходимых для ее получения, в частности, в отсутствие заключения Роспотребнадзора о возможности использования подземных вод по целевому назначению и о наличии или возможности организации зоны строгого режима санитарной зоны с учетом требований к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений, суд не усматривает оснований сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае имело место совершение действий в состоянии крайней необходимости.

Оснований для прекращения производства по делу нет.

Наказание, назначенное ФИО5 по виду и размеру в полной мере отвечает тяжести содеянного, смягчающим вину обстоятельствам является справедливым, соразмерным содеянному.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление № 231-2011 Государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр, специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО3 от «01» июля 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, решение Заместителя Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, Заместителя Начальника Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 по жалобе на указанное постановление от «01» августа 2011 г. оставить без изменения, жалобу Директора Муниципального унитарного предприятия «Кичигинское ЖКХ» ФИО5 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: