ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/18 от 05.02.2018 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Мировой судья Оленин И.Г. Дело № 12-21/18

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Николаева Н.Д.,

при секретаре Галиуллиной С.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, руководителя ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» ФИО1 - Саркисова Ю.Л., должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 - Саркисова Юрия Левоновича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 27 ноября 2017 года руководитель ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. 00 коп.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1 – Саркисов Ю.Л. обжаловал его в Заволжский районный суд г. Ульяновска. В жалобе защитник руководителя ликвидационной комиссии просит постановление мирового судьи отменить, прекратить производство по делу, считая постановление необоснованным по следующим основаниям. ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России 02.03.2017 предоставило в ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска СЗВ-М за февраль 2017 года, содержащую все исчерпывающие и необходимые сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. При этом, форма была заполнена с соблюдением всех предъявляемых к ней требованиям в соответствующем модуле программы 1С-Предприятие. О том, что отчетность не была принята, ФГУП «31 Арсенал» узнало только 17.03.2017 при получении извещения Пенсионного фонда, в этот же день форма была отправлена повторно, причем являлась аналогичной ранее представленной. В материалах дела не усматривается, какое, по мнению Пенсионного фонда, имеется расхождение в формате передачи данных, в чем конкретно выражено несоответствие и отличие формата переданной формы СЗВ-М за февраль 2017 года от 02.03.2017 от установленного формата. Судом при вынесении оспариваемого постановления также не указано, в чем конкретно выражено нарушение переданной формы СЗВ-М за февраль 2017 года от 02.03.2017. Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, форма СЗВ-М за февраль 2017 года была направлена в ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска своевременно, содержала все предусмотренные п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения, была заполнена в соответствии с действующей формой, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п и передана в действующем формате, утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 10776п, что однозначно исключает сам факт совершения административного правонарушения и правомерность привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы истек срок привлечения лица к административной ответственности.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, заместитель начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска ФИО7 в судебном заседании полагала принятое мировым судьей постановление законным. Представила возражения на жалобу, где указала, что СЗВ-М представляет собой форму отчета, в которой отражают информацию о застрахованных лицах, которые работают на нанимателя либо сотрудничают с ним. Специалист, занимающийся заполнением отчета по форме СЗВ-М и его отправкой, должен не только правильно ввести все реквизиты – ИНН, СНИЛС, отчетный период, имена застрахованных лиц и т.д., но и проверить корректность: - написания имени файла с отчетом; формата файла. При несоблюдении требований к оформлению программа выдает ошибку. Одна из них - правильное название файла, электронный документ с отчетом должен иметь определенное расширение, под словом формат или расширение следует понимать определенную комбинацию латинских букв, которые идут в конце имени файла. Отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2017 года поступила из ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в надлежащем формате и принята ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска только 17.03.2017. Первичная форма, поступившая 02.03.2017, не была принята программным комплексом в связи с несоответствием направленной формы формату, утвержденному Правлением ПФР от 07.12.2016 № 1077р. О невозможности открыть направленную в адрес Пенсионного фонда форму отправителю было сообщено 03.03.2017 путем направления отправителю протокола проверки файла. Протокол проверки файла был открыт получателем только 17.03.2017, и в этот же день была сформирована и получена Управлением отчетность по установленной форме. В случае, если бы ФГУП «31 Арсенал» контролировал принятие отчета, то имел возможность представить исправленный отчет в установленный законом срок. Необоснованны и доводы жалобы относительно истечения срока привлечения лица к административной ответственности. Полагает принятое мировым судьей постановление законным, оснований для его отмены не имеется. Дополнила, что после изменения требований к форме отчетности, предоставляемой ФГУП «31 Арсенал» МО РФ была своевременно и в надлежащем формате представлена отчетность за январь 2017 года, претензий у контролирующего органа не имелось. Электронный документооборот с использованием средств криптографической защиты информации, предназначен для информационного обмена между работодателем и территориальным органом ПФР через Удостоверяющие центры. Услуги страхователю ФГУП «31 Арсенал» оказывает аккредитованный Удостоверяющий центр ЗАО «Калуга Астрал», с которым у организации заключен договор, который обладает необходимыми сведениями о предоставлении отчетности организацией. Даже в случае сбоя в программном обеспечении, страхователь был своевременно проинформирован о предоставлении отчета в некорректной форме, Полагает, что страхователем просто не обновлен формат предоставления необходимых сведений, что и послужило их несвоевременному поступлению в органы Пенсионного фонда.

Защитник руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 – Саркисов Ю.Л. в судебном заседании просил постановление мирового судьи отменить по доводам жалобы, дополнил, что техническое обслуживание комплексов, через которые организацией направляются отчеты в Пенсионный фонд, осуществляется ООО «БалансСофт», являющимся обладателем лицензионного соглашения на программные продукты на территории Ульяновской области. 02.03.2017 работником ФГУП «31 Арсенал» МО РФ была подготовлена и направлена в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2017, при этом, отчетность в автоматическом режиме формируется программным комплексом, на корректность работы которого работники юридического лица повлиять не могут, таким образом, организация исполнила возложенную на нее обязанность по предоставлению отчетности. Доказательств того, что протокол проверки, направленный в адрес юридического лица поступил в день его направления, а именно, 03.03.2017, в материалы дела не представлены, тогда как согласно скриншоту программного комплекса был получен страхователем только 17.03.2017, что послужило основанием для повторного направления отчета. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях руководителя ликвидационной комиссии состава административного правонарушения.

Выслушав должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО7, защитника руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 – Саркисова Ю.Л., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд пришел к следующему.

Статьёй 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

За совершение этого правонарушения для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении ФИО1 является председателем ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Учитывая изложенное именно председатель ликвидационной комиссии обязан осуществлять руководство текущей деятельностью общества, в том числе представлять сведения в ПФ РФ. На него возложены распорядительные и административно-хозяйственные функции, он в силу закона является должностным лицом и должен нести ответственность за нарушение требований действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 этой же статьи, – в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения в отношении работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-М.

Таким образом, сведения о застрахованных лицах, представляемые в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации юридического лица по форме СЗВ-М, являются сведениями об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно обжалуемому постановлению мирового судьи, руководителем ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 не были представлены в установленный законом срок сведения в отношении работающих на предприятии застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года. Установленный законом срок представления этой отчетности – до 15 марта 2017 года. Фактически УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области данные сведения получены 17 марта 2017 года, таким образом, по мнению мирового судьи, руководителем ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» МО РФ допущено непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, то есть совершено правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, выражается в бездействии, поскольку представляет собой неисполнение должностным лицом обязанности по представлению в установленный законодательством РФ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фона РФ оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персоницицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Установлено, что первичная форма СЗВ-М за февраль 2017 года была направлена из ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа в 11.49 час. 02.03.2017 и получена адресатом в 16.52 час. 02.03.2017.

03.03.2017 в 14.09 час. программным комплексом ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, работающим в автоматическом режиме, в адрес ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска в электронном виде отправлен протокол проверки с уведомлением о непринятии СЗВ-М за февраль 2017 года в связи с ошибкой: «форма СЗВ-М заполнена в соответствии с недействительным форматом, следует использовать формат, утверждённый распоряжением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077р».

17.03.2017 в 09.58 час. указанный протокол проверки был получен ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, о чем свидетельствует отметка в скриншоте программного комплекса в графе «Время получения», и в тот же день в 10.49 час. в адрес ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи была направлена вторичная форма СЗВ-М за февраль 2017 года, которая 17.03.2017 в 10.54 час. была получена и в 15.12 час. принята ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска. При этом, доказательств, что протокол проверки с указанием на наличие недостатков в формате отчетности юридическим лицом был получен ранее 17.03.2017 должностным лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении, представлено не было.

В ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи установлено, что 05.10.2016 между ООО «БалансСофт» (Лицензиатор) и ФГУП «31 Арсенал» (Пользователь) заключен сублицензионный договор № 1275, согласно которому Лицензиатов предоставляет Пользователю неисключительные права на программный продукт (согласно лицензионным карточкам – 1С: Зарплата и Управление Персоналом 8. Базовая версия. 1С: Бухгалтерия 8 Проф.), определенный в лицензионном соглашении (право на распространение, воспроизведение, использование).

Согласно ответа на запрос суда ООО «БалансСофт» от 06.01.2018 ООО «БалансСофт» не оказывает каких-либо услуг, связанных со сбоями в работе, за исключением предоставления возможности обновления программного продукта по средствам сети интернет, которое ФГУП «31 Арсенал» МО РФ осуществляет самостоятельно, а ООО «БалансСофт» не отвечает за корректность или некорректность обновления. Услуги по устранению некорректной работы программного продукта оказывает ИП ФИО8 Одновременно сообщают, что им известно о том, что в марте 2017 года был зафиксирован сбой программного продукта, в том числе по формированию СЗВ-М, что возможно вызвало поступление отчетов в УПФ РФ в ненадлежащем формате.

Из ответа на запрос суда ИП ФИО8 от 15.01.2018 установлено, что между ИП ФИО8 (Исполнитель) и ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) был заключен договор на сопровождение № 27 от 31.01.2017. В соответствии с п. 1.1. вышеуказанного договора исполнитель принял на себя обязанности по осуществлению сопровождения программы 1С: Бухгалтерия 8 ПРОФ и 1С: Зарплата и Управление Персоналом 8. Базовая версия.

В соответствии с вызовом (заявкой) от 02.03.2017 обнаружен дефект программы, связанный с формами отчетности. Кроме того, в марте 2017 года обнаружено повреждение базы Программы 1С: Бухгалтерия 8 ПРОФ и 1С: Зарплата и Управление Персоналом 8, данные которой не удалось полностью восстановить.

Таим образом, 02.03.2017 был зафиксирован сбой программы 1С, установленной в ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, что могло послужить не своевременному и в ненадлежащей форме поступлению отчетности в Пенсионный фонд России.

Кроме того, сообщает, что хоть оператор (пользователь программы. Бухгалтер) и производит подготовку отчетности, но формат и его корректность, формируется исключительно программой 1С. При этом, оператор программы может и не знать о неправильно сформированной отчетности, что вызвано техническими недостатками самой программы (представлены договор на сопровождение от 31.01.2017 и заявка (вызов) от 02.03.2017).

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно Постановления Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)" сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) предоставляются в утвержденном формате страхователями в электронном виде.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, порядок предоставление отчетности в электроном виде с использованием соответствующих программных комплексов, суд приходит к выводу о том, что страхователем ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года были направлены в Управление Пенсионного фонда своевременно, а именно, 02.03.2017, однако, учитывая наличие сбоя в работе программного обеспечения, посредством которого данная отчетность формируется и направляется в органы Пенсионного фонда, факт которого нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, была предоставлена в ненадлежащем формате.

При этом, согласно сообщения ИП ФИО8, который выполняет обязанности по осуществлению сопровождения использования программного продукта, пользователь программы может и не знать о неправильно сформированной отчетности, так как формат и корректность отчетности формируется исключительно программным комплексом.

Кроме того, после получения от Управления Пенсионного фонда протокола контроля, а именно, 17.03.2017, юридическим лицом были своевременно приняты меры к направлению формы отчетности в надлежащем формате. При этом. действующим законодательством сроки проверки предоставленной в Пенсионный фонд отчетности не регламентированы, что послужило основанием для ожидания оператора программы протокола проверки отчета вплоть до 17.03.2017.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях руководителя ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» министерства обороны РФ состава вменяемого административного правонарушения, поскольку его вина в поступлении 02.03.2017 формы отчетности в ненадлежащем формате отсутствует, поскольку техническое обеспечение предоставления отчетности в электронном виде осуществляется программными продуктами, на корректность работы которых пользователь программы повлиять не может. Тогда как после обнаружения ошибки в формате предоставленного отчета, им были приняты своевременные меры по устранению первичного несоответствия.

При этом, доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что организацией не был своевременно обновлен формат предоставляемого отчета опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями о предоставлении отчетности в новом формате за отчетный период – январь 2017 года, предшествующий спорному. Необоснованны и доводы должностного лица о несвоевременном ознакомлении работников ФГУП «31 Арсенал» МО РФ с протоколом проверки, так как своего подтверждения он в ходе судебного разбирательства не нашел по указанным выше основаниям.

Доводы защитника должностного лица об истечении срока привлечения руководителя ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России ФИО1 к административной ответственности за совершенное правонарушение не основаны на законе, поскольку срок давности его привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения в силу положений ст. 4.5 КоАП РФ истекает только 15.03.2018.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, обжалуемое постановление подлежит отмене за отсутствием состава административного правонарушения, а производство по данному делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 - Саркисова Юрия Левоновича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 27 ноября 2017 года о привлечении к административной ответственности руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 по ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения

Судья Н.Д. Николаева