ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/18 от 27.04.2018 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Судья Железноводского городского суда Ставропольского края Саматов М.И.,

при секретаре судебного заседания Григоревской А.Ю.,

с участием:

представителей общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица, общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья»,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 от 11 января 2018 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ст.7.4 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» ФИО4 подана жалоба, в которой общество просит постановление признать незаконным и отменить.

Доводы жалобы мотивированы тем, что с указанным постановлением Общество несогласно, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

По правилам части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении от 27.12.2017г. составлен в отсутствии представителя ООО "ЦРИЗ". В протоколе указано, что 07.12.2017г. уведомлением № 655 представитель ООО "ЦРИЗ" был надлежащим образом извещен, однако, о проведении административного расследования вплоть до 10.01.2018г. ООО "ЦРИЗ" извещено не было, доверенностей для представления интересов ООО "ЦРИЗ" при составлении протокола по делу об административном правонарушении не выдавалось. В силу требований закона, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и др. При этом заявитель, ознакомившись со спорным Постановлением, не обнаружил в нем даже упоминания об объяснении и документах, направленных 11.01.2018 г. на имя (и по его просьбе) старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 на указанную им электронную почту: voda-rpn@yandex.ru. О чем ему было доподлинно известно. Оценка представленного объяснения и приложенных копий документов инспектором ФИО3 не дана. Считают, что предоставленные ООО "ЦРИЗ" документы всесторонне, полно и объективно не исследованы инспектором ФИО3 При не установлении указанных обстоятельств и отсутствии в материалах дела указанных сведений, выводы о виновности ООО «ЦРИЗ» являются преждевременными, основанными на предположениях и на неполном установлении и исследовании всех обстоятельств по делу. Между тем, данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного и объективного рассмотрения дела.

В предоставленном ООО "ЦРИЗ" объяснении, подтверждается информация, изложенная в Протоколе № 17-1506/Ф/677/1, что ООО "ЦРИЗ" действительно было получено разрешение на строительство от 24.06.2011г, но указано, в отличие от Протокола, что только как продолжение ранее выданных разрешений от 2001г. и 2008г., предыдущим собственникам объекта.

ООО «ЦРИЗ» является собственником незавершенных строительством объектов недвижимого имущества, которые были переданы ему в качестве вклада в уставный капитал учредителями ООО «ЦРИЗ» (предыдущими собственниками). ООО «ЦРИЗ» зарегистрировало право собственности 20.05.2011г. (Протокол № 1 Учредительного собрания ООО "Центр реабилитации и здоровья" от 24.03.2011г. и свидетельства о праве собственности прилагаются). Указанные объекты расположены на земельном участке, специально отведенном для такой постройки, имеется вся проектная документация, проведена государственная экспертиза этой проектной документации на соответствие требованиям нормативных документов и результатам инженерных изысканий. Постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Строительство объектов было начато еще в 2001г. предыдущим собственником. Самостоятельной застройки или реконструкции объектов, располагающихся на арендуемом участке ООО "ПРИЗ" никогда не вело. Производились лишь текущие работы по сохранению здания от разрушения с целью недопущения его обрушения и/или его уменьшения стоимости в рамках уставного капитала, которые сами по себе не являются ни застройкой участка ни реконструкцией зданий. Каких - либо сведений, кроме указанного разрешения на строительство, о том, что ООО «ЦРИЗ» действительно осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых в Постановлении о назначении административного наказания не представлено. С учетом указанных обстоятельств ООО "ЦРИЗ" не имело возможности обратиться в адрес Департамента по недропользованию с заявлением о выдаче заключения до начала строительства, так как получило в собственность незавершенный строительством объект, самостоятельно предстоящей застройки территории или реконструкции существующих объектов ООО "ЦРИЗ" не вело. Поскольку объект незавершенного строительства, являясь недвижимым имуществом, расположен на том же месте с марта 2011 года, то Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по СКФО пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.

То есть, в Протоколе об административном правонарушении /Ф/677/1 от 27.12.2017т и Постановлении по делу об административном правонарушении /Ф/677/3 от 01.11.2018г. не указано время и дата совершения административного правонарушения. Материалы дела об административном правонарушении не позволяют получить сведения о дате и времени совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах полагают, что постановление по делу об административном правонарушении от 11.01.2018г. не может быть признано законным и подлежит отмене.

В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» на доводах жалобы настаивали, просили жалобу удовлетворить.

Представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явился.

Рассмотрев материалы административного дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья», суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами, за которое предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рейдового осмотра земельных участков в границах кадастрового района 26:31 на территории <адрес> края» с целью проверки соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, сотрудниками Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводился рейдовый осмотр земельных участков в границах кадастрового района 26:31 на территории <адрес> края. В ходе проведения рейдового осмотра ДД.ММ.ГГГГ в 10 ч. 50 мин, в границах города - курорта Железноводск Ставропольского, по <адрес>, обнаружен объект капитального строительства на участке с координатами угловых точек:

1.44° 8’12.33? СШ 43° 1’23.95" ВД;

2.44° 8"11.48" СШ 43° 1?22.57" ВД;

3.44° 8"13.37" СШ 43° 1?20.60" ВД;

4.44° 8"15.36" СШ 43° 1?20.76" ВД;

5.44° 8’15.11" СШ 43° 1?21.87" ВД;

На указанном участке находится объект капитального строительства. При визуальном осмотре установлено, что территория, на которой расположен указанный объект, огорожена забором, на территории находится объект капитального строительства высотой 6 этажей из бетона, металла, и кирпича.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты данный участок имеет категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения, по документу – для строительства и размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

Так же согласно публичной кадастровой карте участок расположен в границах зон горно-санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск.

Таким образом, факты размещения объектов капитального строительства в границах зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск, являются признаками нарушения требований «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт, строительства капитальной постройки расположенной на площади залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений является признаком нарушения ст. 23 Федерального Закона «О недрах» № 2395-1-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, получения дополнительных сведений возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.9 КРФ об АП и проведено административное расследование (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ/АР/597/1).

В ходе проведения административного расследования установлено, что правообладателем земельного участка (договор переуступки права аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ), с кадастровым номером расположенного по адресу: Ставропольский кра, <адрес>, является ООО «Центр реабилитации и здоровья».

Согласно данным предоставленным Администрацией города Железноводск строительство многоэтажных зданий капитального строительства, на земельном участке с кадастровым номером 26:31:010307:37, ведет юридическое лицо ООО «Центр реабилитации и здоровья». Застройщику было выдано разрешение на строительство №RU26303000-32 от ДД.ММ.ГГГГ что так же подтверждается выпиской ФГБУ «ФКП Росреестра» из ЕГРН об объекте недвижимости. По информации предоставленной Ставропольским филиалом ФБУ «ТФГИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ, данный участок (кадастровый ) осуществляемой застройки расположенный по адресу: <адрес>, полностью находится на территории нераспределенного фонда недр в пределах 2 зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск, в границах которого расположено Железноводское месторождение минеральных вод.

Так же согласно письма Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр реабилитации и здоровья» в Кавказнедра не обращалось и не получало заключение об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а так же размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, юридическое лицо ООО «Центр реабилитации и здоровья» ведет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Согласно ст. 25 Федерального Закона «О недрах» № 2395-1 - ФЗ от 21.02.1992 застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании - протоколом об административном правонарушении от 27 декабря 2017 года.

Объектом правонарушения является государственная собственность на недра. Предметом правонарушения является порядок застройки площади залегания полезных ископаемых, под которой понимается территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения. Такое разрешение может быть выдано только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых, охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного извлечения полезных ископаемых, а также обеспечения охраны объектов строительства от вредного влияния горных работ.

Наличие разрешения на застройку не исключает необходимости получения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, разрешения на строительство объектов недвижимости.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) по застройке площадей залегания полезных ископаемых без разрешения (лицензии), необеспечению требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения считается таковой, если: строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется без получения официального разрешения компетентных органов; разрешение имеется, но получено оно с нарушением установленного порядка его приобретения; застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена; застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным. Соблюдение правил собственно застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья», правильно квалифицированы по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья», к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ООО «Центр реабилитации и здоровья», в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом общих правил назначения наказания и установленных обстоятельств дела, а также в пределах санкции статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит удовлетворению, поскольку срок пропущен по уважительной причине.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО от СКФО ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ст.7.4 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации и здоровья» ФИО4, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней.

Судья М.И. Саматов