ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/18 от 30.01.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

30 января 2018 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

с участием представителей административного органа ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Цирк Морских Животных» ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.12.2017 года, которым юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Цирк Морских Животных» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ханты-Мансийского судебного района от 01 декабря 2017 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Цирк Морских Животных» (далее Общество) привлечено к административной ответственности ст.8.35 КоАП РФ к штрафу в размере 500 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель ООО «Цирк Морских Животных) обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав на отсутствие вины со стороны общества в инкриминируемом правонарушении, мотивировав доводы жалобы тем, что Общество надлежащим образом не было извещено о дате, времени и месте судебного заседания, так как защитник Общества ФИО5, участвующий в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, не уведомил Общество о судебном заседании, доказательства, представленные Росприроднадзором в судебное заседание, получены с нарушением закона, так как инспектором ФИО6 вынесены определения об истребовании сведений в порядке ст. 26.10 КоАП РФ от различных лиц с предоставлением копий документов, тогда как ст. 26.10 КоАП РФ истребование документов или копий документов не регулирует, должностным лицом административного органа не были получены оригиналы истребованных документов или их надлежащим образом заверенные копии. Также указывает, что фактически оборота морских животных, занесенных в Красную Книгу, Обществом на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не производилось, Росприроднадзором отказано Обществу во внесении изменений в выданные разрешения (лицензии) в связи с изменением места нахождения млекопитающих, также административный орган не указал на необходимость получения нового разрешения. Кроме того указывает, что согласно п.9 «Административного регламента Росприроднадзора предоставления государственной услуги по выдаче разрешения» (утв. Приказом Минприроды РФ № 36 от 30.01.2013), разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках, а также животных, полученных по разрешению (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, так как Общество осуществляет деятельность цирка в культурно-просветительных целях. В дополнительной жалобе указывает, что разрешение (распорядительная лицензия), в соответствии с Приказом № 798 от 03.09.2003 МПР России, подлежит обязательной регистрации в соответствующем территориальном органе по месту совершения оборота…, но нет требования о содержании млекопитающих по месту регистрации разрешения.

В судебное заседание представитель ООО «Цирк Морских Животных» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представители административного органа с оводами жалоб не согласились, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления. Просили в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, выслушав представителей административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ханты-Мансийского судебного района от 01 декабря 2017 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Цирк Морских животных» привлечено к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за следующее.

Юридическое лицо ООО «Цирк Морских Животных» в период времени со 2 марта 2017 года по 26 апреля 2017 года осуществляло содержание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с нарушением условий, предусмотренных Разрешением (распорядительной лицензии), при следующих обстоятельствах.

Согласно полученному ООО «Цирк Морских Животных» Разрешению (распорядительной лицензии) №60 от 18.12.2015, разрешен оборот (содержание в неволе) изъятой из природы на основании разрешения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.03.1999 №0000151 одной особи, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, Черноморского афалина по кличке Адель, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с микрочипом №643094100037023, с целью экспозиции и получения приплода, которое 21.12.2015 зарегистрировано в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Указанное животное ввезено Обществом в г.Нижневартовск Ханты- Мансийского автономного округа-Югры из г.Омска и в нарушение требований Разрешения (распорядительной лицензии) №60, обязывающей содержать дельфина по адресу: <...>, содержало с целью демонстрации цирковой программы возле дома №15П по ул.Ленина в г.Нижневартовске в период времени со 02.03.2017 по 17.04.2017, до момента вывоза дельфина в г.Сочи Краснодарского края.

В продолжение умысла, направленного на нарушение условий, предусмотренных Разрешением (распорядительной лицензией), ООО «Цирк Морских Животных» осуществляло содержание 1 особи Черноморского афалина на территории г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Так, согласно Разрешению (распорядительной лицензии) №6 от 02.03.2016, выданному ООО «Цирк Морских Животных», разрешен оборот (содержание в неволе) изъятой из природы на основании Разрешения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22.03.2000 №0000279 одной особи Черноморского афалина самца по кличке Немо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с микрочипом №6430941000049966, с целью экспозиции (культурно-просветительской цели) и получения приплода, которое зарегистрировано в Управлении Росприроднадзора по Томской области.

Указанное животное ввезено на территорию г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в нарушение требований Разрешения (распорядительной лицензии) №6, обязывающей содержать дельфина по адресу: <...>, для культурно-просветительской цели и получения приплода, содержалось возле дома №11 по ул. Заводская в г.Ханты-Мансийске в период с 24.04.2017 по 26.04.2017, с целью демонстрации цирковой программы, до момента выявления Росприроднадзором Югры правонарушения.

Административная ответственность по ст.8.35 КоАП РФ предусмотрена за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия в добыче, хранении, перевозке, сборе, содержании, приобретении, продаже либо пересылке указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Основанием привлечения к ответственности послужило нарушение Обществом статьи 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», выразившееся в перевозка дельфинов и содержание их в условиях и по адресам, не соответствующим выданным Разрешениям (распорядительным лицензиям), использование животных в не заявленных целях, в указанном случае, в показательной цирковой программе для извлечения материальной выгоды.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации» особи черноморских афалинов относятся к видам, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Согласно Порядка выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 №156, право выдачи разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, предоставлено Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Приказом Минприроды России от 23.04.2015 № 191 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Для получения Разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации заявитель должен представить, в том числе сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных, то есть материалы, содержащие характеристику расположения объектов недвижимого имущества, предназначенных для содержания и разведения в искусственно созданной среде обитания.

Выданные Разрешения подлежать обязательной регистрации в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора, по месту совершения оборота диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Согласно материалам дела, Обществу с ограниченной ответственностью РОЦ «Дельфин и Я» на право передачи Обществу с ограниченной ответственностью «Цирк Морских Животных» <...> Росприроднадзором выдано Разрешение (распорядительная лицензия) №6 от 02.03.2016 на оборот (содержание в неволе) диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, 1 особи черноморского афалина самца по кличке Немо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, микрочип №643094100049966, изъятого из природы с целью экспозиции (культурно-просветительской цели) и получения приплода, которое зарегистрировано в Управлении Росприроднадзора по Томской области.

18.12.2015 Росприроднадзором ООО РОЦ «Дельфин и Я» на право передачи ООО «Цирк Морских Животных» <...> выдано Разрешение (распорядительная лицензия) №60 на оборот (содержание в неволе) 1 особи черноморского афалина по кличке Адель, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, микрочип 643094100037023, изъятого из природы с целью экспозиции (культурно-просветительской цели) и получения приплода, которое зарегистрировано в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

В связи с изложенным, оборот особи черноморского дельфина по кличке «Немо» микрочип №643094100049966 по разрешению № 6 может осуществляться только на территории Томской области, оборот особи черноморского дельфина по кличке «Адель» микрочип №643094100037023 по разрешению № 60 может осуществляться только на территории Алтайского края и Республики Алтай.

Таким образом, из самих разрешений следует, что у Общества «Цирк Морских Животных» имелось разрешение уполномоченного органа на содержание черноморских афалинов по адресам, указанным в Разрешении с целью экспозиции и получения приплода. Разрешений уполномоченного органа на содержание черноморских афалинов по кличке Немо и Адель в г.Нижневартовске и в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у ООО «Цирк Морских Животных» не имеется.

Перевозка дельфинов и содержание их в условиях и по адресам, не соответствующим выданным Разрешениям (распорядительным лицензиям), использование животных в не заявленных целях, в указанном случае, в показательной цирковой программе для извлечения материальной выгоды, свидетельствует о нарушении Обществом ст.26 Федерального закона от 24.04.1995 «О животном мире».

Виновность ООО «Цирк Морских Животных» подтверждается:

- определением от 26.04.2017. Поводом к возбуждению дела явились многочисленные обращения граждан о содержании без надлежащего разрешения, жестоком обращении и негуманном использовании морских млекопитающих животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации на территории ХМАО-Югры, г.Ханты-Мансийск;

- протоколом об административном правонарушении от 11.07.2017, которым установлено длящееся правонарушение, предусмотренное ст.8.35 КоАП РФ, выразившееся в содержании 2 особей Черноморских афалинов, занесенных в Красную книгу РФ на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в период со 02.03.2017 по 26.04.2017, то есть по день выявления правонарушения в г.Ханты-Мансийске. Так, в г.Нижневартовске дельфин по кличке Немо содержался со 02.03.2017 по 17.04.2017, дельфин по кличке Адель содержался в Ханты-Мансийске с 24.04.2017 с нарушением условий, предусмотренных разрешением, поскольку оборот указанных дельфинов разрешен только в Томской области (дельфин Немо) и в Алтайском крае и Республики Алтай (дельфин Адель).

-копией ветеринарного свидетельства от 11.04.2017, выданного ООО «ЗЦК «Московский дельфинарий» на вывоз из г.Нижневартовска ХМАО-Югры 1 головы дельфина;

-копией ветеринарного свидетельства от 17.04.2017, выданного ООО ХЦК «Московский дельфинария» на вывоз из г.Нижневартовска с ул.Ленина 15П 4 голов морских животных;

-копией описи цирковых животных к ветеринарному свидетельству от 17.04.2017, среди которых черноморский дельфин афалин самка «Адель», ДД.ММ.ГГГГ г.р.

-копией письма БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» в городе Нижневартовске от 05.05.2017 о том, что разрешение на вывоз дельфина по кличке «Немо», выдано на ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» в лице руководителя проекта ФИО7 В город ввезены животные, в том числе, дельфин по кличке Немо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, микрочип 649094100049966. В ветеринарном свидетельстве от 11.04.2017 допущена техническая ошибка в возрасте дельфина.

-копией письма БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» в городе Нижневартовске от 04.05.2017 о том, что морские животные ввезены в г.Нижневартовск на основании ветеринарного свидетельства 255 №0133095 от 22.02.2017, предъявлены для осмотра в г.Нижневартовске ветеринарному центру 02.03.2017.

-копией заявления ФИО7 в адрес руководителя Ветеринарного центра в г.Нижневартовске от 04.04.2017 о выдаче разрешения на вывоз дельфина-афалина по кличке «Немо» в г.Сочи;

-копией согласования №2 от 11.04.2017 Филиала БУ «Ветеринарный центр в городе Нижневартовске ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» на доставку автотранспортом до г.Сочи дельфина-афалина (самец Немо), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, микрочип 649094100049966 - 1 голова;

-копией ветеринарного свидетельства 255 №0133095 от 22.02.2017, выданного Омским областным центром по профилактике, экспертизе животных ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» на вывоз 5 голов согласно описи по маршруту Омск-Нижневартовск.

-копией описи животных, принадлежащих ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» к ветеринарному свидетельству 255 №0133095 от 22.02.2017, в которой значатся 2 головы черноморского дельфина афалина: самца по кличке «Адель» и самца по кличке «Немо».

-копией договора №17 от 21.12.2015 между ООО «ЗЦК «Московский дельфинарий» (Заказчик) и ООО «Цирк Морских Животных» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказать комплекс услуг организации и подготовке дельфинария, где будут проводиться представления и образовательные программы в научных и культурно- просветительских целях для широкой пропаганды знаний о морских млекопитающих. В соответствии с п.2.1 Договора в обязанности Исполнителя входит обеспечение участия в работе дельфинария Заказчика 1 особи черноморского дельфина афалины микрочип №643094100037023.

-копией дополнительного соглашения №1 от 03.03.2016 к договору №17 от 21.12.2015, в соответствии с п.1 которого, внесены изменения в обязанности Исполнителя по договору №17, в части обеспечения участия в работе дельфинария Заказчика 2 Черноморских дельфинов афалинов микрочипы 643094100037023 №643094100049966.

-копией дополнительного соглашения №2 от 10.04.2017 к договору №17. -копиями титульных листов зоологических паспортов дельфинов; -актом осмотра дельфина, проведенном филиалом БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» в Ханты-Мансийском районе, идентификация животных проводилась сканером, при считывании, номера микрочипов совпадают с номерами, указанными в описи к ветеринарному свидетельству.

- копиями обращений граждан в Росприроднадзор о содержании дельфинов без надлежащего разрешения, жестоком обращении и негуманном использовании морских млекопитающих животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации на территории ХМАО-Югры, г.Ханты-Мансийск;

-копией афишы, согласно которой 27.04.2017 Московский дельфинарий в г.Ханты-Мансийске с 27.04.2017;

-скриншотами с сайтов сети «Интернет», свидетельствующих о наличии объявлений о представлениях в г.Ханты-Мансийске и г.Нижневартовске дельфинов-афалинов, представляемых Московским дельфинарием;

-выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Цирк Морских Животных», согласно которому основным видом деятельности юридического лица является деятельность в области исполнительских искусств; дополнительным видом деятельность, среди деятельности по розничной торговле, является деятельность учреждений культуры и искусства.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона.

Как правильно указано мировым судьей, представленные представителем ООО «Цирк Морских Животных» в судебное заседании копии документов свидетельствуют о том, что черноморские дельфины афалины, занесенные в Красную книгу РФ фактически используются Обществом для показательных цирковых программ, что противоречит целям для достижения которых выданы Разрешения (распорядительные лицензии) на оборот животных, занесенных в Красную книгу РФ, а именно цели экспозиции (культурно-просветительские цели) и получения приплода.

Доводы о том, что что согласно п.9 «Административного регламента Росприроднадзора предоставления государственной услуги по выдаче разрешения» (утв. Приказом Минприроды РФ № 36 от 30.01.2013), разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках, а также животных, полученных по разрешению (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, так как Общество осуществляет деятельность цирка в культурно-просветительных целях, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку имеющиеся в материалах дела на момент проведения проверки разрешения обязывают Общество содержать животных по конкретному адресу, чего Обществом исполнено не было.

Доводы о ненадлежащем извещении Общества о дате, времени и месте судебного заседания материалами дела не подтверждены, так как представитель Общества фактически присутствовал в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, был ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ, представлял возражения и документы, в день вынесения постановления получил копию резолютивной части обжалуемого постановления.

Доводы о том, что доказательства, представленные Росприроднадзором в судебное заседание, получены с нарушением закона, материалами дела не подтверждены, так как были получены от компетентных источников согласно вынесенных должностным лицом определений об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, на основании ст. 26.10 КоАП РФ, предполагающей также право требования должностным лицом и копий либо подлинников испрашиваемых документов.

Иные доводы жалобы суд находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании законодательных, нормативных актов. Кроме того указанным доводам дана надлежащая оценка мировым судьей при вынесении обжалуемого постановления.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований нормативных актов, принятии всех необходимых мер для их выполнения, не представлено и в судебном заседании не установлено.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Общество с ограниченной ответственностью «Цирк Морских Животных» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.8.35 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания не выявлено.

Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.12.2017 года, которым юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Цирк Морских Животных» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП, – оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Цирк Морских Животных» ФИО4 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и кассационному обжалованию не подлежит.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1