ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/19 от 14.02.2019 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-21/2019

РЕШЕНИЕ

г. Омутнинск Кировской области 14 февраля 2019 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Шумайлова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Ф.И.О.7 на постановление мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области от 11.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Ф.И.О.8, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, уроженца АДРЕС ИЗЪЯТ, зарегистрированного и проживающего по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, привлекавшегося к административной ответственности 20.06.2018 по ст.15.33.2 КоАП РФ - предупреждение,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области от 11.01.2019 начальник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Ф.И.О.1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Ф.И.О.1, не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой указал, что данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п.11 Должностной инструкции предоставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета входит в должностные обязанности специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области. В должностные обязанности заявителя предоставление вышеуказанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ не входит. Сведения в органы Пенсионного фонда РФ по форме СЗВ-М с типом «исходная» за сентябрь 2018 года были направлены в срок до 15.10.2018, в которой на застрахованное лицо Ф.И.О.3 сведения представлены не были. Данные сведения по форме СЗВ-М на Ф.И.О.3 за сентябрь 2018 года были представлены 22.10.2018 с типом формы «дополняющая». В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ. Заявитель считает, что, так как ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была выявлена самостоятельно и исправлена, то действия специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных должны быть расценены как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений. Вина заявителя в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации срок сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования отсутствует. Кроме того, просил учесть смягчающие обстоятельства: отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета, отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц, самостоятельное устранение страхователем нарушения, а также то, что ФКУ ИК-17 уплатило финансовую санкцию за данное правонарушение.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, Ф.И.О.1, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в суд не явился, направил защитника по доверенности.

Защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании полностью поддержала доводы жалобы. Дополнительно пояснила, что в данном случае Ф.И.О.1 не является должностным лицом, поскольку в его должностные обязанности не входит предоставление сведений в органы Пенсионного фонда РФ. Считают, что поскольку эта обязанность возложена на специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, она и будет являться должностным лицом и субъектом данного правонарушения.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по доверенности ФИО2 просила жалобу Ф.И.О.1 оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи – без изменения. Пояснила, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ Ф.И.О.1 является должностным лицом, а, следовательно, субъектом данного правонарушения.

Изучив жалобу по существу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно вынесенному мировым судьёй постановлению по делу об административном правонарушении, судом установлено, что Ф.И.О.1, являясь начальником ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, не представил в срок, установленный законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.10.2018), в органы Пенсионного фонда РФ оформленные в установленном порядке сведения (документы), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года на застрахованное лицо Ф.И.О.3, предоставив сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года с типом формы «дополняющая» на Ф.И.О.3 22.10.2018.

Согласно ст.15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с п.1, 2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Пунктом 2.2 данной статьи предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Из материалов дела следует, что 08.10.2018 ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года на 459 застрахованных лица. На Ф.И.О.3 сведения представлены не были.

22.10.2018 ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года с типом формы «дополняющая» на Ф.И.О.3

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.12.2018; выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 17.12.2018, согласно которой Ф.И.О.1 является начальником ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, сведения внесены 23.05.2017; служебной запиской, из которой следует, что от страхователя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области в УПФР в Омутнинском районе поступила отчетность по форме СЗВ-М с типом сведений «дополняющая» в отношении застрахованного лица, на которого в срок не представлена «исходная» форма; сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за сентябрь 2018 года, поданными на 459 застрахованных лиц, согласно извещению о доставке 08.10.2018; сведениями о застрахованных лицах по форме СВЗ-М «дополняющая» за сентябрь 2018 года, поданными ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области на еще одно застрахованное лицо – Ф.И.О.3 согласно извещению о доставке 22.10.2018, т.е. с нарушением установленного срока.

Указанные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия заявителя правильно квалифицированы по ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя жалобы о том, что в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области введена должность специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, в должностные обязанности которого входит своевременное представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в Пенсионный фонд РФ, судом обсуждены.

Как видно из положений п.1 ст.8, п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах возложена на страхователя.

Согласно п.1 ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Из выписки из ЕГРЮЛ от 17.12.2018 следует, что лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является начальник – Ф.И.О.1

В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов за административные правонарушения, предусмотренные в том числе главой 15 КоАП РФ, несут административную ответственность на общих основаниях.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к ст.2.4 КоАП РФ указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Поскольку юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, в данном случае через руководителя, а обязанность по представлению отчетности лежит на страхователе (юридическом лице – в данном случае ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области), суд полагает, что именно начальник колонии, как его законный представитель, несет ответственность за надлежащее и своевременное исполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Возложение обязанностей по формированию и передаче сведений в Пенсионный фонд для персонифицированного учета на специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области само по себе не является основанием для освобождения Ф.И.О.1 от соответствующих обязанностей страхователя, установленных федеральным законом, как руководителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области.

Таким образом, обязанность по предоставлению необходимой информации возложена на страхователя, то есть на руководителя юридического лица.

Суд полагает установленным, что у Ф.И.О.1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В силу изложенного, доводы жалобы об отсутствии вины Ф.И.О.1 не состоятельны.

Довод жалобы о том, что ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области как страхователь самостоятельно выявило ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и предоставило в государственное учреждение – УПФ РФ в Омутнинском районе уточненные сведения до момента обнаружения ошибки, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного постановления и прекращении производства по данному делу.

В обоснование данных доводов заявитель ссылается на ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Согласно ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

В п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, указано, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Вместе с тем, приведенные нормы регламентируют возможность неприменения в таком случае к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Однако пункт 41 указанной выше инструкции указывает, что за непредставление в установленный Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса.

При таких обстоятельствах, представление уточненных сведений страхователем самостоятельно не является основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса.

Учитывая выше изложенное, выводы мирового судьи о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.

Выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат нормам материального права.

Суд обсудил изложенные в апелляционной жалобе доводы Ф.И.О.1 о признании ему в качестве смягчающих наказание обстоятельств отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета, отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц, самостоятельное устранение страхователем нарушения, а также то, что ФКУ ИК-17 уплатило финансовую санкцию за данное правонарушение и приходит к следующему.

В ходе рассмотрения административного дела мировым судьей ни Ф.И.О.1, ни его защитником по доверенности ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности признания в действиях Ф.И.О.1 смягчающих обстоятельств - отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц, отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета. Не представлено доказательств этому и при рассмотрении апелляционной жалобы.

Доводы о том, что в качестве смягчающего наказание Ф.И.О.1 обстоятельства должно быть признано привлечение ФКУ ИК-17 к финансовой ответственности за это же правонарушение, суд считает необоснованными, доказательств тому не представлено. Кроме того, применение к юридическому лицу финансовых санкций не смягчает вину и ответственность должностного лица, не может быть признано обстоятельством, смягчающим наказание за совершение административного правонарушения.

Вместе с тем, доводы Ф.И.О.1 о признании в его действиях смягчающего обстоятельства – самостоятельного устранения страхователем нарушения – суд считает обоснованными и заслуживающими внимания, поскольку судом достоверно установлено, что страхователь самостоятельно выявил недостоверность предоставленных в Пенсионный фонд РФ сведений, предоставил дополняющую форму на застрахованное лицо, т.е. добровольно прекратил противоправное поведение.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, должно быть признано в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Поскольку мировым судьей наказание назначено Ф.И.О.1 в виде административного штрафа в минимальном размере, оснований для его снижения не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области от 11 января 2019 года изменить.

В мотивировочной части постановления указать о наличии в действиях Ф.И.О.1 обстоятельства, смягчающего административную ответственность – добровольного прекращения противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья С.А. Шумайлова