Дело № 12-21/2019
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2019 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Брянская О.Е., при секретаре Раднаеве Б.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении заместителя Председателя Правительства РБ по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Чирипова Д-Ж.Ш., по жалобе Чирипова Д-Ж.Ш. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия № 02-24-15/1-2018 г. от 09.07.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее УФК по РБ) Цыбикова Б.В. № 02-24-15/1-2018 г. от 09 июля 2018 г. заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Чирипов Д-Ж.Ш. привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Чириповым Д-Ж.Ш. принесена жалоба, в которой просит постановление отменить, поскольку законность представления, неисполнение которого ему вменяется, не подтверждена, представление обжалуется в Арбитражный суд РБ, о чем УФК по РБ было проинформировано, объективная сторона состава административного правонарушения отсутствует. Срок привлечения к административной ответственности истек, поскольку он не является государственным гражданским служащим, не относится к категории лиц, обозначенной в ст. 3.11 КоАП РФ, в соответствии с которой может быть назначено наказание в виде дисквалификации.
В судебное заседание Чирипов Д-Ж.Ш. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители Чирипова Д-Ж.Ш. по доверенности Раднаев Г.Ю., Юсудурова А.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, представили дополнительные письменные пояснения по делу.
Представитель УФК по РБ по доверенности Аюшеева А.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала постановление не подлежащим отмене, представление являлось законным, не было исполнено, правонарушение не является малозначительным.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что УФК по РБ в соответствии с приказом от 12.01.2018 г. № 13 и на основании поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 г. № 07-04-05/17-960 проведена камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ за 2015 г.
Проведенной проверкой установлено несоблюдение условий софинансирования расходных обязательств (субсидий из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств республиканского бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 19 636 023,13 руб.
По результатам проверки в адрес Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Чирипова Д-Ж.Ш. направлено представление УФК по РБ от 05 марта 2018 г. № 02-12-33/24-676 (далее - Представление) с указанием на выявленные нарушения и требованием в срок до 30.03.2018 г. рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения, провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства, условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в части соблюдения уровня софинансирования. О результатах исполнения представления проинформировать УФК по РБ в срок до 02.04.2018 г.
Представление УФК по РБ вручено 05.03.2018 г.
В установленный срок необходимая информация не представлена, Представление не исполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2018 г. №1, вынесено оспариваемое постановление.
В период срока исполнения Представления Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее Минсельхозпрод РБ) обжаловало представление УФК по РБ в Казначейство России, направив также ходатайство о приостановлении исполнения предписания, о чем известило УФК по РБ. Об отказе в удовлетворении жалобы Минсельхозпрод РБ стало известно 14.05.2018, в связи с чем дата совершения правонарушения в оспариваемом постановлении определена 15.05.2018 г.
Совершение Чириповым Д-Ж.Ш. административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, объективно подтверждается Представлением УФК по РБ от 05 марта 2018 г. № 02-12-33/24-676, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2018 № 1, согласно которому в установленный срок Представление не исполнено, актом проверки от 9 февраля 2018 года, Соглашением от 05.02.2015 № 59/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия, другими материалами дела.
Проверив доводы о законности выданного Представления, суд приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденном Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК по РБ является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Республики Бурятия, и находящимся в непосредственном подчинении Федерального казначейства и осуществляя, в частности, полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, должностные лица, указанные в пункте 9 этих Правил, имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения от 05.02.2015 № 59/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия (далее - Соглашение), Высший исполнительный орган – Правительство Республики Бурятия, на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях №1 и №2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
Согласно Дополнительному соглашению №10 от 30.10.2015 г. к Соглашению от 05.02.2015 на финансовое обеспечение возмещения части процентной ставки по кредитам предусмотрены средства в размере 201 582 000 руб., в том числе 135 542 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 66 040 000 руб. - за счет средств бюджета Республики Бурятия;
на финансовое обеспечение возмещения части затрат на уплату страховой премии предусмотрены средств в размере в размере 2 091 000 руб., в том числе 1 425 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 666 000 руб. - за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Министерством финансов Республики Бурятия доведены до Минсельхозпрода РБ предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в размере 135542000 руб. и 1129901 руб.
Из акта от 9 февраля 2018 года, составленному по результатам камеральной проверки, следует, что по данным отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия их федерального бюджета, на 01.01.2016 перечислено сельхозтоваропроизводителям средств на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства всего 172 853 689,94 руб., в том числе 135 542 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 37 311 689,94 руб. - за счет средств бюджета Республики Бурятия;
на возмещение части затрат на уплату страховой премии всего 1 189 368,96 руб. в том числе 1 129 900,52 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 59 468,44 руб. - за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Указанные обстоятельства заявителем жалобы не оспаривались, подтверждаются материалами дела.
Исходя из расчета соотношения размера софинансирования, определенного Соглашением, и фактически произведенных расходов, УФК по РБ сделан вывод о перерасходе средств федерального бюджета.
Согласно Акту проверки и Предписанию, в нарушение пункта 3 статьи 132, абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.2.1 Соглашения, Минсельхозпродом РБ при использовании субсидий из федерального бюджета не соблюдено условие софинансирования расходных обязательств (субсидий из федерального бюджета), а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств республиканского бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 19 636 023,13 руб., из них: 19316668,17 руб. - на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), 319354,96 руб. – на возмещение части затрат на уплату страховой премии.
Статьей 132 Бюджетного кодекса РФ (в редакции 2015 г.) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила № 1460), действовавшие в спорный период в соответствующей редакции.
Пунктом 23 Правил № 1460 предусматривалось, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий. Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 999).
Согласно пункту 2, пункту 13 Правил №999 (в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения; объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.
Приведенными нормами подтверждается правомерность выводов УФК по РБ о необходимости соблюдения уровня софинансирования, пропорциональности расходов предоставленных субсидий из средств федерльного бюджета к расходам за счет средств республиканского бюджета, осуществляемых в рамках Соглашения о софинансировании. При ином толковании смысл софинансирования утрачивается.
Таким образом, Представление выдано уполномоченным лицом, в рамках его компетенции, с соблюдением установленного порядка, является законным, обоснованным и подлежало исполнению в установленный срок.
Доказательства исполнения Представления в полном объеме в материалах дела отсутствуют.
Сообщение в УФК по РБ об обжаловании Представления, исходя из вышеизложенного, исполнением законного Представления не является.
Представленные в ходе рассмотрения жалобы представителем заявителя Акт (без даты) о проведении разъяснительной работы по недопущению нарушений бюджетного законодательства, ознакомлении сотрудников с Представлением УФК по РБ от 05.03.2018 г., протокол совещания у министра сельского хозяйства и продовольствия Чирипова Д.Ж-Ш. от 06.03.2018 г. о нарушениях Представления УФК по РБ от 05.03.2018 г., протокол совещания у исполняющего обязанности Председателя Правительства РБ Шутенкова И.Ю. от 01.03.2018 г. не свидетельствуют об исполнении Представления.
Информация об исполнении Представления в установленный срок до сведения УФК по РБ доведена не была. Представленные документы не подтверждают проведение работы с ответственными лицами о недопущении конкретных, указанных в Представлении нарушений бюджетного законодательства в части уровня софинансирования, учитывая, что с выявленными нарушениями не согласились, было принято решение об обжаловании Представления. О приостановлении срока исполнения Представления при его обжаловании в судебном порядке не заявлялось.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, имеется, бездействие Чирипова Д-Ж.Ш. по указанной статье квалифицировано верно.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, не нарушен.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Санкцией ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Исходя из положений ч. 3 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности определяется в зависимости от того, предусмотренного ли за правонарушение наказание в виде дисквалификации.
Исчисление срока давности в зависимости от возможности назначения указанного наказания конкретному лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, статьей 4.5 КоАП РФ не предусмотрено.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет один год, не истек на момент вынесения оспаривания постановления и в настоящее время.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая обстоятельства совершения правонарушения и характер противоправного деяния, фактические обстоятельств дела, принимая во внимание подтверждение факта рассмотрения Чириповым Д-Ж.Ш. Представления УФК по РБ, оспаривание Представления в установленном законом порядке, о чем УФК по РБ был проинформирован, суд приходит к выводу об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и считает возможным признать правонарушение малозначительным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, если малозначительность административного правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Цыбикова Б.В. № 02-24-15/1-2018 г. от 09 июля 2018 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Е. Брянская