ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/19 от 26.02.2019 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-21/2019

РЕШЕНИЕ

г. Омутнинск Кировской области 26 февраля 2019 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Лапин А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Ф.И.О.1 на постановление мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области (далее ИК-17) Ф.И.О.1, родившегося ДАТА ИЗЪЯТА в АДРЕС ИЗЪЯТ, зарегистрированного и проживающего по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, привлекавшегося к административной ответственности 20.06.2018 по ст.15.33.2 КоАП РФ с применением ст.4.1.1 КоАП РФ к административному наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Указанным постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области Ф.И.О.1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей, в качестве отягчающего ответственность обстоятельства учтено повторное совершение однородного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ за совершение однородного правонарушения, обстоятельств, смягчающих ответственность не установлено.

Не согласившись с данным постановлением, Ф.И.О.1 подал жалобу, в которой указал, что данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме, факт предоставления в УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области искаженных сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – октябрь 2018 года мировым судьей установлен не верно. Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а предоставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета входит в должностные обязанности старшего инспектора по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-М закреплена за ней приказом №72 ИК-17 от 01.02.2018, а в его (Ф.И.О.1) должностные обязанности не входит, поэтому и вина в его действиях отсутствует. Кроме того, просил учесть смягчающие обстоятельства: отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета, отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц.

Ф.И.О.1, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в суд не явился, направил защитника, доверенность по на которую для участия по делу об административном правонарушении, надлежащим образом не оформлена, жалоба рассмотрена без их участия.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ) в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о судебном заседании, об уважительной причине неявки не сообщили, жалоба рассмотрена без их участия.

Изучив жалобу по существу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно постановления мирового судьи от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, Ф.И.О.1, являясь начальником ИК-17, 09.11.2018 представил исходную форму о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, содержащую искаженные сведения на застрахованных Ф.И.О.3, Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5, дополняющая форма по итогам протокола проверки ПФ РФ, полученного ИК-17 12.11.2018, при установленном сроке 19.11.2018 была представлена на указанных лиц ИК-17 20.11.2018, то есть необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведения были представлены в органы ПФ РФ в искаженном виде.

Согласно ст.15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы ПФ РФ оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с п.1, 2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон) сведения о всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы, представляются страхователями в соответствующий орган ПФ РФ в соответствии с настоящим Законом и с устанавливаемыми ПФ РФ порядком и инструкциями.

Согласно п.1 ст.11 Закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФ РФ по месту их регистрации, а п.2.2 данной статьи предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением № 83п Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016.

Согласно абз. 5 ст.17 Закона, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Факт представления начальником ИК-17 Ф.И.О.1 в УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) искаженных сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – октябрь 2018 года, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 11.01.2019; выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 17.10.2018, согласно которой начальником ИК-17 является Ф.И.О.1, сведения о нем, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, внесены 23.05.2017; служебной запиской, согласно которой от ИК-17 в УПФР в Омутнинском районе (межрайонное) поступила отчетность по форме СЗВ-М с типом сведений «дополняющая» в отношении застрахованных лиц, по которым нарушен срок предоставления достоверных сведений с момента получения Протокола проверки отчетности страхователя содержащего сведения об ошибках в отчетности; сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за октябрь 2018 года и извещением о доставке, поданными ИК-17 на 426 застрахованных лиц 09.11.2018 с искаженными сведениями на Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5; протоколом проверки УПФР в Омутнинском районе, направленном в ИК-17 электронным способом 12.11.2018 и уведомлением об устранении ошибок; сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за октябрь 2018 года и извещением о доставке, поданными ИК-17 20.11.2018 с достоверными сведениями на Ф.И.О.3, Ф.И.О.5, Ф.И.О.4, то есть с нарушением срока.

Указанные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а действия заявителя правильно квалифицированы по ст.15.33.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области ответственность за данное правонарушение должен нести старший инспектор по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ИК-17, в должностные обязанности которого входит своевременное представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в ПФ РФ, не основаны на законе.

Согласно положений п.1 ст.8 и п.2.2 ст.11 Закона, обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах возложена на страхователя, в силу п.1 ст.53 ГК РФ юридическое лицо (ЮЛ) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом, а выписка из ЕГРЮЛ от 17.12.2018 свидетельствует, что лицом, имеющим право действовать от имени ЮЛ без доверенности, является начальник учреждения – Ф.И.О.1

В соответствии со ст.ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов за административные правонарушения, предусмотренные в том числе главой 15 КоАП РФ, на общих основаниях несут административную ответственность, которой подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к ст.2.4 КоАП РФ указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Поскольку ЮЛ приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, в данном случае через руководителя, а обязанность по представлению отчетности лежит на страхователе (юридическом лице – в данном случае ИК-17), именно начальник колонии, как его законный представитель, несет ответственность за надлежащее и своевременное исполнение обязанностей, предусмотренных Законом, поэтому возложение обязанностей по формированию и передаче сведений в ПФ РФ для персонифицированного учета на иное должностное лицо само по себе не является основанием для освобождения Ф.И.О.1 от соответствующих обязанностей страхователя, установленных федеральным законом, таким образом, обязанность по предоставлению необходимой информации возложена на страхователя в лице руководителя ЮЛ.

Суд полагает установленным, что у Ф.И.О.1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поэтому доводы жалобы об отсутствии его вины как должностного лица не состоятельны.

Согласно ст.15 Закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФ РФ сведения о застрахованных лицах, а в п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, указано, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются и страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить в его территориальный уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Приведенные нормы регламентируют возможность неприменения в таком случае к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст.11 Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, но п.41 указанной Инструкции указывает, что за непредставление в установленный Законом срок либо отказ от представления в органы ПФ РФ оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ, поэтому представление уточненных сведений страхователем не является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, выводы мирового судьи о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат нормам материального права.

Суд обсудил изложенные в апелляционной жалобе доводы о признании ему в качестве смягчающих наказание обстоятельств отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета, отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц, и приходит к следующему.

В ходе рассмотрения административного дела мировым судьей не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности признания в действиях Ф.И.О.1 смягчающих обстоятельств - отсутствие задолженности страхователя по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для застрахованных лиц, отсутствие неблагоприятных последствий для федерального бюджета. Не представлено доказательств этому и при рассмотрении апелляционной жалобы. Указанные обстоятельства не относятся в силу ч.1 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствам, смягчающими административную ответственность, поэтому признание их таковыми является правом, а не обязанностью суда.

С учетом изложенного постановление судьи является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 76 Омутнинского судебного района Кировской области от 30.01.2019 в отношении Ф.И.О.1, ДАТА ИЗЪЯТА г.р. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья А. Ю. Лапин