ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/20 от 06.05.2020 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-21/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Вятские Поляны 06 мая 2020 года

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Анисимов Д.Е.,

при секретаре Овсянниковой И.С.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Краснополянский Жилкомхоз» на постановление мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района от 30.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района от 30.04.2019 ООО «Краснополянский Жилкомхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Генеральный директор ООО «Краснополянский Жилкомхоз» ФИО1 обратился с жалобой в Вятскополянский районный суд на данное постановление. В обоснование жалобы указал, чтов период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Кировской области (основание - акт проверки -КИР-18), а также согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ВП в отношении юридического лица ООО «Краснополянский Жилкомхоз» проводилась плановая проверка органом государственного надзора. В результате проверки в адрес юридического лица было направлено предписание отДД.ММ.ГГГГ о приведении программы производственного экологического контроля ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Письмом от 24.01.2019 № 33 ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в адрес Управления Росприроднадзора по Кировской области направлена откорректированная программа производственного экологического контроля. В указанной программе производственного экологического контроля содержатся сведения, в том числе: наименование и адрес места нахождения объекта; сведения о постановке на учет юридического лица, имеющего выбросы от ДД.ММ.ГГГГ; сведения об ответственном за подготовку отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (стр. 15 Программы); показатели суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом установлены приложением . На основании данных инвентаризационных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, было получено Разрешение на выброс вредных веществ сроком до ДД.ММ.ГГГГ с приложением перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ, утверждены нормативы выбросов Управлением службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, выдано заключение санитарно-эпидемиологического надзора ДД.ММ.ГГГГ.000.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выдано экспертное заключение -Д от ДД.ММ.ГГГГ; указаны показатели суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объему в целом, показатели сброса сточных вод по каждому выпуску (Приложение 1,6 Программы); наименования подразделений, численность сотрудников сведения о правах и обязанностях сотрудников (Приложение №,3,4,6 - приказ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных лиц, приказ 105 от ДД.ММ.ГГГГ, 126 от ДД.ММ.ГГГГ программы); планы-графики контроля стационарных источников выбросов - Приложение 7 и сама программа, с указанием наименование структурного подразделения, периодичность проведения контроля (стр. 9 программы) и вся информация согласно п.9 Приказа .

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ обществом было исполнено в установленные сроки, программа производственного экологического контроля приведена в соответствии с Приказом «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». ДД.ММ.ГГГГ данная программа была направлена в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, отметка о принятии - вх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ за на электронную почту представителя общества поступила информация об истребовании документов в связи с истечением срока исполнения предписания (почтой данный запрос в адрес общества не поступил). ДД.ММ.ГГГГ за повторно заказным письмом с уведомлением в Управление были направлены запрашиваемые документы, в том числе программа производственного контроля на 26 страницах, а также приложения к программе. Согласно уведомлению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования данные документы получены ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства, а именно, исполнение обществом предписания органа государственного надзора в установленный срок не были приняты во внимание мировым судьей при рассмотрении дела, что повлекло незаконное привлечение общества к административной ответственности.

В действиях ООО «Краснополянский Жилкомхоз» отсутствуют события административного правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, административным органом не представлены доказательства в подтверждение его вины в указанном правонарушении, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.

На основании изложенного, просит постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Представитель ООО «Краснополянский Жилкомхоз» ФИО2 представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя ООО «Краснополянский Жилкомхоз», просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «Краснополянский Жилкомхоз» состава административного правонарушения.

Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указал, что постановление мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района от 30.04.2019 является законным и обоснованным.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» составлен в соответствии с требованиями закона, лицом, уполномоченным на составление протоколов об административном правонарушении.

ООО «Краснополянский Жилкомхоз» внесен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (номер ЮЭ) и действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

OOO «Краснополянский Жилкомхоз» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, поставлено на учет в межрайонной ИФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

На основании акта проверки -КИР-18 от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ. Срок выполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в Управление Росприроднадзора по Кировской области направлена откорректированная программа экологического контроля (далее - программа ПЭК), утвержденная генеральным директором ООО «Краснополянский Жилкомхоз» ФИО1

Согласно отметке на сопроводительном письме данное письмо было получено Управлением ДД.ММ.ГГГГ.

В протоколе об административном правонарушении , составленном ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО4, установлено, что программа не соответствует установленным требованиям, а именно: программа ПЭК не содержит следующие сведения:

- наименование и адрес места нахождения объекта (нарушение абз. 3 п. 3 Приказа № 74);

- сведения об ответственном за подготовку отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля должностном лице (нарушение абз. 4 п. 3 Приказа № 74);

- показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом (нарушение абз. 3 п. 4 Приказа №74);

- показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом; показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом (нарушение абз 3,4 п. 5 Приказа№ 74);

наименование подразделений, их полномочия; численность сотрудников подразделений; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений (нарушение п. 7 Приказа № 74);

- план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов; перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов; сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами (нарушение п. 9 Приказа ).

На основании п. 11.3. приказа Управления Росприроднадзора по Кировской области от 16.01.2019 -ДВ письмом от ДД.ММ.ГГГГ был направлен мотивированный запрос о предоставлении недостающих материалов (приложений) к программе ПЭК.

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ предписание от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, а именно программа производственного экологического контроля ООО «Краснополянский Жилкомхоз» не приведена в соответствие с требованиями ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Из показаний свидетеля ФИО следует, что на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ она разработала программу производственного экологического контроля для ООО «Краснополянский Жилкомхоз». Сведения об ответственном за подготовку отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля должностном лице (нарушение абз. 4 п. 3 Приказа ); показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом (нарушение абз. 3 п. 4 Приказа ); показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом; показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом (нарушение абз 3,4 п. 5 Приказа); план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов; перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов; сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами (нарушение п. 9 Приказа ) содержались именно в приложениях к данной программе. Программа была разработана в срок и по предписанию Управления Росприроднадзора по Кировской области. Программа ею была передана заказчику, дальнейшие действия по направлению программы в Управление были произведены ООО «Краснополянский Жилкомхоз».

Таким образом, материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в Управление Росприроднадзора по Кировской области направило откорректированную программу экологического контроля. Однако доказательств предоставления представителем ООО «Краснополянский Жилкомхоз» приложений к программе производственного контроля в запрашивающий орган на момент составления административного протокола и вынесения мировым судьей постановления не было представлено.

Данные обстоятельства не опровергнуты представителем ООО «Краснополянский Жилкомхоз».

При таких обстоятельствах, действия ООО «Краснополянский Жилкомхоз» правильно квалифицированы мировым судьей в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований

Вместе с тем положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности с объявлением устного замечания при малозначительности административного правонарушения.

При этом под малозначительностью административного правонарушения понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а именно, что представителем юридического лица ООО «Краснополянский Жилкомхоз» ДД.ММ.ГГГГ в установленный предписанием отДД.ММ.ГГГГ срок в адрес Управления Росприроднадзора по Кировской области была направлена откорректированная программа экологического контроля без приложений, которые были направлены ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения, суд находит возможным прекратить производство по делу в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах суд считает возможным постановление мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района от 30.04.2019 отменить, производство по делу прекратить.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района от 30.04.2019 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Прекратить в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить его от административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявить ООО «Краснополянский Жилкомхоз» устное замечание.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Д.Е. Анисимов