№12-21/2020
26RS0012-01-2019-003840-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2020 года гор. Ессентуки
Судья Ессентукского городского суда Ставропольского Емельянов В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление старшего инспектора ДПС ОСБ ДПС ОГИБДД г. Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки старшего лейтенанта полиции ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, ФИО2 подал на него жалобу, в которой указал, что на основании договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 приобрел у АО «КавВАЗинтерСервис» транспортное средство <данные изъяты>, VIN №.
Оплата в размере 660 000 рублей им произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
В АО «КавВАЗинтерСервис» ему выдана выписка из электронного паспорта №, статус - действующий, дата создания ДД.ММ.ГГГГ, данный документ подписан электронной подписью АО «КавВАЗинтерСервис».
ДД.ММ.ГГГГФИО2, в 17 часов, управляя указанным транспортным средством, ехал по автодороге Минеральные Воды/Кисловодск 41 км., когда был остановлен сотрудниками полиции ИДПС ОСБ ДПС ГИБДД <адрес> в связи с тем, что на транспортном средстве отсутствовали гос.номера.
ФИО2 был отстранен от управления транспортным средством. Одновременно с этим в отношении него сотрудником ГИБДД ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по 4.1 ст. 12.3 КРФ об АП за отсутствие документа, предусмотренного Правилами дорожного движения, а именно паспорта транспортного средства. Также сотрудником ГИБДД вынесено постановление о наложении административного штрафа № и составлен протокол о задержании транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и помещения на специализированную стоянку в <адрес>.
С постановлением о наложении административного штрафа № и протоколом об административном правонарушении не согласен, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Согласно Приказа МВД «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, образца бланка свидетельства о регистрации ТС и признании утратившими силу нормативных правовых актов...» №, с ДД.ММ.ГГГГ ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) стал обязательным для каждой новой машины. Это означает, что бумажные ПТС окончательно перестали выдавать уполномоченные органы также с ДД.ММ.ГГГГ.
Электронный ПТС - документ, который хранится в цифровой базе данных, где содержится вся необходимая информация для идентификации ТС. Электронный документ полностью заменяет бумажный и имеет такую же юридическую силу.
При приобретении нового авто - собственник, оформляя покупку в салоне дилера, сразу получает ЭПТС. Его оформляют отечественные изготовители. При этом номер нового паспорта сразу фиксируется в базе данных ГИБДД. Далее, в ГИБДД уже используются сведения, оформленные в электронной базе данных. Регистрация становится более дешевой: покупателю не надо платить сбор за внесение изменений в обычный ПТС.
При остановке ФИО2 сотрудниками ГИБДД, им была предъявлена выписка из электронного паспорта ТС №, статус - действующий, дата создания ДД.ММ.ГГГГ, подписанная электронной подписью АО «КавВАЗинтерСервис», однако данный факт сотрудник полиции ФИО4 проигнорировал и сказал, что она недействительна. На просьбу проверить в электронной базе данных сведения о приобретенном им авто, ответил отказом. Считает данные действия сотрудника ГИБДД неправомерными, нарушающими законные права и интересы ФИО2, в связи с чем, в Ессентукский городской суд подано административное исковое заявление о признании действий сотрудника ГИБДД незаконными.
В соответствии с нормами законодательства, а именно ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» (ч.3 ст.8 указанного закона), постановка на учет автомобиля производится в течение 10 суток с момента приобретения в собственность. Поскольку транспортное средство ФИО2 приобретено ДД.ММ.ГГГГ, у него был срок для регистрации автомобиля до ДД.ММ.ГГГГ, а изъяли автомобиль ДД.ММ.ГГГГ, что является необоснованными и незаконными действиями сотрудника ГИБДД.
В соответствии с нормами действующего законодательства, при подаче в Госавтоинспекцию заявления на регистрацию по истечении 10 суток с момента приобретения, заявителю будет автоматически выписан штраф за нарушение правил регистрации. Санкция в данном случае установлена ст.19.22 КРФ об АП и составляет от 1500 до 2000 рублей. Таким образом, ФИО2 пропущен установленный законом срок на осуществление регистрации транспортного средства по независящим от него причинам, в связи с незаконными действиями сотрудника ГИБДД ФИО4
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
В соответствии с ч.1 ч.2 ст. 24.5 КРФ об АП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Поскольку ФИО2 сотруднику ГИБДД ФИО4 представлен ЭПТС, более того, данные об автомобиле уже имелись в автоматизированной базе ГИБДД, что ФИО4 мог проверить, ФИО2 не совершал административного правонарушения, в связи с чем, действия сотрудника ГИБДД по изъятию транспортного средства и составлению административного материала являются незаконными и необоснованными.
Считает, что доказательств, подтверждающих законность обоснованность действий сотрудника ГИБДД ФИО4 по задержанию транспортного средства не имеется. Действиями должностного лица ГИБДД ОМВД России по задержанию транспортного средства нарушены конституционные права ФИО2, как собственника указанного автомобиля.
Таким образом, правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП, в действиях ФИО2 отсутствует.
Вынесенное постановление о привлечении ФИО6 к административной ответственности и назначении административного штрафа является незаконным, необоснованным в связи с несоответствием с сделанных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела. Со стороны ФИО2 отсутствуют нарушения правил дорожного движения.
В силу ч.2,4 ст. 1.5 КРФ об АП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, считает, что отсутствует само событие административного правонарушения, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
Просит суд:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КРФ об АП и назначении ему наказания, в виде административного штрафа отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО2 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении его жалобы. Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО2
Исследовав материалы административного дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Обжалуемое постановление вынесено старшим инспектором ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 подал жалобу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском печати Ессентуского городского суда на жалобе. Следовательно, установленный законом срок для обжалования постановления не истек.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Согласно ст. 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КРФ об АП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При этом, ч. 3 ст. 26.2 КРФ об АП, установлен запрет использования доказательств, полученных с нарушением закона.
На основании ст. 2.1 КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КРФ об АП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КРФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КРФ об АП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
В соответствии с п.2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Согласно частей 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: 1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ. Регистрационными документами являются: 1) свидетельство о регистрации транспортного средства; 2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрация самих автомототранспортных средств, обусловливающая их допуск к участию в дорожном движении.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 20 минут на 41 км автодороги «Минеральные Воды-Кисловодск», ФИО2, в нарушение требований пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации управлял транспортным средством <данные изъяты> VIN №, не зарегистрированным в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об отстранении от управления транспортным средством <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о задержании транспортного средства <адрес>, постановлением о наложении административного штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», реализация права пользования в отношении транспортного средства (использование его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности, может быть осуществлена при условии соблюдения порядка допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации с выдачей соответствующих документов. Несоблюдение вышеуказанных требований закона влечет ограничение прав пользования и распоряжения транспортным средством, являющихся составными элементами права собственности.
Законодатель не приравнивает регистрацию транспортного средства к государственной регистрации применительно к статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, но исходит из того, что ее осуществление является одним из обязательных условий для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения, исходя из целей и специфики предназначения данного имущества, как объекта имущественных прав.
Таким образом, гражданин после приобретения автомобиля (заключения договора купли-продажи) не вправе управлять транспортным средством до процедуры его регистрации и получения соответствующих регистрационных документов, обязательный срок которой установлен в 10 суток.
В соответствии с пунктом 25 приложения № 1 к приказу МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции вне зависимости от места регистрации физического или юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
То есть, для получения допуска приобретенного автомобиля для участия в дорожном движении владелец должен был обратиться в любое ближайшее подразделение РЭО ГИБДД МВД РФ для постановки на учет транспортного средства и получения регистрационных документов и лишь после этого эксплуатировать автомобиль.
Следовательно, вопреки доводам ФИО2, электронный паспорт транспортного средства, имевшийся у него, не является регистрационным документом, следовательно доводы о том, что он выполнил требования закона и фактически предоставил регистрационные документы сотруднику ДПС основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Кроме того, в силу пунктов 5 и 7 ч.1 статьи 27.1 КРФ об АП в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; задержание транспортного средства.
Таким образом, старший инспектор ФИО4, являясь инспектором ДПС, вправе был в пределах своих полномочий применять в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении отстранение ФИО2 от управления транспортным средством и задержание транспортного средства.
При этом материалы дела не содержат данных, указывающих на заинтересованность в исходе дела сотрудников ГИБДД, составивших процессуальные документы. Каких-либо существенных противоречий в представленных материалах, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств правонарушения и доказанность вины ФИО2, также не имеется.
Причин не доверять доказательствам, представленным сотрудниками полиции, находящимися при исполнении служебных обязанностей, не имеется, поскольку они дополняют друг друга и согласуются между собой. Признаков их заинтересованности не усматривается.
По мнению суда, при рассмотрении дела, старшим инспектором ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки старшим лейтенантом полиции ФИО4 выяснены все существенные для дела обстоятельства. Старший инспектор всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела в их совокупности, оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, и обоснованно пришел к выводу, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения установлена, и его действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП.
Таким образом, совершенное ФИО2 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП.
Административное наказание ФИО2 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1 и 4.1 КРФ об АП. Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КРФ об АП.
Все доказательства положенные в основу виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
Иные доводы жалобы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных должностным лицом, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Анализ всех вышеперечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод, что постановление законно и обоснованно, и оснований для его отмены или изменения нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КРФ об АП, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего инспектора ДПС ОСБ ДПС ОГИБДД г. Ессентуки ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КРФ об АП, согласно которому ФИО2 привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней.
Судья В.А. Емельянов