КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Сагий Л.А. Дело № 12-21/2020
Р Е Ш Е Н И Е
21 мая 2020 года № 7А-129/2020
город Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.
при секретаре Плотниковой Э.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Гусевой Натальи Сергеевны на не вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Калининград от 21 января 2020 года, которым оставлено без изменения постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2020 года № 35-24-28/19-2019П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела – главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гусевой Натальи Сергеевны, жалоба Гусевой Н.С. – без удовлетворения.
Заслушав объяснения Гусевой Н.С., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2019 года № 35-24-28/19-2019П должностное лицо Гусева Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что она, являясь начальником отдела – главным бухгалтером отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, находясь по адресу места работы: город Калининград, улица Кирова, дом 15, представила 06 февраля 2018 года в Федеральное агентство по рыболовству заведомо недостоверную бюджетную отчетность Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства за 2017 год, показатели которой искажены более чем на 10%.
Гусева Н.С. обратилась в Центральный районный суд города Калининграда с жалобой, в которой просила постановление должностного лица административного органа отменить, считая нарушенными процессуальные требования в части сроков составления протокола об административном правонарушении; приводила доводы об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, в связи с чем полагала производство по делу подлежащим прекращению.
Решением судьи Центрального районного суда города Калининград от 21 января 2020 года оставлено без изменения постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2020 года № 35-24-28/19-2019П, жалоба Гусевой Н.С. – без удовлетворения.
В поданной в Калининградский районный суд жалобе на состоявшиеся по делу акты Гусева Н.С. ставит вопрос об их отмене, полагая, что по статье 15.15.6 КоАП РФ (в редакции на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения её к административно ответственности) подлежит ответственности лицо за сдачу заведомо недостоверной отчетности, чего в её действиях не установлено, либо, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям, однако, нормативного акта, устанавливающего понятие либо критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности на момент совершения вменяемого деяния не имелось.
Заслушав объяснения Гусевой Н.С., проверив законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа и решения судьи, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2019 года № 35-24-28/19-2019П должностное лицо Гусева Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что она, являясь начальником отдела – главным бухгалтером отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, находясь по адресу места работы: город Калининград, улица Кирова, дом 15, представила 06 февраля 2018 года в Федеральное агентство по рыболовству недостоверную бюджетную отчетность Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства за 2017 год, показатели которой искажены более чем на 10%.
Данное обстоятельство установлено Управлением Федерального казначейства по Калининградской области в период с 29 мая 2019 года по 26 июня 2019 года в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства за 2017-2018 годы (акт ревизии от 26 июня 2019 года).
Статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 года №252-ФЗ) предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 264.1, частью 1 статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения), единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса; главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки; бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств; бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным; бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию; отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля; годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 13 названного Федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.
По результатам проведенной Управлением Федерального казначейства по Калининградской области в период с 29 мая 2019 года по 26 июня 2019 года ревизии финансово-хозяйственной деятельности Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства за 2017-2018 годы установлено, что 06 февраля 2018 года исх. №02/05/2010 Западно-Балтийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству представлена в Федеральное агентство по рыболовству бюджетная отчетность за 2017 год, содержащая недостоверные сведения в Балансе (ф. 0503130), в Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, представляемой в составе Баланса (ф. 0503130), и в Сведениях (ф. 05.03168).
Как следует из материалов дела, Гусева Н.С. в период с 16.01.2017 года по 31.08.2018 года замещала должность начальника отдела – главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и, согласно пункту 3 должностного регламента по названной должности, утвержденного руководителем Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Жуковым А.Г. 23.10.2017 года, в её обязанности входило составление отчетности по исполнению сметы расходов, бухгалтерского баланса и приложения к нему, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, а также ей было предоставлено в 2017-2018 годах право подписи денежных и расчетных документов.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, начальник отдела – главный бухгалтер отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гусева Н.С., являясь в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностным лицом, не обеспечила соблюдение установленных законом требований по исполнению бюджетного законодательства, что выразилось в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
При этом под представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности и иных указанных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих отражению в бюджетной отчетности и иных указанных сведений, содержание которых не соответствует действительности
Факт совершения должностным лицом Гусевой Н.С. указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью собранных административным органом, которые получили надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда и должностного лица административного органа о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица организации в его совершении.
Приведенные в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, основаны на ошибочном толковании закона.
Гусева Н.С. правомерно привлечена к административной ответственности по статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 года №252-ФЗ).
Федеральным законом от 29.05.2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.15.6 КоАП РФ изложена в новой редакции, которая вступила в законную силу 09.06.2019 года.
Названным нормативным правовым актом ужесточена ответственность за совершение административного правонарушения по статье 15.15.6 КоАП РФ, которая в новой редакции состоит из семи частей и предусматривает более строгое наказание за нарушение требований к составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Исходя из изложенного, доводы Гусевой Н.С. о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении по обстоятельствам, имевшим место 06 февраля 2018 года, должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, ошибочен.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых актов, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Оставить без изменения решение судьи Центрального районного суда города Калининград от 21 января 2020 года и постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2020 года № 35-24-28/19-2019П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела – главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гусевой Натальи Сергеевны, жалобу Гусевой Н.С. – без удовлетворения.
Судья А.В. Шкуратова