ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2011 от 15.02.2011 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2011 года г. Орел

 Судья Советского федерального суда г. Орла Самойлова Ю.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу Лыгиной Нины Ивановны на постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла Сандуляк С.В. от 24.11.10 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.6 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 Лыгина Н.И. обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла от 24.11.2010 года о привлечении к административной ответственности по ст. 15.6 ч.1 КоАП РФ.

 В обоснование своих доводов указав, что постановление мирового судьи считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Сведения о доходах физических лиц за 2009 год по форме 2-НДФЛ были своевременно представлены в налоговый орган, что подтверждается почтовыми квитанциями в адрес МРИ ФНС от 30.03.2010 г., реестром сведений о доходах физических лиц №5 от 21.03.2010 г., а также протоколом тестирования файла со сведениями о доходах физических лиц за 2009 г. Кроме того, за ведение бухгалтерского учета несет ответственность не руководитель организации, а главный бухгалтер. Следовательно, в случае привлечения к административной ответственности, виновным лицом является именно главный бухгалтер. В связи с чем просит суд постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

 В судебном заседании представитель заявителя Мальфанов С.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

 Представитель ИФНС России по Советскому району г. Орла по доверенности Карлова Р.В. просила постановление мирового судьи оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

 Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.1 ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

 Налоговым кодексом РФ установлены обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган следующих документов и (или) сведений (кроме сведений об открытии и закрытии счетов и налоговой декларации, ответственность за непредставление которых установлена ст. 15.4 и 15.5 КоАП РФ): бухгалтерской отчетности; документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных НК РФ; сведений обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; сведений обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ; об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации; сведений об изменении своего местонахождения или места жительства; копий заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора) или налогового кредита, поданных уполномоченному органу; копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности; копии договора о налоговом кредите в 5-дневный срок со дня его заключения; копии договора об инвестиционном налоговом кредите; об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности; необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа).

 В силу ст. 230 ч.2 НК РФ, Общественная палата Орловской области Ассоциация общественных объединений должна предоставлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные сведения предоставляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации.

 Таким образом, срок предоставления сведений о доходах физических лиц за 2009 г. календарный год установлен до 01.04.2010 г.

 В судебном заседании было установлено, что АОО «Общественная палата Орловской области» были подготовлены сведения о доходах физических лиц за 2009 г. по форме 2-НДФЛ на 9 человек и в установленный законом срок представлены в адрес ИФНС России по Советскому району г. Орла.

 Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердила допрошенная в качестве свидетеля гр. Ц., которая показала, что работала в должности главного бухгалтера в АОО «Общественная палата Орловской области». При этом, гр. Ц. пояснила, что в ее обязанности, как главного бухгалтера, входило составление налоговой отчетности и предоставление сведений об организации в ИФНС России по Советскому району г. Орла. 30 марта 2010 г., подготовив необходимые для представления в налоговую инспекцию сведения о физических лицах за 2009 г., гр. Ц. направила их в адрес ИФНС России по Советскому району г. Орла заказным почтовым отправлением.

 Данное обстоятельство подтверждается почтовыми квитанциями об отправке корреспонденции, а также копией Журнала входящей корреспонденции ИФНС России по Советскому району г. Орла, в соответствии с которым 30.03.2010 г. за вх. Номером 82 зарегистрированы сведения, поступившие в налоговую инспекцию из АОО «Общественная палата Орловской области».

 Вместе с тем, как свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии Реестра сведений о доходах физических лиц за 2009 г., указанные сведения были предоставлены не в полном объеме, то есть на 9 работников вместо 11.

 Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный госналогинспектор ИФНС России по Советскому району г. Орла гр. Н. в судебном заседании подтвердила, что 30.03.2010 г. в адрес налоговой инспекции посредством почтовой связи поступили сведения из АОО «Общественная палата Орловской области» относительно доходов физических лиц на 9 человек. В связи с тем, что в указанных сведениях был неправильно указан ИНН организации, гр. Н. связалась с главным бухгалтером организации и попросила продублировать указанные сведения с исправлением допущенной ошибки. В итоге, 30.04.2010 г. АОО «Общественная палата Орловской области» направила в адрес налоговой инспекции исправленные данные на физических лиц в количестве 9 человек путем использования средств телекоммуникации, что подтверждается протоколом обработки файла. Иных сведений в адрес налоговой инспекции не поступало. 05.10.2010 г. из АОО «Общественная палата Орловской области» в налоговую инспекцию поступили сведения о доходах физических лиц за 2009 год относительно гр. У. и гр. Е. Ранее на этих лиц сведения в налоговую инспекцию не предоставлялись.

 Таким образом, в судебном заседании было бесспорно установлено, что АОО «Общественная палата Орловской области» в указанный законом срок предоставило в адрес налоговой инспекции неполные сведения относительно доходов физических лиц за 2009 г.

 Вместе с тем, как следует из ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

 Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 Таким образом, руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а главный бухгалтер - за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

 В частности, в п. 22 Положения о главных бухгалтерах установлено, что главный бухгалтер несет ответственность в случаях:

 а) неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;

 б) принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

 в) несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;

 г) нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

 д) несвоевременного проведения в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий;

 е) составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;

 ж) других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

 По смыслу действующего законодательства, к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, должно быть привлечено должностное лицо организации, ответственное за представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности, которым является главный бухгалтер организации, так как именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

 Как видно из материалов дела, в Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Орловской области» на должности главного бухгалтера до 31.03.2010 г. состояла гр. Ц., а с 01.04.2010 г. – гр. К.

 Ст. 2.4 КоАП РФ говорит о том, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В соответствии с п.5 трудового договора, заключенного с главным бухгалтером организации, главный бухгалтер АОО «Общественная палата Орловской области» обязан формировать и своевременно предоставлять полную и достоверную бухгалтерскую информацию о деятельности общественной палаты, ее имущественном положении, доходах и расходах.

 Таким образом, к административной ответственности должен был быть привлечен главный бухгалтер АОО «Общественная палата Орловской области». То обстоятельство, что налоговой инспекции было известно о наличии в общественной палате должности главного бухгалтера, представителем ИФНС России по Советскому району г. Орла не оспаривалось.

 П. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что отсутствие события или состава административного правонарушения влечет прекращение по делу об административном правонарушении.

 На основании изложенного, судья полагает, что в действиях Лыгиной Н.И. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.6 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

 Жалобу Лыгиной Нины Ивановны на постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла Сандуляк С.В. от 24.11.10 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.6 ч.1 КоАП РФ, - удовлетворить.

 Постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла от 24.11.2010 года – отменить.

 Производство по делу прекратить в связи с отсутствием става административного правонарушения.

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в Орловский областной суд по правилам, предусмотренным ст. 30.11 КоАП РФ.

Судья Ю.С. Самойлова