ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2016 от 31.12.9999 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ясинская О.О. Дело № 7-12-21 (7-12-618)

Р Е Ш Е Н И Е

20 января 2016 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Дальневосточного бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Киселева А.А. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2015 года в отношении ФГУП «Росморпорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

9 сентября 2015 года в отношении ФГУП «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала проведена проверка по соблюдению законодательства о транспортной безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, о чём составлен акт проверки.

23 сентября 2015 года постановлением исполняющего обязанности Приморского транспортного прокурора Абдулиным А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт» по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2015 года ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе директор филиала просит постановление судьи отменить, как незаконное, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитников Ракитиной Н.Г., Савинова П.В., заключение старшего помощника Приморского транспортного прокурора Окуневич С.Ю. о законности постановления судьи прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечёт за собой назначение административного наказания для юридических лиц в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в повторном нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.

В соответствие со статьёй 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъектом транспортной инфраструктуры является юридическое лицо, являющееся собственником объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующее их на ином законном основании.

Как установлено материалами дела, ФГУП «Росморпорт» в лице филиала на законном основании эксплуатирует ряд объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств категорий 3 и 4, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства, следовательно, является субъектом транспортной инфраструктуры, обязано соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и нести ответственность за их несоблюдение.

Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Названные Требования разработаны в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства (пункты 1, 3, 4).

Требования по обеспечению транспортной безопасности возлагают на субъектов транспортной инфраструктуры исполнение следующих обязанностей: проверять сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приёме на работу; отказывать в приёме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекращать трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определёнными законодательством Российской Федерации; разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС; лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допускать в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС; обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды; осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; организовать пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утверждёнными планами обеспечения транспортной безопасности; воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС; установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с порядком; разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС; осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; выдавать пропуска любых установленных видов только при личном обращении владельца пропуска; письменные обращения на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в зоне транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск; оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими запись в журнале фактов прохода персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о запрещении совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие; образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС; оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утверждёнными планами обеспечения транспортной безопасности; проводить досмотр ТС в целях обеспечения транспортной безопасности (пункты 5.11, 5.12, 5,13, 5.6.4, 5.31.14, 5.31.20, 5.6.6, 5.31.15, 5,28, 5.30, 5.31.1, 5.31.4, 5.31.16, 5.31.17, 5.31.7, 14.4.8, 14.4.1, 5.15.4, 5.10, 5.31.23, 5.25, 5.32, 34.2.2).

Проведённая в отношении ФГУП «Росморпорт» проверка выявила нарушения вышеизложенных обязанностей со стороны субъекта транспортной инфраструктуры.

Выявленные нарушения полно отражены в акте проверки от 9 сентября 2015 года, составленном с участием и.о. заместителя директора Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Криницкого Ю.В. и им подписанном. В последующем наличие на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств зафиксированных нарушений требований транспортной безопасности лицом, привлечённым к административной ответственности, не оспаривалось.

Принимая решение о привлечении к административной ответственности ФГУП «Росморпорт», судья обоснованно исходила из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вступившими в законную силу постановлениями о назначении административного наказания от 6 ноября 2014 года, 23 октября 2015 года по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных парвонарушениях, актом проверки, заключениями об утверждении оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, свидетельствами о праве собственности на судно, договорами аренды земельных участков, списком должностей, журналом выдачи пропусков на личный автотранспорт, журналом учёта выдачи разовых пропусков, объяснениями ФИО, ФИО1, приказом о назначении генерального директора ФГУП «Росморпорт», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, приказом о приёме на работу, дополнительным соглашением к трудовому договору, уставом ФГУП «Росморпорт», положением о Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» и иными доказательствами по делу.

Все исследованные судьёй доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьёй 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ФГУП «Росморпорт» состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по основанию необоснованного применения при разрешении дела Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 4, был предметом обсуждения судьёй районного суда.

Судьёй верно указано, что в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства РФ, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Требования по обеспечению транспортной безопасности были утверждены Минтрансом России до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 208-ФЗ. На момент проведения проверки и рассмотрения дела судьёй нормативно-правовой акт, устанавливающий требования транспортной безопасности, Правительством РФ не принят. Следовательно, применение судьёй Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 4, следует признать законным.

Таким образом, обоснованность привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением указанного выше наказания сомнений не вызывает, оснований для отмены постановления судьи не имеется. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобу директора Дальневосточного бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Киселева А.А. – без удовлетворения.

Судья Е.В. Королева