ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2017 от 06.12.2016 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Адм. дело № 12-21/2017

Поступило в суд 06.12.2016

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2017г. г. Новосибирск

Судья Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Еременко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлушкина С. В. на постановление мирового судьи 3-го судебного участка *** от **** о привлечении к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Павлушкин С.В. обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи 3-го судебного участка *** от **** которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, освобожден от административной ответственности, ему объявлено устное замечание.

В обоснование доводов жалобы указано, что постановление является незаконным, необоснованным, подлежит отмене, поскольку из ч. 1ст. 1 ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Из системного анализа норм указанного ФЗ и буквального толкования условия части 2 статьи 1 данного закона, следует, что указанный нормативный правовой акт регламентирует порядок всех видов обращений физических и юридических лиц в государственные органы и органы местного самоуправления, а также обращений к юридическим лицам, осуществляющим публично значимые функции государственным и муниципальным учреждениям, иным организациям и должностным лицам. Исключением из указанного правила являются обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, диспозиция статьи 5.59 КоАП РФ, устанавливая ответственность за нарушение порядка и сроков установленных законодательством Российской Федерации, касающихся рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предполагает именно 59-ФЗ в качестве законодательства регулирующего данные правоотношения.

Вместе с тем, правоотношения возникшие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами (местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления, государственных и муниципальных услуг» и иными Федеральными законами, относительно каждого отдельного вида государственных услуг.

Порядок выдачи удостоверения личности моряка в Российской Федерации регламентирован |Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Положением об удостоверении личности моряка, утвержденным Постановлением Правительства от 18.08.2008г. № 628, Инструкцией о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка, утвержденной приказом Минтранса России от 19.12.2008г. № 213, а также Административным регламентом Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 12.12.2013г. № 460.

В ст. 1 Административного регламента указано, что настоящий регламент определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота, а также порядок взаимодействия Федерального агентства морского и речного транспорта и находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка, с заявителями при предоставлении государственной услуги. Ст. 11 Административного регламента определено наименование государственной услуги - «Государственная услуга по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота».

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей было учтено, что отношения связанные с оформлением и выдачей удостоверений личности моряка является государственной услугой, которая подлежит регулированию отдельными, относительно 59-ФЗ, нормативными правовыми актами. Однако, не было учтено важнейшее обстоятельство, в соответствии с которым возникли иные общественные правоотношения, связанные с правовым порядком организации и предоставления государственной услуги.

Соответственно, в действиях должностного лица, привлеченного к административной ответственности отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, в силу того, что действия лица, в рамках рассматриваемых обстоятельств, не регулируются 59-ФЗ в связке с которым действует ст. 5.59 КоАП РФ.

Кроме того, мировой судья в решении указывает, что 59-ФЗ распространяет свое действие на ФБУ «Администрация Обского БВП», соответственно к рассмотренным правоотношениям должны применяться сроки для ответа, установленные данным Законом.

С учетом того, что диспозиция статьи 5.59 КоАП РФ непосредственно связана с правилами, установленными 59-ФЗ, в том числе в части срока ответа на обращение, мировым судьей должна была быть дана оценка действию лица, привлекаемого к ответственности, с точки зрения тридцатидневного срока на исполнение обязанности.

Возможность применения сроков для ответа, установленных иными нормативными правовыми актами, ФЗ-59 не предусмотрено. Однако, мировым судьей установлен состав правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ со ссылкой на пропуск пятнадцатидневного срока для ответа, установленного иными нормативными правовыми актами, нежели 59-ФЗ.

Вместе с тем, удостоверение личности моряка получено Гагариным С.А.* на тридцатый день с момента его обращения для оказания государственной услуги по выдаче удостоверения личности моряка, то есть в пределах, установленного 59-ФЗ срока для ответа на обращение. Поскольку ответ на обращение дан в течение тридцатидневного срока, то в действиях лица привлеченного к административной ответственности отсутствует состав правонарушения предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного заявитель просил суд об удовлетворении жалобы, отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу.

В судебное заседание Павлушкин С.В. не явился, просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, обеспечил явку законных представителей, которые доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников Павлушкина С.В., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Постановлением мирового судьи 3 – го судебного участка *** от **** как руководитель * привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, при этом освобожден от административной ответственности, ему объявлено устное замечание.

Устанавливая вину Павлушкина С.В. в совершении данного правонарушения мировой судья исходил из того, что приказом ** от **** Росморречфлота на должность руководителя * назначен Павлушкин С.В. с ****

* является федеральным государственным учреждением, находящимся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

Порядок и сроки рассмотрения обращения граждан определены как ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», так и иными подзаконными нормативными актами (Положение учреждения, Инструкция о порядке применения Положений об удовлетворении личности моряка, Административным регламентом Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судом, судов смешанного плавания (река - море) и судов рыбопромыслового флота, утвержденный приказом министерства транспорта РФ № 40 от 12.12.2013г.).

Мировым судьей из представленных письменных материалов дела установлено, что заявление Гагарина С.А. со всеми необходимыми приложенными документами поступило в ***** в нарушение установленных требований закона удостоверение личности моряка Гагарину С.А. выдано **** При этом срок вышеуказанными нормативными актами установлен на рассмотрение заявления 15 календарных дней.

Далее, в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от **** перечислены случаи нарушения сроков ответов на обращения * от **** ответ на которое вручен ***** (обращение поступило **** ответ вручен ****.), * (первое обращение поступило **** ответ вручен **** второе обращение поступило **** ответ вручен ****.) * (обращение поступило **** ответ вручен ****.). Ответы на обращение * (поступило **** ответ вручен ****), * (поступило **** ответ вручен ****.), * (поступило **** ответ дан ****.) были даны в установленный законом срок.

С выводами мирового судьи о наличии в действиях Павлушкина С.В. состава вмененного правонарушения в части нарушения сроков ответов на обращения юридических лиц соглашаюсь, так как они подтверждены материалами дела и основаны на законе.

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ регламентирован ФЗ РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в частности статьями 5,7,8-12 названного закона.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. ст. 9,10 указанного ФЗ РФ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В силу ст. 12 указанного ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Материалами дела факт совершения Павлушкиным С.В. вмененного правонарушения доказан, он подтвержден совокупностью достаточных допустимых доказательств, подробно приведенных мировым судьей в обжалуемом постановлении. Сведений о том, что продлевалось рассмотрение обращений, не представлено.

Следовательно, поскольку имело место нарушение сроков ответов на обращения юридических лиц, то Павлушкин С.В. подлежал признанию виновным и привлечению к административной ответственности. Также мировым судьей учтено, что сроки для привлечения к административной ответственности истекли по несвоевременному ответу на обращения * исходя из этого, учитывая малозначительность правонарушения, Павлушкин С.В. освобожден был от административной ответственности.

Однако, выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в действиях Павлушкина С.В., выразившиеся в несвоевременном рассмотрении заявления Гагарина С.А. в выдаче удостоверения моряка суд находит необоснованными, поскольку состав ст. 5.59 КоАП РФ не охватывает нарушение подзаконных актов, предусматривающих порядок выдачи такого рода документов, в связи с чем исключению из мотивировочной части подлежит указание на нарушение Павлушкиным С.В. данных нормативных актов. Переквалификация и рассмотрение вопроса о привлечении Павлушкина С.В. к административной ответственности по иных статьям КоАП РФ не возможно в виду истечения срока давности и освобождения Павлушкина С.В. от административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 3-го судебного участка *** от **** о признании Павлушкина С.В. виновным в совершении административного правонарушения по ст.5.59 КоАП РФ - оставить без изменения, исключив из мотивировочной части постановления указание на нарушение Павлушкиным С.В. сроков выдачи удостоверения моряка по заявлению Гагарина С.А.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья /подпись/ Еременко Д.А.