ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2018 от 05.04.2018 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Неказаченко Н.П. Дело № 12-21/2018

№ 7-30/2018

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

5 апреля 2018 года г. Магадан

Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, жалобу министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Сычевой Н.М. на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Сычевой Н.М.

с участием:

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Васильевой В.Р.,

представителя административного органа Ягжевой Э.М.

при секретаре судебного заседания Родинова Е.И.,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/16 министр дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычева Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 13 февраля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Сычевой Н.М. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, министр дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Сычева Н.М. подала жалобу, в которой просит постановление административного органа и решение судьи отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В жалобе и дополнении к ней, ссылаясь на статьи 72, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), указывает, что при наличии соответствующего нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заказчик вправе заключить контракты, предметами которых является выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств и на сроки, которые установлены данным актом. При этом, бюджет 2016 года являлся однолетним и не мог содержать плановых показателей на последующие годы.

Полагает ошибочным вывод административного органа и судьи Магаданского городского суда о наличии в действиях Сычевой Н.М. состава административного правонарушения в связи с принятием Министерством дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области (далее - Министерство) бюджетных обязательств по контракту на общую сумму 18 173,00 рубля, поскольку государственный контракт содержит единую цену, не подлежащую изменению. Цена спорного контракта от 6 июня 2016 года составляет 231 837,00 рублей, из них в 2016 году – 18 173,00 рубля, в 2017 году – 213 664,00 рубля.

Исходя из положений части 3 статьи 219 БК РФ, Министерством приняты бюджетные обязательства в размере 231 837,00 рублей на 2016 и 2017 годы по долгосрочному государственному контракту.

Считает, что действия Министерства по принятию решения о заключении долгосрочного государственного контракта попадают под исключение, предусмотренное пунктом 3 статьи 72 БК РФ и соответствуют требованиям, установленным Правилами принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (утв. постановлением Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313).

Обращает внимание на то, что между правительством Магаданской области и Федеральным дорожным агентством заключено Соглашение от 24 сентября 2014 года № ФДА 48/85-С о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Магаданской области в рамках реализации целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», предусматривающее мероприятия, а также объемы их финансирования, по строительству и реконструкции объектов, находящихся в собственности Магаданской области.

Кроме этого, постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп принято решение о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ по строительству, осуществлению строительного контроля и авторского надзора по объектам.

Данное постановление обязывает Министерство заключить в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по строительству, осуществлению строительного контроля и авторского надзора на период 2016-2017 годы по объектам.

Полагает ошибочными ссылку судьи на пункт 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», поскольку положения указанного пункта постановления Правительства не распространяются на государственные контракты, заключаемые при осуществлении бюджетных инвестиций, на соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также на соглашения о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).

Выражает несогласие с выводом судьи о том, что недоведение Министерством себе как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств образует состав вменяемого административного правонарушения.

Обращает внимание на то, что диспозицией статьи 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные, а не доведенные лимиты бюджетных обязательств. При этом Сычевой Н.М. административным органом вменено совершение правонарушения в связи с заключением контракта в отсутствие доведенных лимитов.

Указывает, что в нарушение положений части 1 статьи 30.8 КоАП РФ судьей не было оглашено решение по жалобе, а только его резолютивная часть. Копия решения направлена в адрес Сычевой Н.М. 21 февраля 2018 года, то есть с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ. Полагает, что данные нарушения являются безусловным основанием для отмены судебного постановления.

Сычева Н.М. в заседание суда не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представила. В связи с изложенным, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся Сычевой Н.М.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника, поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя административного органа, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу ввиду следующего.

Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии со статьей 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом;

бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

За принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно Положению о министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, утвержденному постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 4-пп и действовавшему на момент совершения административного правонарушения, Министерство является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим функции в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Магаданской области. Министр обеспечивает выполнение возложенных на Министерство задач и функций в соответствии с федеральным и областным законодательством, несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление функций, возложенных на Министерство (пункты 4.1, 4.3 Положения).

Распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 года № 714-рк Сычева Н.М. назначена на должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области с 1 декабря 2014 года.

Распоряжением губернатора Магаданской области от 9 января 2018 года № 1-рк на основании постановления губернатора Магаданской области от 14 сентября 2017 года № 172-п «О переименовании министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области и внесении изменения в постановление губернатора Магаданской области от 1 ноября 2013 года № 145» министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычеву Н.М. принято считать с 1 января 2018 года министром дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области. В соответствии с пунктами 3.3, 3.11 Положения Миндортранс Магаданской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий; осуществляет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Объем бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств определен в статье 158 БК РФ, согласно которой принятие бюджетных обязательств в полномочия главного распорядителя бюджетных средств не входит.

В силу статьи 162 БК РФ право исполнения бюджетных обязательств, а также их принятия закреплено исключительно за получателем бюджетных средств.

Таким образом, Министерство должно принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов в пределах лимитов доведенных до него как до получателя бюджетных средств.

Управлением Федерального казначейства по Магаданской области в период с 10 июля 2017 года по 4 августа 2017 года на основании приказов от 7 июля 2017 года № 308, от 31 июля 2017 года № 341, пункта 18 Плана контрольных мероприятий УФК по Магаданской области на 2017 год в Министерстве проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок. Проверяемый период - с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В ходе проверки установлено, что Министерством 6 июня 2016 года был заключен государственный контракт (далее - Контракт) № 0147200000316000002 с ООО «ГИП» на оказание услуг по ведению авторского надзора на объекте: строительство мостового перехода через р. Останцовый на км 203+476 автомобильной дороги «Герба-Омсукчан» в Магаданской области (Целевая статья 2820300000 или 2820352140) на общую сумму 231 837,00 рублей, в том числе из них в разбивке по годам: 2016 год – 18 173,00 рубля, 2017 год – 213 664,00 рубля.

Согласно отчету о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектам Российской Федерации (собственности муниципальных образований) и обязательств по долевому финансированию по соглашению в 2016 году (по состоянию на 1 октября 2016 года) стоимость услуг в 2016 году за счет средств федерального бюджета на момент заключения контракта составила 18 173,00 рубля.

Таким образом, 6 июня 2016 года Министерством за счет средств федерального бюджета были приняты бюджетные обязательства по Контракту на общую сумму 18 173,00 рубля.

Однако на дату заключения Контракта 6 июня 2016 года лимиты бюджетных обязательств в сумме 18 173,00 рубля по ЦС 2820300000 (или 2820352140) у Министерства, как у получателя бюджетных обязательств отсутствовали, так как они были доведены Министерством финансов Магаданской области на лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета № 01472250050 Министерства:

- 7 июня 2016 года расходным расписанием № 12 по ЦС 2820452140 на сумму 7 125 000 рублей.

Как получателю бюджетных средств с л/с №... на л/с №... в 2016 году Министерством доведение лимитов бюджетных обязательств по ЦС 2820300000 (или 2820352140) не осуществлялось.

Проверкой соблюдения порядка принятия бюджетных обязательств Министерством в 2016 году установлено принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств.

Как получателю бюджетных средств с л/с №... на л/с №... в 2016 году Министерством доведение лимитов бюджетных обязательств по ЦС 2820452140 не осуществлялось.

В результате заключения названного выше государственного контракта Министерством были приняты бюджетные обязательства за счет средств федерального бюджета при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей целевой статье на сумму 18 173,00 рубля.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Министерством порядка принятия бюджетных обязательств, предусмотренного частью 3 статьи 219 БК РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из содержания примечания к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах.

Таким образом, Сычева Н.М., являясь должностным лицом, наделенным организационно - распределительными функциями, допустила ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а именно в нарушение части 3 статьи 219 БК РФ приняла бюджетные обязательства в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств. Указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.

Установленные административным органом и судьей обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, в связи с чем действия должностного лица Сычевой Н.М. правильно квалифицированы по статье 15.15.10 КоАП РФ как принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Доводы жалобы о том, что действия Миндортранса Магаданской области по заключению государственного контракта подпадают под исключения, предусмотренные пунктом 3 статьи 72 БК РФ, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Сычевой Н.М. состава вмененного административного правонарушения.

В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 72 БК РФ иные государственные контракты, заключаемые от имени субъекта Российской Федерации, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены данными актами, а также в соответствии с иными решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в 2016 году договоры (соглашения), по которым получателем средств федерального бюджета в соответствии с ранее доведенными лимитами бюджетных обязательств приняты обязательства, подлежащие оплате в 2017 году, по инициативе получателя средств федерального бюджета в связи с недоведением ему лимитов бюджетных обязательств на указанный год не расторгаются.

Содержание вышеприведенных норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что до заключения государственного контракта получателем бюджетных средств должны быть приняты бюджетные обязательства в пределах утвержденных лимитов на определенный год, в рассматриваемом случае на 2016 год. При этом допускается принятие обязательств в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств, на следующий год (2017) без их доведения получателю бюджетных средств в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственный контракт может быть заключен получателем бюджетных средств во всяком случае, но только после принятия им бюджетных обязательств в размере утвержденных лимитов. В этой связи ссылки в жалобе на постановления Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313-пп и от 19 апреля 2016 года № 296-пп правового значения не имеют.

Ссылка в жалобе на оглашение судьей только резолютивной части решения материалами дела не подтверждается. Как следует из оспариваемого решения, оно изготовлено 13 февраля 2018 года, резолютивная часть данного решения в материалах дела отсутствует.

Довод о направлении лицам, участвующим в деле, копии решения суда с нарушением предусмотренного КоАП РФ трехдневного срока отмену обжалуемого решения повлечь не может, так как позднее получение копии решения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, на его обжалование не нарушило и существенным нарушением положений КоАП РФ не является.

Порядок привлечения Сычевой Н.М. к административной ответственности соблюден.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица административного органа и судьи о доказанности вины Сычевой Н.М. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, они не опровергают наличие в действиях Сычевой Н.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.10 КоАП РФ.

Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется.

При таком положении состоявшиеся по делу акты являются правильными, и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда

р е ш и л :

постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/16 и решение судьи Магаданского городского суда от 13 февраля 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица - министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Сычевой Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Сычевой Н.М. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья И.А. Адаркин