Дело № 12-21/2018 Р Е Ш Е Н И Е город Катав-Ивановск Челябинская область «07» марта 2018 года Судья Катав-Ивановского городского суда Челябинской области Меркулова Ю.С., при секретаре Плешивцевой С.А., с участием защитника ООО "Мергель" Хохлова Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мергель" на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Мергель" по ст.8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС по делу об административном по ст.8.2 КоАП РФ юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Мергель" подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за то, что совершило нарушение в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия - не обеспечило соблюдение требований законодательства при обращении с отходами: Предприятием в период с ДД.ММ.ГГГГ не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данными учета в области обращения с отходами за три квартала 2017 года установлено, что ООО "Мергель" осуществляет хранение отходов V класса - вскрышные породы в смеси практически неопасные (код ФККО 20019099395) на объекте отвал пустых пород, расположенном на месторождении мергелей "Гора Груздовник". Данный объект не зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов, за что предусмотрена административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ. Юридическим лицом Обществом с ограниченной ответственностью "Мергель" подана жалоба, в которой оно просит вынесенное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС отменить, производство по делу прекратить. В обосновании указав, что ООО "Мергель" приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм. ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о регистрации в ГРОРО отвала скальной и рыхлой породы. ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в такой регистрации, указано на необходимость предоставления государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО, а также в противоэрозионных лесах размещение отвалов не допускается. После получения лицензии на пользование недрами №ДД.ММ.ГГГГ, в 2011 году был заключен договор № д с филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект", по результатам исполнения которого Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ земли под месторождением полезных ископаемых были отнесены к противоэрозионным лесам. Договор аренды лесных участков был заключен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ№-р, не разрешающее в противоэрозионных лесах размещение отвалов. ДД.ММ.ГГГГ Общество заключило с ИП САВ договор № на разработку и согласование обоснования по изменению границ защитных лесов в части изменения границ защитных лесов Катав-Ивановского лесничества таким образом, чтобы земли, занимаемые карьером и отвалом, были переведены в категорию, в которой разрешено размещение карьеров и отвалов (пустынные, полупустынные). Отсутствие регистрации отвала в ГРОРО не позволяет разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвердить нормативы, поскольку требуется, чтобы объект размещения отходов был зарегистрирован в ГРОРО. ДД.ММ.ГГГГ обществом был заключен с ООО "Промпроект" договор № на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но работы приостановлены из-за отсутствия такой регистрации. Защитник ООО "Мергель" Хохлов Б.Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, ссылаясь на изложенное в ней. Прокурор Ахметьянова Э.Ю. в суде полагает вынесенное постановление законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Старший государственный инспектор РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС в суд не явилась, извещена. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд не находит оснований к отмене обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Разрешая дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Мергель" по ст.8.2 КоАП РФ должностное лицо - старший государственный инспектор РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС выполнила указанные требования закона. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ст.18 указанного закона, нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Согласно ст.12 закона, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Факт совершения юридическим лицом ООО "Мергель" административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, исследованных при рассмотрении дела старшим государственным инспектором РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС. Нарушений норм законодательства, влекущих признание вышеуказанных доказательств недопустимыми, не установлено. Так, в суде достоверно установлено, что Челябинской природоохранной прокуратурой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия - не обеспечено соблюдение требований законодательства при обращении с отходами: Предприятием в период с ДД.ММ.ГГГГ не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данными учета в области обращения с отходами за ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ООО "Мергель" осуществляет хранение отходов V класса - вскрышные породы в смеси практически неопасные (код №) на объекте отвал пустых пород, расположенном на месторождении мергелей "Гора Груздовник". Данный объект не зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Челябинским природоохранным прокурором ПМВ было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Мергель". Учитывая изложенное, вывод старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды <адрес>ГЕС о наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, достаточно полно мотивирован, собранные доказательства получили оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Имеющиеся доказательства в своей совокупности являются достаточными для установления вины данного юридического лица. Нарушений требований ст. 26.2 КоАП РФ, влекущих признание их не допустимыми, при их получении не допущено. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. 27.05.2013 года было издано распоряжение Правительства РФ № 849-р "Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", согласно которого размещение отвала допускается в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов. Согласно сведений, предоставленных ООО "Мергель", земли под месторождением полезных ископаемых были отнесены к защитным лесам противоэрозионным. При этом в жалобе представитель ссылается на приказ Рослесхоза от 18.09.2014 года № 342. Спустя значительное время, ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в Управление Росприроднадзора по <адрес> с заявлением о регистрации в ГРОРО отвала скальной и рыхлой породы, в которой им было отказано. При этом в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что в формах характеристики ОРО ООО "Мергель" допущены ошибки, также отсутствуют сведения о государственной экологической экспертизе на проектную документацию на строительство ОРО, категории защитных лесов с приложением выписки из материалов лесоустройства. Опять же спустя значительное время, ДД.ММ.ГГГГ обществом заключен с ИП САВ договор № на разработку и согласование обоснования по изменению границ защитных лесов в части изменения границ защитных лесов Катав-Ивановского лесничества с целью перевода земель, занимаемых карьером и отвалом в иную разрешенную категорию. Таким образом, учитывая доказанность нарушения, обстоятельства дела, суд не может согласиться с доводами жалобы о принятии ООО "Мергель" всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм. При таких обстоятельствах, постановление, вынесено с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, являются законными обоснованным. Нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административном правонарушении, Р Е Ш И Л: Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ГЕС по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Мергель" по ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Мергель» - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с даты получения копии решения в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд. Судья: подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья: Ю.С.Меркулова Секретарь: С.А.Плешивцева |